«Шагнуть в поэзию…»

28.08.2023 15 мин. чтения
Великанова Юлия
Рецензия Юлии Великановой - поэта, редактора, публициста, члена Московской городской организации Союза писателей России, шефа-редактора портала «Pechorin.net» - на сборник стихотворений Александра Осина «Солнцеликий мир».

«Шагнуть в поэзию…»

1

Сразу стоит оговориться. Передо мной рукопись будущей книги Александра Осина, автора, имеющего определённую популярность на ресурсе Стихи.ру. Размещено более 1500 произведений, получено 1200 рецензий, у страницы автора почти 130 тысяч читателей. Серьёзные цифры. 

Автор издавался на платформах Литрес – сборник «Сюжеты из мира» – и Ridero – «Туда не ходит рейсовый автобус…».

Александр Осин – победитель поэтического состязания на сайте Ryfma. 

Страница автора на сайте Международного союза писателей.

Поэт, критик, шеф-редактор литературного портала «Печорин.нет», я оказалась в сложном положении.

Помня слова бессмертного Пушкина – «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным» (речь идёт о его оценке комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума»), думаю, как оценивать/судить мне.

Надо ли навязывать некие критерии и точки отсчёта, объективно существующие в поэзии? Ведь Сетевая поэзия – это отдельный «жанр». Отдельный мир.

Однако поскольку автор обратился за мнением к критику литературного портала, то и говорить мы попробуем серьёзно. Помня, что были большие поэты до нас, перед нами, и все мы пишущие стоим на плечах гигантов, и это невероятно круто и увеличивает размах наших крыльев и высоту полёта. Когда мы способны на этот полёт.

2

Название книги

«Солнцеликий мир» представляется более удачным по сравнению с вариантом «В туманном рассвете Вселенной…». Очевидно, в рукописи остался один вариант названия (тот, что по стихотворению «Памяти И. Талькова»), а в заголовок файла попал другой.

Однако и «Солнцеликий мир» звучит с одной стороны слишком общо, с другой стороны избыточно красиво.

Впрочем, самое главное здесь определиться, о чём, собственно, планируется книга, важно выделить основную идею, тему. И название появится соответствующее.

3

Издание книги

Для любого автора важно и интересно выпускать свои книги. Почему? По ряду причин. Первая и очевидная – увидеть свое имя на обложке и свой текст внутри (напечатанное на бумаге воспринимается иначе, нежели на экране компьютера), подарить друзьям, похвастаться перед значимыми людьми, увидеть, если повезёт, своё детище на полках книжных магазинов. Закрыть гештальт.

Почувствовать себя настоящим писателем, с книгой.

А дальше в случае успеха писатель издается снова и снова, чтобы отмерять вехи. Этапы своего творческого пути. При условии, что он растёт и развивается в своем творчестве, и книга – итог каждого этапа. Раньше он писал так-то, создал это и это. А сегодня он уже чувствует, умеет и может иначе.

Ключевое слово «растёт». Для этого существует масса механизмов и помощников – участие в ЛИТО, «живые» и онлайн курсы и школы литературного мастерства, личная подробная работа с редактором или преподавателем, который разглядел в тебе потенциал и готов помочь твоему развитию. Очень важно чтение. Поэту необходимо читать хорошие стихи.

Любому сочинителю важно читать стихи других поэтов. Всякие. И классику, и современных авторов.

Важно читать и знать лучших, главных. Не менее важно знать то, что происходит сейчас. Хороших стихов и поэтов знать как можно больше. Вдохновляться. «Я продолжаю там, где закончили другие», – сказал Иосиф Бродский.

Необычайно важно иметь представление о том, как можно писать сегодня. Поэзия развивается в каждый момент времени. Пишут новое, пишут по- новому.

И конечно чтобы расти, надо ставить перед собой новые задачи. Говорить себе – вчера я писал так, это у меня получается, это нетрудно.
Поэтому… это я отложу и попробую изменить и форму, и содержание. Брошу себе вызов. Это труднее, но только это имеет смысл. Если будут рост и развитие, то неминуемы и изменения.

Самоповторы – это неинтересно. Это тупик.

