Собиратель литературных ценностей
Интервью с главным редактором журнала «Невский проспект» Алексеем Николаевым
Главный редактор нового Журнала русской словесности и мысли «Невский проспект» Алексей Николаев рассказывает о главных принципах, по которым он создаёт свой журнал, делится взглядами на современный литературный процесс, предлагает широкому читателю ознакомиться с журналом и приглашает талантливых авторов к сотрудничеству.
Статью подготовили: Нина Кромина и Юлия Великанова.
Алексей Николаев родился в Вологде 28 апреля 1963 года. Российский журналист, редактор, писатель, философ; автор трехтомника «Время. Теория», в котором им впервые доказана формула структуризации времени, а также – популярной философской книги «Нравственный закон: фундаментальная этика», посвященной вопросам нравственной природы человека. Автор школьных учебников по этике и научно-популярного издания «Диалектика: философская система».
Работал в печатных изданиях Вологды. В 2008-2011 годы издавал журнал «Вологодская литература». Переехав в Санкт-Петербург, в 2021 году запустил проект Журнала русской словесности и мысли «Невский проспект».
Приступив к работе над литературным журналом в Вологде, был поражён тем, сколько есть талантливых людей, как прекрасно они пишут, но почему-то не печатаются.
Почему их мало печатают? В «толстяках» их произведений нет.
В одной только Вологде, городе с населением 300 тысяч человек, прямо сейчас живёт, по меньшей мере, 4 первокласснейших прозаика.
А. Н. «У них – дар от Бога. Нигде ничему специально не учились... И поэты есть прекрасные. В том числе и на ресурсе Стихи.ру, если хорошо поискать. Но – провинция есть провинция. Основные интеллектуальные силы и сейчас сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Отсюда идёт основной поток литературы. Убеждён, что существует целый легион русских профессиональных писателей. Вообще слово «профессиональный» к искусству плохо приклеивается. Главное – талантлив автор или не талантлив. Важно не руководствоваться вкусовщиной. Главное, что в целом классно написано.
В «Вологодской литературе» были опубликованы произведения лучших авторов, некоторые из них были выдвинуты на разные литературные премии и вошли в премиальные списки. В 2010 году роман писательницы из Череповца Елены Колядиной «Цветочный крест» был выдвинут от журнала «Вологодская литература» на премию «Русский букер» и получил Гран-при».
Проанализировав ситуацию с литературными публикациями, Николаев пришёл к выводу, что во многие издания малоизвестных авторов просто не берут.
Главный принцип Алексея Николаева: к делу имеет отношение только текст, его качество.
А. Н. «Хороший текст должен быть опубликован! Конечно, в каждом журнале есть своя редакционная политика, и авторы, отправляя произведения в тот или иной журнал, должны это иметь в виду. Что касается меня, то я, например, категорически против матюков и никогда не опубликую текст с ними. Тем более что всё это нетрудно и недолго заменить».
Переехав в Петербург, Алексей Николаев возобновил свою издательскую работу, новый журнал получил название «Невский проспект». Как и в «Вологодской литературе», публикации в нём для авторов бесплатные, на безгонорарной основе.
На сайте журнала выкладываются все опубликованные произведения. «Но без бумажного варианта, конечно, нельзя. Бумажная версия – это бренд!»
Говоря о любимых авторах, которых он публиковал, Николаев назвал имя вологодского писателя и священника Николая Толстикова, Виктора Зайкова, Павла Александровича и ушедшего из жизни в августе 2021 года Виктора Славянина.
Роман Виктора Петровича Славянина (Слинько) «Время незамеченных людей» произвел на него большое впечатление, был опубликован в первом номере журнала и выдвинут на соискание премии «Ясная поляна». Вошёл в лонг-лист.
