Мистический реализм в русской литературе: от классиков до современных писателей
Интервью с писательницей и поэтессой Юлией Март
Содержание:
- Как современные русские писатели совмещают реализм и мистику.
- На грани двух миров: черты мистического реализма.
- Примеры мистического реализма: книги классиков и современных русских писателей.
В детстве каждый верит в волшебство, о котором узнает из сказок. Во взрослом возрасте вера в чудеса и мистику разбивается об обыденность, но читать книги об этом по-прежнему интересно. Правда, сюжет при этом не обязательно будет полностью фантастическим – ведь есть мистический реализм, гармонично включающий необъяснимое в повседневность.
О том, что это за жанр, как его используют в творчестве классики и современные русские писатели, интереснее всего узнать из первых уст – от автора, который сам работает в этом литературном направлении. Речь о талантливой современной писательнице и поэтессе Юлии Март, которая в своих произведениях умело балансирует на грани реальности и мистики и готова раскрыть некоторые секреты жанра.
Как современные русские писатели совмещают реализм и мистику
Мистический реализм включает элементы сверхъественного в обыденную картину мира. В нем реалистичный сюжет и персонажи соприкасаются с необъяснимой стороной действительности – причем так, как будто это нормальное явление. В отличие от сугубо фантастических жанров, мистика здесь не стоит в центре сюжета, а нужна для раскрытия проблематики, характеров героев и их эмоций.
– Мистический реализм еще называют магическим. Для меня, как для автора, эта магия заключается не только в сюжетных элементах, но и в умении объединить несовместимое в целостную, убедительную, наполненную смыслом картину, – делится Юлия Март. – Просто смешать «солянку» из фантастики и реальности несложно, а сделать это так, чтобы невозможно было оторваться, как, например, от «Мастера и Маргариты», – труд и талант, достойные восхищения.
Чтобы лучше понять этот необычный и многогранный жанр, обратимся к его истории. Истоки мистического реализма восходят еще к индейскому фольклору, описывающему окружающую действительность в сплетении с магическими элементами. Первые пробы этого литературного приема – попытки объяснить древние легенды на повседневных примерах.
– Но если раньше с помощью мистического реализма рассматривали верования и мифы через призму окружающего мира, то современные писатели и поэты повернули жанр «на 180 градусов». И теперь мистика выступает не как цель, а как инструмент, с помощью которого авторы обнажают и пытаются решить насущные проблемы, – объясняет писательница.
Причем когда это делают современные русские писатели, проблематика как нельзя более актуальная, а мистика – понятная и близкая по духу для отечественного читателя.
На грани двух миров: черты мистического реализма
Чем еще магический реализм отличается от смежных жанров? Рассмотрим его отличительные признаки, которые помогают гармонично совместить вымышленное с действительным и наполнить это сочетание смыслом.
Двойная реальность
В магическом реализме герои проживают двойную жизнь: одну – в реальном мире, другую – в фантастическом. Часто для этих двух измерений характерно переплетение и взаимное влияние друг на друга.
Экскурсы в вымышленный мир могут быть представлены в виде снов, гипнотического транса, путешествий во времени или просто субъективного восприятия. Но куда бы ни привел персонажей замысел автора, магический мир всегда имеет глубокие корни в реальном. А действующие лица в большинстве своем – обычные люди без каких-либо сверхъестественных способностей.
В качестве примера Юлия Март приводит современную армянскую писательницу Мариам Петросян и ее книгу на русском языке «Дом, в котором...»:
– В этом романе тема двойной реальности показана очень наглядно и уместно. Сюжет, кстати, довольно тяжелый, неоднозначный, но при этом цепляющий. Главные герои – воспитанники интерната с серьезными проблемами со здоровьем. А параллельный мир – единственное место, где они могут почувствовать себя полноценными и счастливыми людьми.
Бесстрастность повествования
Происхождение фантастики в повседневном мире остается без объяснений со стороны автора, а герои воспринимают ее как должное. Даже самые невероятные сюжетные элементы описываются сухо и практично, как будто это вполне будничные вещи, которые могут произойти с каждым.
– По законам жанра автор, персонажи, читатели не должны удивляться мистике, проникнувшей в реальность. Здесь все занимают непосредственную, немного даже наивную позицию. Ведь главное не сам факт сверхъестественного, а его значение и подтекст, – поясняет писательница.
Актуальная проблематика
– Современные прозаики и поэты объединяют жанры мистики и реализма не ради литературного эксперимента. Дело в том, что некоторая абсурдность такого сочетания призвана обратить внимание на острые проблемы: социальные, личностные, глобальные, – комментирует Юлия Март.
Например, сама писательница в своем мистическом любовном романе «Варя. Хаос» раскрывает проблематику личности и отношений. Тема сверхъестественного перекликается с психологической линией, которую Юлия Март планирует раскрыть подробнее во второй части книги под названием «Варя. Генезис».
Эфемерность времени
Время в магическом реализме выступает как бы отдельным действующим персонажем, часто непредсказуемым. Оно может искажаться, замедляться, останавливаться. Нередко в книгах классиков и современных русских писателей можно встретить параллели между разными временными периодами, их синхронность, цикличность.
Мифологичность
Как правило, магические элементы этого жанра – не просто выдумка автора, а отсылка к фольклору, мифологии, религиозным притчам. Как утверждает Юлия Март:
– Это не от недостатка фантазии, а потому что в них заложены узнаваемые образы и глубокие смыслы, откликающиеся в сердцах и умах читателей. Жанр изначально зародился с этой тенденцией, и современные романы русских писателей продолжают ее. Например, в «Варе. Хаос» я вдохновлялась архетипами отношений мужчины и женщины из греческой мифологии. Варя и Айк – это классические Аид и Персефона 21 века, хотя, в отличие от богов, в них заложен потенциал взаимных изменений.
Другие наглядные примеры – творчество Николая Гоголя, в котором магические линии выстроены по мотивам фольклора, и популярного сейчас в России писателя Виктора Пелевина, который переплетает реальность с образами буддийского мистицизма.
Примеры мистического реализма: книги классиков и современных русских писателей
Юлия Март поделилась своим рейтингом лучших отечественных представителей жанра – от классиков до метамодернистов 21 века:
- Николай Гоголь – первый русский писатель этого жанра. У Гоголя мистика перекликается с народными верованиями и религией, но главное в его творчестве – острая социальная проблематика.
- Михаил Булгаков – представитель модернизма. Его знаменитый роман «Мастер и Маргарита» – жемчужина магического реализма, знаменитая, помимо прочего, многочисленными отсылками к христианским и иудейским писаниям, а также яркими, харизматичными образами дьявола и его свиты.
- Виктор Пелевин – в его творчестве мистический реализм раскрывается в наиболее типичном для этого приема направлении постмодернизма. И правда, элементы сверхъестественного вполне уместно вписываются в ироничные, циничные и нелинейные произведения Пелевина.
- Евгения Некрасова – ее самый известный роман «Калечина-Малечина» можно отнести к актуальному течению метамодернизма. В нем цинизм граничит с искренностью, а жестокость мира – с надеждой, возложенной, кстати, на фантастическое существо.
Отметим, что современные романы русских писателей намного чаще проявляют в себе черты магического реализма, чем литература XIX-XX веков. Возможно, сейчас читателям больше, чем раньше, необходима вера в чудо и взгляд на мир под другим углом.