4

Структура и объём будущей книги

В начале книги сейчас размещены четверостишия (условный раздел «Коротко о главном»). Это не самое выгодное начало для книги. В любом случае четверостишиям не нужны названия.

Можно выделить одно, с неожиданным поворотом, запоминающееся:

На небесах, под скрипку Страдивари,
В большом котле Бог кашу жизни варит.
И человек решил: коль я подобен,

Сварю не хуже. Получилась бомба…

Здесь есть тема для разговора. Но слова подобен и бомба рифмуются не точно.

Далее, со стр. 33 начинается условная вторая (самая объёмная часть) – более длинные стихотворения. Их невероятное количество – почти 200 страниц. И эти стихотворения даны «сплошняком», а не как это должно быть в поэтической книге, – по одному стихотворению на странице.

В конце автор предлагает Венок сонетов и небольшое количество афоризмов.

Имеющийся материал нужно для облегчения восприятия поделить на главы. И от большой части стихотворений я рекомендую отказаться. Многие повторяют друг друга по теме, лексике, ритму и рифмам.

Любые стихи утомляют в критическом количестве. Нужно дозировать. Читатель устанет и сойдёт с книжной дистанции. Всегда лучше, чтобы оставалось чувство, будто автор не всё рассказал, и нас ждут новые встречи и новые темы.

Поэтическая книга хороша в объёме 60-100 страниц. 100 стихов – это максимальное количество. Представление об авторе сложится, все грани будут явлены. И читатель не будет утомлён.

Повторюсь: каждое стихотворение располагается на отдельной странице.

5

Удачи рукописи

Приведу целиком текст, который можно выделить как в целом удачный:

Весенний дождь по крыше барабанит,
Блестит на солнце мокрая листва.
Когда-нибудь всё в мире в Лету канет
И растворится… Только не весна.
 
А дождь ведёт негромкую беседу
С зелёной малахитовой травой.
И гром грохочет с высоты победно,
И ветки клёна в такт качают головой.
 
И этот дождь, обретший силу слова,
И та берёза, что промокла вся,
Когда-нибудь на свете повторятся снова,

И всё увидят чьи-нибудь глаза…

Концовку только надо переделать.

Или такой стихотворный текст:

Какой чудесный вечер.
Весь соткан из мечты.
Похрустывают звёзды.
Дорога вдаль бежит.
Путь освещает месяц.
Деревья хороши
В наряде ослепительном
И шапках из парчи.
В лицо кидает ветер,
Играя, колкий снег,
И издали доносит

Чуть слышно чей-то смех.

В нём есть ошибки. Но он живой, он дышит, здесь есть авторское чувство и зимняя свежесть. В нём похрустывают звёзды…

Стр. 91. Как высоко человек упал… – хорошая строка. Может получиться хорошее стихотворение. Но то, что пока есть в этом стихотворении, удачную строку никак не поддерживает.

6

Над чем думать и работать

Александр Осин в своих стихах использует самые банальные рифмы, те, что по первому ряду. Рифмует одинаковые части речи. Пойдём с начала книги: кровь-любовь, сна-весна, день-тень, века-человека, путь-суть, сок-песок и многие другие.

А в других местах автор оставляет неточные рифмы и/или не рифмы вовсе.

Открою секрет (известный всем, кто серьёзно занимается поэзией): рифма – особенный рычаг, приподнимающий над землёй, от дольнего к горнему, если хотите. Используя банальные рифмы, крайне сложно рассказать о чём-то небанальном. Это взаимосвязанные вещи.

Нетребовательность автора к рифмам приводит к банальности мысли. Сложно (практически невозможно) сказать что-то особенное, новое. Намного чаще всё сводится к прописным истинам, житейскому букварю.

Разумеется, в таком количестве стихов использовано множество слов. Но следит ли автор за тем, чтобы слова и понятия в одном стихотворении имели отношение друг к другу, сочетались, создавали вместе некое единство?

А ещё нужно как следует проверить значение слова, в котором не уверен. Особенно это касается слов красивых, иностранного происхождения, поэтичных по ощущению. А еще есть слова, которые не очень годятся для поэзии: экономных, постскриптум, мастодонты, сподвигнутые, портал, подковёрные и другие.

