Станислав Секретов о произведении «Зов крови» Константина Кавки

22.12.2020 5 мин. чтения
Секретов Станислав
Рецензия Станислава Секретова - публициста, литературного критика, финалиста премий «Дебют», «Литблог» и «Неистовый Виссарион», стипендиата Министерства культуры РФ, заведующего отделом «общество и культура» литературного журнала «Знамя» - на рассказ «Зов крови» Константина Кавки.
Станислав Секретов о произведении «Зов крови» Константина Кавки

Очнувшегося в больничной палате героя рассказа Константина Кавки «Зов крови», двадцатисемилетнего Григория, преследует не только сильная боль, но и незнакомый голос, требующий от него решительных действий. Открывается повествование убедительным описанием эмоций персонажа, пришедшего в себя. Автор использует весьма неплохие сравнения, впрочем, они не всегда оказываются точными. Может ли человек по доброй воле долго смотреть на солнце? Кажется, нет. Но если представить себе подобное в качестве изощренной пытки, то пазл сложится. При этом в отдельных сценах Кавка «отключает» своему герою почти все чувства – и это удачная находка. Внезапно провалившись во мрак, Григорий не может ни пошевелиться, ни закричать, однако он превращается в слух, и его сознание заполняют ужасные звуки: он словно оказывается в самом центре митингующей толпы, жестко разгоняемой силовиками.

Во второй части рассказа становится понятно, что видения Григория отнюдь не случайны. Автор вводит в повествование второстепенную героиню – медсестру Лену. Она читает новости о продолжающихся в городе протестных акциях и понимает, что к ним в отделение будет поступать все больше людей, пострадавших от столкновений с полицией и национальной гвардией. Прекрасно удалось отразить главные чувства Лены – тревогу и непонимание, ведь совсем недавно все было спокойно.

Рассказ оказывается злободневным. При этом Константин Кавка очень мудро не обозначает время и место происходящих событий. В итоге одни читатели решат, что речь однозначно идет о сегодняшних протестах в Минске, другие вспомнят прошлогодние громкие оппозиционные акции в российской столице в преддверии выборов в Мосгордуму, третьи будут уверены, что писатель намекает на массовый всплеск протестного движения, случившийся в России в 2011 году после выборов в Госдуму. И каждый будет по-своему прав: думается, все-таки автор говорит об острой социальной проблеме в целом, а не о конкретном событии. Отклик в душе думающего читателя Кавка найдет обязательно.

Выясняется, что его герой – один из первых, кто наиболее сильно пострадал от действий силовиков во время протестов. И окончательно придя в себя, Григорий нападает на Лену. Здесь смущает сразу несколько фактов. Лена – маленькая и хрупкая девушка, но «в метр семьдесят роста». Кажется, с ростом все-таки перебор. Стоит либо вообще не называть эту цифру, либо «понизить» героиню. Само же поведение Григория кажется невозможным: только что он не мог нормально пошевелиться, а до этого и вовсе был на грани жизни и смерти, и тут ослабленный человек набрасывается на медсестру с такой недюжинной силой, которой позавидовал бы здоровый крепкий мужчина. Человек, поступивший в реанимацию «после первой ночи протестов из изолятора временного содержания с множественными травмами, разрывом селезенки, и как следствие крупной кровопотерей» и, по сути, с трудом вытащенный врачами с того света, не может обладать такой мощью. Требуется либо в подробностях обосновать это состоянием аффекта, либо «улучшить» здоровье героя, либо в разы усилить фантастический элемент: дать понять читателям, что телом управлял не он сам – слабый человек, а тот самый голос, агрессивно призывавший его действовать.

Зато обоснование внезапной ненависти героя полностью обосновано. В глазах Григория, Лена – бюджетник, работающий в государственном учреждении, а значит – человек режима, полностью этот режим поддерживающий. То есть враг протеста. Ценно, что читатель понимает это сам. Автор напрямую это не говорит, но делает прозрачный намек, обращаясь в том числе и к библейским аллюзиям.

Есть в рассказе еще один повторяющийся намек: «Любимую не отдают!». И это одна из лучших авторских находок, поскольку читатель, опираясь на сюжет повествования, сам определит нужное значение: речь не о девушке, а о стране.

Второй важнейший для рассказа персонаж – молодой сержант Александр. Он едет на станцию переливания крови и в вагоне метро замечает влюбленную пару. Автору удалось отлично изобразить резкую перемену чувств героя. Сперва – умиление, радость, ведь он тоже молод и у него тоже есть любимая. Но стоит Александру разглядеть белые ленты – символ оппозиции – умиление резко оборачивается отвращением и ненавистью. Константин Кавка мастерски выстроил композицию рассказа. Случай в метро оказывается предысторией: читатель сам свяжет все сюжетные узелки и легко поймет значение заглавного словосочетания «зов крови».

При нескольких очевидных и весьма серьезных плюсах рассказа стоит отметить и его минусы. Среди них – не всегда точный подбор слов и выражений. Например: «любопытство места и происходящего начало одолевать верх», «его осознание подтвердилось: он находился в просторной больничной палате», «что-то непонятное давит на него изнутри, и в этом внутри него, была сконцентрирована вся злость и агрессия». Впрочем, такие обороты легко может исправить опытный редактор. А вот о другом минусе стоит подумать уже самому автору. Сразу двух персонажей его герой убивает максимально жестоко, с обилием крови, с описанием подробностей. Возникает определенная подмена понятий: местами убийства оказываются важнее психологии, столь существенной для литературы. При этом оба убийства оставляют вопросы: слабый больной человек убивает сильных и здоровых. Возможно ли такое? Те не сопротивляются, свидетелей нет. Страшно, странно, непонятно... В итоге этот элемент триллера вредит самому главному, что есть в «Зове крови», – злободневной социальной метафоре. Да и самой социальной метафоре все-таки прямые выводы и четко прописанная мораль не нужны. Если писатель не просто может, но и неплохо умеет говорить очень точными намеками о серьезных вещах, а у Константина Кавки такой талант определенно есть, то еще раз в конце рассказа объяснять прямым текстом то, что все поняли по изящным подсказкам, не стоит.


Прочитать рассказ можно по ссылке.

Аудиоверсия рассказа.


Станислав Секретовличная страница.

Константин Кавка - начинающий писатель.

1141
Автор статьи: Секретов Станислав.
Родился в 1986 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Участник Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья и семинаров-совещаний молодых писателей Союза писателей Москвы. Финалист премий «Дебют», «Литблог» и «Неистовый Виссарион». Стипендиат Министерства культуры РФ. Заведующий отделом общества и культуры литературного журнала «Знамя». Как критик дебютировал в 2005 году в журнале «Новый мир». Автор более 100 рецензий, обзоров, статей и эссе в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Урал», «Волга», «Нева», «Homo Legens», а также в «Независимой газете», «Учительской газете», газете «Санкт-Петербургские ведомости» и других изданиях. Критик Литературного проекта «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9771
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8904
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7379
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5819

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала