«Седьмая казнь Анаис»
Кира Грозная о рассказе Софии Осман
Рассказ Софии Осман, автора исторических и фантасмагорических романов, с самых первых сток интригует и ужасает читателя.
«Крохотная камера кишела крысами. В маленькое окошко, под самым потолком, удавалось разглядеть лишь клочок ночного неба. Лунного света едва хватало отбелить мерзкую живность, скучившуюся под сеном. Усатые твари развлекались комканьем травы и развозом ее на собственных спинах, они скребли когтистыми лапками каменный пол и ни на секунду не останавливали свою возню. От этого копошения серо-желтый пол казался живым и двигался, подобно грязной речушке...».
Автору не откажешь в образности и натуралистичности описания – согласитесь, мурашки бегут по коже!
Действие происходит в средневековой Франции. (Автор, чувствуется, вообще любит древнюю Францию, обращается к ней и в других своих произведениях). Молодая женщина Анаис, объявленная ведьмой, ожидает сожжения на костре; лениво душит попавших ей под руку крыс, рассуждает о видах казней, которые героине, оказывается, уже довелось пережить, даже мрачно шутит сама с собой. Священнослужители-инквизиторы, пытки, надвигающаяся казнь... Как тут не вспомнить занимательные романы про ужасы Средневековья: «Еретик Жоффруа Валле» Константина Курбатова; конечно, «Анжелика» Анн и Сержа Голон (взять, например, эпизод, в котором жена осужденного «святой» инквизицией на смерть, оказавшись в доме палача, полуобморочно слушает его бахвальство: «Сегодня все пошло в ход: и испанские сапоги, и дыба...»).
Интересно, что в процессе чтения рассказа Осман мне вспоминались также произведения, написанные в жанре русской романтической и фантастической новеллы, и в первую очередь почему-то «Киевские ведьмы» О. Сомова и «Лафертовская маковница» А. Погорельского. Это не к слову о том, что автор заимствует, ‒ а к тому, что любой автор существует в некоем контексте, в культурном «поле», где каждому пишущему выдается собственный надел. Так что и в отечественной литературе (а не только в западной) у Софии Осман, безусловно, есть свои предтечи.
Приговоренная к казни ведьма, Сатана, черный кот, инквизиция... Казалось бы, всё это сегодня уже не в моде, беллетристика должна использовать другие образы, существовать в других интерьерах. Но, как ни странно, – зловещая тема Средневековья популярна по сей день. К ней обращается не только массовая литература, но и музыкальная среда (рок-группы Subway to Sally, Schandmaul, Haimataerde, Morgenstern, нью-эйдж проекты вроде Era, Enigma и Gregorian ‒ в общем, всё то, что писатель Валерий Попов остроумно назвал «музыкой для компьютерных игр»). Мрачная тень нецивилизованного прошлого нависает над массовой культурой, щекоча нервы широкому кругу потребителей и требуя осознанного Ренессанса.
И в этом смысле София Осман – современна. Она пишет грамотно и профессионально (в тексте разве что пунктуацию подправить). Рассказ читается легко... даже, пожалуй, слишком. Иногда ведь в процессе чтения хочется на чем-либо ненадолго «застрять», вернуться к уже прочитанному, сделать паузу, прислушаться к собственным ощущениям. Здесь этого нет. Впрочем, таково свойство развлекательной литературы, беллетристики. Пока читала, поймала себя на мысли, что сборник рассказов Софии Осман я бы взяла с собой в больницу или в многочасовую очередь какого-нибудь нудного учреждения, которую необходимо высидеть (как в ГИБДД после ДТП, например).
Еще одно важное, на мой взгляд, замечание. Произведения такого рода должны быть в своем подтексте ироническими. Подбавить сюда юмора (хоть бы и черного) ‒ и рассказ бы «выстреливал» гораздо ярче, воспринимаясь не только как пересказ в новом ракурсе уже прочитанного и пережитого нами в подростковом возрасте, но как эксклюзивный авторский жанр. Чувствуется, что София Осман способна писать (и наверняка пишет) довольно смешно и искрометно. Однако здесь этого не хватает.
Концовка рассказа должна, наверное, потрясти, но подействует она только на неискушенного читателя. Мы ведь это читали, видели. Тематические ужастики, в конце концов, смотрели (такие, как «Демон внутри», например). Новизны рассказ не несет, но приятно щекочет нервы при прочтении и оставляет некоторый осадок. Хотя бы потому, что автор неясно намекает: Сатана – не только с ведьмой, он также и с теми, кто радостно провожает на казнь осужденного, воодушевляется чужими страданиями, кричит и улюлюкает в толпе. Что остается – посочувствовать сатанинскому отродью? Но и тут, похоже, ничего хорошего обывателя не ждет: тот, кто сочувствует, сам становится жертвой (возьмем единственную плачущую девушку в толпе наблюдавших за казнью Анаис).
«А где мораль?» – спросят взыскательные читатели. Не дождетесь. Возможно, все проще, и София Осман всего лишь решила похулиганить? Подождём её новых произведений: вдруг они что-то да прояснят.
Грозная Кира: личная страница.
София Осман, родилась на севере России. Живет в Москве. Окончила Московский государственный юридический университет. Работает в сфере финансового аудита. Роман «История Мишеля Боннара» и его продолжение вышли в издательстве «Эксмо» (2018), следом был опубликован сборник рассказов «Варфия». В настоящее время, совместно с издательством «1001 бестселлеров», выпущен сборник исторической прозы «Шара». Обучается в Литературном институте.