Слова кукан, скарабей, кладезь, веси, тандыр и Грааль (в одном стихотворении), стаккато и многие другие сейчас стоят не на местах, употреблены не точно.

Вдруг в рукопись вмешиваются среди прочих слова с восточным колоритом: хурджин, ишак, дирхемы, Аркаим

Если автор не будет строг и требователен к себе, то это наверняка отразится на готовом стихотворении.

Здесь многих авторов ждут опасность и подвох…

7

Оптика

Каждый поэт выбирает и предлагает читателю оптику. Чем сложнее ситуация, проблема, поднимаемый вопрос и решаемая задача, тем сложнее понадобится «аппарат».

Обычному человеку в ежедневном употреблении обычно не нужны ни сложные линзы объективов, ни тем более микроскоп или телескоп. Совершенно не нужно знать, сколько упало капель за время дождя, или сколько на голове волос. А на небе – звёзд. Незачем это.

Даже лупа в быту нужна лишь изредка, привычнее очки.

А ведь ещё существуют система зеркал («прямых» и кривых), увеличительных стёкол, или, скажем, калейдоскоп, в котором от прокрутки пересыпаются цветные камешки.

Есть поэт. И есть реальность, в которой он живёт. И ему нужно подобрать свою оптику, чтобы эту свою реальность вместить, осмыслить, передать.

А. Осин говорит с нами о простом и доступном, вечном, очевидном, о необходимом. О природе, чувствах, вере в Бога, мире и войне, мифологии, философии.

При этом оптика автора такова, словно он вообще никаких «приспособлений» не использует. Как видит, так и пишет. Принимает сам у себя первое же пришедшее слово. Другого варианта не ищет. Это, возможно, констатация жизненного факта. Но у поэзии – другой подход.

Поэзия начинается там, где есть метафора, образ, это всегда авторская находка. «Стихотворение – это сложнопостроенный смысл», – писал Ю.М. Лотман.

Говорят о ёмкости стиха, о «тесноте стихового ряда» (понятие ввёл Ю.Н. Тынянов). Нередко в одной строфе стихотворения помещается больше, чем в целом томе прозы.

Создать свой мир и вдохнуть в него правдоподобие – задача скорее для прозаика. А задача поэта – отразить своё удивление реальным миром, да так, чтобы и читатель благодаря стихотворению увидел что-то в мире так, словно впервые, впервые задумался, впервые испытал чувства.

«Поэзия – это попадание в чудо», – сказал современный поэт старшего поколения Михаил Айзенберг. Поэзия должна удивлять.

8

Подход

Самые лучшие стихи действуют на бессознательное, на телесность. Если мы всё время апеллируем только к уму-разуму, но и ему при этом не даём новой пищи, а предлагаем то, что ему давно и точно известно, ничем не готовы удивить, никак не поворачиваем калейдоскоп, не встряхиваем детальки внутри, – то очень жаль.

Или – другой подход – давайте отталкиваться от идеи стиха, апеллировать к разуму читателя. И тогда каждое слово должно работать на замысел. Ничего лишнего в таком стихотворении быть не может, никаких слов для заполнения длины строки. Пример:

Где дыхание мрачных веков

Перепуталось вместе с мечтами…

Понятно, почему здесь появилось слово вместе.

Также ни в коем случае нельзя делать подрифмовок.

Пример:

Дождь осенний листьями настоян,
Чувствуется запах каждой клеткой.
Облака несутся, словно кони,

Время крутит медленно рулетку.

В этой строфе важна рулетка. А клетка подрифмована. Если и можно чувствовать запах дождя всем телом, то каждой клеточкой.

9

Поэзия и философия

Предлагаю представить некую шкалу. Где-то на ней располагается любое рассматриваемое стихотворение. С краю слева, например, поэзия, а правый полюс – философия в стихах. То есть чем ближе стихотворение к философии (чем оно многословнее и мудрёнее), тем дальше оно от поэзии. Разумеется, существуют жемчужины философской лирики – Омар Хайям, Ф.И. Тютчев и другие. Но это какие были мудрецы и одновременно поэты!..

Рассмотрим четверостишие из рукописи А. Осина:

Жизнь удивительно сложная штука,
Наши ошибки нам служат наукой.
Приоткрывая вдаль горизонты,

Взять не забудьте солнечный зонтик…

Две первые строки далеки от поэзии. Это всем известные прописные истины. Третья строка нейтрально стихотворная, а вот к концу автору удаётся удивить, оживить. Что за зверь такой этот «солнечный зонтик», думает читатель... И тут можно говорить о движении именно в сторону поэзии.

Вызывают вопросы и сомнения некоторые утверждения автора.

В стихотворении «Бог дал любовь» говорится:

Кто знал Любовь,
Тот никогда

Не пожалел об этом…

Так ли это на самом деле – и в жизни, и в литературе?

Или:

Я б счастливее был во сто крат,

Если б знал, что никто не умрёт.

Что бы стало с нашей Землёй в таком случае?..

10

Итог

Возможны два варианта.

Первый. Издавать книгу на основе предложенного материала, с учётом вышеупомянутых соображений. Стихотворения дать по одному на странице. Продумать, как разместить на странице четверостишия. Наверное, лучше объединить их тематически.

Второй вариант труднее. Но интереснее. Можно сейчас отказаться от издания конкретной книги и шире – от прежней манеры работы над стихами.

Запретить себе банальные рифмы, подрифмовку, использование незнакомых неточных слов, смешение несовместимого в одном стихе.

Начать читать поэзию. И прозу.

И терпеливо ждать, когда появятся другие стихи. А они должны появиться, поскольку автор привык писать много.

Ограничить употребление ряда рифм и слов. Скажем, эти: лето-Лета-эта (слова Лета и лето встречаются в рукописи более 200 раз!), ветер (57 раз в рукописи)-встретить-вечер-светел, мир и производные от слова…

26 раз упоминаются звёзды, небо 49 раз, 25 раз пламя, 33 раза Вселенная

Рассмотрим подробнее одно из слов:

Образ Леты – реки в древнегреческой мифологии в подземном царстве Аида, реки забвения. Образ сильный и значимый. Из тех, что перетягивают на себя фокус и смысл. Никак нельзя его «всуе», для подрифмовки.

«Вечно юной Леты» – есть и такая у автора строка, в стихотворении «Зимний снег». Автор предлагает необычный «взгляд» на Лету. Но, к сожалению, не раскрывает своего замысла.

Хорошо бы выбрать из стихов со словом Лета несколько, а остальные убрать.

*

Один из способов выйти на новый уровень – попробовать отказаться от рифмы и ритма. Освободившись от рифмы, автор становится свободнее, вдох-выдох ощутимо увеличиваются. Попробовать в свободном размере выразить свою идею.

Попробовать писать иначе. Если хочется шагнуть в поэзию.

**

Настаивать не смею ни на чём.

Сокращение объёма считайте настоятельной рекомендацией. Если издавать, то книгу в сто страниц, не больше.

Очень хорошо, если удастся воспользоваться услугами редактора.

И продумать тему, идею. О чём этот сборник. Тогда и название родится более точное. Название вообще имеет право возникнуть в самый последний момент.

P.S.

В одном из стихотворений Александр Осин утверждает:

И растёт в мире рать

Не желающих старых истин…

Хочется пожелать, чтобы автор тоже присоединился к этой рати.


Юлия Великанова: личная страница.

Александр Осин родился 14 февраля 1960 года в городе Куйбышев, ныне Самара. Закончил Куйбышевский ж/д институт. Увлекался шахматами. Играл, не глядя на доску. Служил в армии. Женат. Дочь. Первый сборник стихов «Из васильков прозрачная вуаль» вышел в 2001 году в издательстве ООО «Книга» (Самара). С 2003 по 2022 годы были изданы книги «Вечна лишь душа», «В очертаниях Вселенной», «Сюжеты из мира», «И движет нами вечная любовь», «Станции», «Два мира». Финалист проекта «На благо мира», лауреат Российско-Японского конкурса в секции «Танка», призёр 13 международного конкурса хайку. Обладатель премии главы города Самара в номинации «Литература и искусство».


Стихотворения Александра Осина 

Бог дал любовь

Уходит боль,
Проходит грусть,
Плохое настроение.
На смену им
Приходит пусть
Святое откровение.
Бог дал Любовь,
И пусть она
Наполнит душу светом.
Кто знал Любовь,
Тот никогда
Не пожалел об этом...

Мы к небу приникли

Мы к небу приникли плотью,
Душой прорастая в космос.
Нас создал Великий Плотник
И мы постигаем ремёсла.

Не хлебом единым живы,
Мы верим в Живого Бога
И пашем звёздные нивы,
К Нему пролагая дорогу…

Я глажу звезду

Какой удивительный вечер,
Я затаился и внемлю.
Как будто холодная вечность
С небес опустилась на землю.

Я глажу звезду осторожно,
Она такая большая.
Я жар её чувствую кожей,
И мне она не чужая.

Но я не считаю возможным
Оставить наш маленький шарик.
Я просто слепой художник,
А это детская шалость…

Дворник

Сырое дождливое утро,
Деревья промокли насквозь.
А дворник в оранжевой куртке
Вращает земную ось.

Метлой разгоняет в лужах
Тяжёлые облака.
Ещё согрести ему нужно
Столетия на века,

Созвездия вычистить к лету,
В озёра налить воды,
Отмыть добела планету
И жизни пожать плоды…

Жеребёнок-закат

Дождик в окна стучится весь день,
Монотонно плетёт небылицы.
Растворяется в воздухе тень,
Капли зябко дрожат на ресницах.

Вышел месяц в поля, конокрад,
Прокатиться в своей колеснице,
Где сосёт жеребёнок-закат
Золотую зарю-кобылицу...

В прифронтовом лесу

В прифронтовом лесу поют синицы,
Им нету дела, что идёт война.
Ложится снег на бруствер и искрится,
А с неба светит полная луна.

Вдруг заиграли яркие зарницы
И закрутились смерти жернова.
Седой солдат успел перекреститься,
А на опушке ухала сова.

Отчасти жаль, что люди мы, не птицы,
И злой огонь несём в своих сердцах.
В прифронтовом лесу поют синицы,
Хотя насквозь он порохом пропах…

Маг ли я

Маг ли я от слова могу
И могу ли от слова маг.
Я желаю счастья врагу,
Потому что я сам себе враг.

Дни и ночи гореть в аду,
Звёзды в при́горшни с неба срывать.
Обитаю в эдемском саду
И со мною несметная рать.

Сквозь века седые иду,
Тяжела на плечах моих кладь.
Если я любовь не найду,
То зачем тогда существовать?

Капля воды. Японский сонет

Капля воды. Но...
В ней океан растворён.
Жаждущих радость.
 
Зеркало мира.
Капля моя и твоя.
В малом сосуде.
 
Я поражён. Как чисты.
Капли в колодце.
Мы из которого пьём.

И не напьёмся.

Жёлтое поле. Японский сонет

Жёлтое поле.
Время колышет на нём.
Жизни побеги.

Спелые зёрна.
Смысл заключается в них.
Сбор урожая.

Вот я смотрю. Вижу всё.
Катятся годы.
И созревают во мне.
Странные чувства...

Огонь. Японский сонет

Хрупкое пламя.
Тлеет у самой черты.
Вдруг разгорится.

Жаркое пламя.
Плещется искрами ввысь.
Станет углями.

Кто мы. Создатель. Скажи!
Мы ли не боги?
Дашь ли ты нам свой огонь?
Ты же нас слышишь!

Художник

Художник заполняет жизнью холст,
Размешивая краски чувств в палитре.
Туда бросает чародейства горсть
И закипают страсти дивным вихрем.
 
Ты видишь наяву девятый вал,
А через миг купаешься в рассвете.
Художник так его нарисовал,
Что в волосах твоих играет ветер.
 
Между мирами возникает мост,
Ты понимаешь, что уже в картине.
И удивление захлёстывает мозг,

Но истина, она посередине…

В очертаниях Вселенной

В очертаниях Вселенной
Звёздно-голубых
Скрыт от взора дух нетленный
Под вуалью тьмы,
Выдыхающий в пространство
Трепетную жизнь
И рождающий прекрасный,

Солнцеликий мир.

542
Автор статьи: Великанова Юлия.
Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9781
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8912
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7386
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6568

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала