«То, что он мог позволить себе писать, мало кому дозволялось в то время...»
90 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Юлиана Семеновича Семенова
Родился в 1931 году в Москве, в семье известного журналиста Семена Ляндреса, в прошлом секретаря Бухарина.
С детства увлекался литературой и историей.
В 1948 году поступил в Институт востоковедения в Москве, после ареста отца по политической статье был исключён, смог окончить ВУЗ в 1954 году. Его специальностью стали языки пушту и дари (Афганистан).
Режиссёр А. Кончаловский, приятель юности, вспоминает, что Семенов также «говорил на фарси, на урду, по-английски».
Учился в МГУ на историческом факультете, занимался научной работой – изучал персидскую историю и политику.
В качестве переводчика работал по дипломатической линии в странах Восточной Азии.
Начал публиковаться как журналист в 1955 году (газеты «Правда», «Литературная газета», «Комсомольская правда», журналы «Огонёк» и «Смена»).
В художественной литературе Семёнов начал с психологических новелл – «Дождь в водосточных трубах», «В горах мое сердце», «Прощание с любимой женщиной».
После пребывания в Кабуле, в 1958 году Семёнов написал свою первую повесть – «Дипломатический агент».
В 1960 году стал членом Союза писателей СССР. Сразу после этого вошёл в редколлегию журнала «Москва», после 1967 года работал корреспондентом «Литературной газеты» за рубежом – в странах Европы, на Кубе, в Японии, США и Латинской Америке.
Писателя Семенова заметили после выхода в журнале «Юность» повести о полярных летчиках – «При исполнении служебных обязанностей» (1962), она запомнилась как «антисталинское» произведение того времени.
В 1963 году был снят одноимённый фильм (реж. – Илья Гурин).
Тогда же был начат известный «милицейский цикл» Семенова – первая повесть называлась «Петровка, 38». Далее последовали повести «Огарева, 6» (1972) и «Противостояние» (1980). Речь в них идёт об уголовном розыске или о расследовании экономических преступлений. Все три были позднее экранизированы.
Самая известная книга Юлиана Семенова – одна из 13 повестей о советском разведчике Штирлице – «Семнадцать мгновений весны» (1969).
Одноимённый многосерийный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой с Вячеславом Тихоновым в главной роли вышел на экраны в 1973 году. Зрители с нетерпением ждали каждой новой из 12 серий. Известно, что милиционеры зафиксировали резкое падение уровня преступности в СССР в часы показа сериала.
Наивысшая похвала от зрителей – огромное количество анекдотов о Штирлице, некоторые из которых ходят в народе до сих пор.
В конце Второй мировой войны разведчик-детектив Штирлиц-Исаев выясняет суть переговоров между гитлеровской верхушкой и странами-союзниками СССР. Герой находит выход из практически безвыходной ситуации, спасает свою радистку из гестапо, совершает массу других героических поступков во имя Родины.
Настоящее имя Штирлица в романах – Владимир Владимирович Владимиров. Потом его называют Максимом Максимовичем Исаевым. Герой – собирательный образ советского разведчика.
О нём также написаны романы «Испанский вариант» (1973), «Альтернатива» (1974), «Бомба для председателя» (1975), «Третья карта» (1977), «Приказано выжить» (1982), три романа из цикла «Экспансия» (1984) и другие. Роман «Отчаяние» 1988 года завершает цикл, разведчик Исаев-Штирлиц возвращается в СССР, проведя операцию по разоблачению нацистов-преступников, после войны скрывавшихся в Латинской Америке.
Также Семенов создал романы «Пароль не нужен» (1965), «Майор Вихрь» (1966-1967), «Бомба для председателя» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971), хроника в 4-х книгах «Альтернатива» (1975); «Горение» (1977–1978, о Дзержинском), «Пресс-центр» (1983), «Экспансия» (в трёх книгах, 1985-1987); повести «Исход» (1967), «Он убил меня под Луанг-Прабангом» (1970), «ТАСС уполномочен заявить» (1979), «Противостояние» (1980).
Были успешно экранизированы «Майор Вихрь» (1967, реж. – Е. Ташков) и «ТАСС уполномочен заявить» (1984, реж. – В. Фокин).
Также в 1980-е вышел цикл исторических романов Семенова «Версии»: «Смерть Петра» – версия гибели Петра I, «Убийство Столыпина», «Научный комментарий» – повесть об уходе из жизни Маяковского.
В документальный сборник «Лицом к лицу» (1983) вошли интервью с нацистскими преступниками, взятыми Семеновым в Германии и Испании, также в нём рассказывается о поисках Янтарной комнаты и других ценностей (в том числе – рукописей Достоевского), которые во время войны были вывезены из СССР.
«Антисталинскую» тему, впервые затронутую в ранней повести, Семенов продолжил в произведениях «Репортер», «Тайна Кутузовского проспекта» (о загадочной смерти актрисы З. Фёдоровой), «Ненаписанные романы», «Процесс-38».
В 1986 году была создана Международная ассоциация детективного и политического романа, Ю. Семенов стал её президентом.
В 1989 году он создал альманах «Совершенно секретно» – первое в стране частное периодическое издание – и одноимённую передачу на телевидении. В этом проекте «рассекречивались» архивные материалы 30-50-летней давности.
Также был создателем и редактором журнала «Детектив и политика». Основоположник жанра «Журналистское расследование» в стране.
Был секретарем правления Союза писателей СССР.
Вёл активную культурную, общественную и политическую деятельность.
15 сентября 1993 года Юлиан Семенов после тяжелой болезни скончался в Москве. Прах писателя развеян над Черным морем.
Юлиан Семенов – лауреат Государственной премии РСФСР (1976), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).
В серии «ЖЗЛ» вышла книга «Юлиан Семёнов», автором которой является младшая дочь писателя Ольга Семенова.
В 2006 году учреждён Культурный Фонд Юлиана Семенова.
В Крыму открыт Дом-музей Юлиана Семёнова. В своём доме в посёлке Олива (Верхняя Мухалатка) писатель работал над романами «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить» и др. Семёнов называл дом «Моя вилла «Штирлиц»».
Язык произведений Семенова точен, часто лишён излишних «красивостей» и напоминает репортажи, поскольку он много писал для разных газет, в основном политические обзоры.
Как правило, в его произведениях реальные факты становились основой для вымышленного сюжета. Главный герой – журналист, он – и участник событий, и «резонёр», комментирующий происходящее.
Многое из того, о чём писал Семенов, не могло появиться в газетных репортажах, но появлялось на страницах его книг, и это была возможность донести до читателя важные мысли и важную информацию.
Из детективных политических романов Юлиана Семенова читатели могли узнать о жизни в других странах, реальных секретных биографиях и операциях (автор пользовался архивными материалами КГБ) – всё это было в стране под запретом. Ещё и по этой причине увлекательные приключенческие произведения Семёнова были столь популярны.
Проект «Совершенно секретно» Семенов создавал вместе с журналистом Евгением Додолевым. Однажды в интервью Додолев так сказал о Семенове: «Мне казалось, что это совершенно какая-то глыба, и, за что бы он ни взялся, у него получалось, просто он выбрал для себя этот путь... Вот есть писатели, есть журналисты, есть художники, есть бизнесмены, есть аппаратчики, а есть Семенов. Семенов был как бы сам по себе, такой вот уникальный жанр...».
А вот несколько слов из воспоминаний о Ю. Семенове писателя Георгия Вайнера: «Юлиан был замечательным бизнесменом. Он создал и раскрутил первую коммерческую газету «Совершенно секретно» – высокодоходнейшее предприятие, основал издательство, имел связи с бизнесменами на Западе (...) Он обладал громадным талантом личностного обаяния – знакомясь с человеком, он уже через десять минут был с ним не разлей вода. И милиционеры, и уголовники, с которыми мы его знакомили, были от него в восторге, потому что он поражал широтой и парадоксальными выходками и идеями».
Оставил свои воспоминания о Ю. Семенове и А. Кончаловский. Вот фрагмент о его творчестве: «То, что он мог позволить себе писать, мало кому дозволялось в то время. Хоть и писал он в основном о чекистах, но прежде всего они его интересовали как люди, принимающие самостоятельные решения и совершающие самостоятельные поступки...».
На памятнике Юлиану Семенову в Ялте выбита такая его цитата: «Я писал мои книги, чтобы люди поняли: в мире нет безысходности, когда есть выход, только надо надеяться на свои силы и во всём видеть красоту».
Юлиан Семенов, «Семнадцать мгновений весны», фрагмент (начало):
«Памяти отца посвящаю
«КТО ЕСТЬ КТО?»
Сначала Штирлиц не поверил себе: в саду пел соловей. Воздух был студеным, голубоватым, и, хотя тона кругом были весенние, февральские, осторожные, снег еще лежал плотный и без той внутренней, робкой синевы, которая всегда предшествует ночному таянию.
Соловей пел в орешнике, который спускался к реке, возле дубовой рощи. Могучие стволы старых деревьев были черные; пахло в парке свежезамороженной рыбой. Сопутствующего весне сильного запаха прошлогодней березовой и дубовой прели еще не было, а соловей заливался вовсю – щелкал, рассыпался трелью, ломкой и беззащитной в этом черном, тихом парке.
Штирлиц вспомнил деда: старик умел разговаривать с птицами. Он садился под деревом, подманивал синицу и подолгу смотрел на пичугу, и глаза у него делались тоже птичьими – быстрыми, черными бусинками, и птицы совсем не боялись его.
«Пинь-пинь-тарарах!» – высвистывал дед.
И синицы отвечали ему – доверительно и весело.
Солнце ушло, и черные стволы деревьев опрокинулись на белый снег фиолетовыми ровными тенями.
«Замерзнет, бедный, – подумал Штирлиц и, запахнув шинель, вернулся в дом. – И помочь никак нельзя: только одна птица не верит людям – соловей».
Штирлиц посмотрел на часы.
«Клаус сейчас придет, – подумал Штирлиц. – Он всегда точен. Я сам просил его идти от станции через лес, чтобы ни с кем не встречаться. Ничего. Я подожду. Здесь такая красота...».
Этого агента Штирлиц всегда принимал здесь, в маленьком особнячке на берегу озера – своей самой удобной конспиративной квартире. Он три месяца уговаривал обергруппенфюрера СС Поля выделить ему деньги для приобретения виллы у детей погибших при бомбежке танцоров «Оперы». Детки просили много, и Поль, отвечавший за хозяйственную политику СС и СД, категорически отказывал Штирлицу.
«Вы сошли с ума, – говорил он, – снимите что-нибудь поскромнее. Откуда эта тяга к роскоши? Мы не можем швырять деньги направо и налево! Это бесчестно по отношению к нации, несущей бремя войны».
Штирлицу пришлось привести сюда своего шефа – начальника политической разведки службы безопасности. Тридцатичетырехлетний бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг сразу понял, что лучшего места для бесед с серьезными агентами найти невозможно. Через подставных лиц была произведена купчая, и некий Бользен, главный инженер «химического народного предприятия имени Роберта Лея», получил право пользования виллой. Он же нанял сторожа за высокую плату и хороший паек. Бользеном был штандартенфюрер СС фон Штирлиц.
...Кончив сервировать стол, Штирлиц включил приемник. Лондон передавал веселую музыку. Оркестр американца Глэна Миллера играл композицию из «Серенады Солнечной долины». Этот фильм понравился Гиммлеру, и в Швеции была закуплена одна копия. С тех пор ленту довольно часто смотрели в подвале на Принц-Альбрехтштрассе, особенно во время ночных бомбежек, когда нельзя было допрашивать арестованных.
Штирлиц позвонил сторожу и, когда тот пришел, сказал:
– Дружище, сегодня можете поехать в город, к детям. Завтра возвращайтесь к шести утра и, если я еще не уеду, заварите мне крепкий кофе, самый крепкий, какой только сможете...».