Журнал «Невский проспект» находится в стадии становления, рубрики разрабатываются. Но уже сейчас кроме «Большой прозы», «Малой прозы», «Философии» есть раздел «Детской литературы», «Мемуаристики». Отдела критики пока нет, т.к. в журнал не поступали критические работы высокого уровня. Те рецензии, которые иногда присылают авторы, его не устраивают.
Николаев немного рассказал о своём творческом и профессиональном становлении. Мама – учитель русского языка и литературы.
А. Н. «Сам в молодости писал и стихи, и прозу. Пока не понял, что – не моё. Любовь к литературе вечна у русского человека. Русская литература – одна из столбовых вещей. Я родился с любовью к литературе. Учась в Суворовском училище, попал в госпиталь и там прочёл «Войну и мир». Был потрясён: «Как дальше жить, если не стремиться мыслить так, как Лев Толстой!». Затем - Достоевский. Жизнь так и застраивалась дальше. Философичность в русской литературе особая. Именно за счёт неё это – классика. Достоевский – главный среди писателей-философов. Литература и философия. И то, и другое – истина. Платон был сначала философ, затем – писатель, Достоевский – наоборот».
Алексей Николаев окончил факультет журналистики МГУ. «Журналист – не совсем настоящая профессия». Работая редактором нескольких изданий, он всегда делал основной упор на жанры литературного репортажа, интервью, публицистического очерка, – срез жизни. «Даже газеты затачивал под литературу. Региональная современная журналистика малоинтересна, зачастую это информация о губернаторе: куда поехал, с кем встретился».
А. Николаев всегда мечтал сделать литературный журнал и сделал, когда появилась возможность.
А. Н. «Ключевой принцип проекта: ставить самые высокие задачи. Тяжело, но можно раскрутить журнал и вывести его в пул основных литературных журналов страны. Задача – сделать лучший журнал страны. Непросто, но возможно. Выйти на высокий профессиональный уровень – не самое сложное. Самое сложное – удерживать высокий уровень издания на длинной дистанции: годами и десятилетиями. Сегодня мы живём в информационном мире, основной читатель находится в интернет-пространстве. Предстоит дальше развивать сайт журнала. Бумажная версия тоже должна быть, оптимально – экземпляров 200. Это – брендовая вещь! Должны быть точки продаж журнала, этот момент – в процессе разработки. Журнал – это не бизнес. Это – тоже важный принцип».
Николаев отметил, что прекрасные авторы есть и в литературном объединении «Точки» при Совете по прозе СП России и Литературной мастерской «Красная строка». С удовольствием напечатал произведения Виктора Славянина, Елены Яблонской, Натальи Ячеистовой, Зои Донгак, Евгения Касаткина, Екатерины Осориной, Нины Кроминой.
А. Н. «Уже упомянутый выше писатель Виктор Славянин ушёл на очень высокой ноте. Написал шедевр. Это – уже классика... Я знаю Виктора Петровича только по произведениям, которых он прислал мне множество. Я планировал многое опубликовать, сделать его основным автором журнала. Удивлён, почему роман «Время незамеченных людей» не попал в короткий список «Ясной поляны». Поскольку получение премии влечёт за собой предложения от издательств, буду продолжать выдвигать своих авторов на премии. Общение и коммуникация важны. Все следят за литпроцессом – и мы следим.
3-й номер журнала только что вышел. Объём – 40 авторских листов. Прозу мы публикуем без ограничений, что не практикуется в других журналах. Жанровых ограничений тоже никаких нет. Главное – качество текста. Присылайте свои лучшие вещи. Важно, чтобы они раньше не публиковались в других толстяках – есть негласное правило не делать перепечаток. Публикация в газете не считается...
Горжусь своими авторами. Расписываюсь за качество под каждым опубликованным произведением. Всю «кухню» создания журнала знаю хорошо. Знаю, как делать. Профан журнал не сделает.
Журнал «Невский проспект» – издание очень высокого уровня уже сейчас. Читайте и сами в этом убедитесь!».
Ссылка на журнал.