Сгущение и Алхимия... Ольга Ильницкая и Людмила Вязмитинова: «Весь мир мне дом...»

24.05.2021 11 мин. чтения
Великанова Юлия
Совместный творческий вечер двух поэтов состоялся в ЦДЛ 18 мая 2021 года.
Сгущение и Алхимия... 

Ольга Ильницкая и Людмила Вязмитинова: «Весь мир мне дом...»

Совместный творческий вечер двух поэтов состоялся в ЦДЛ 18 мая 2021 года.

Ведущий вечера, поэт Андрей Цуканов представил двух поэтов, чей творческий путь вместил и андеграундное движение 80-х, и становление поэтического дискурса, начиная с 90-х и вплоть до сегодняшнего дня.

Кроме того, Ольга Ильницкая, поэт, живущий в Одессе и Москве, объединяет русский и украинский народы, являясь также носителем южно-русского языка.

Людмила Вязмитинова в последнее время активно занимается педагогической деятельностью.

Открывая вечер, Ольга Ильницкая и Людмила Вязмитинова прочли свои стихи.

Затем о творчестве поэтов высказались поэты и критики Станислав Айдинян и Александр Карпенко, Наталия Черных, Дмитрий Гвоздецкий и Ростислав Русаков.

Наталья Черных отметила, что у Людмилы очевидно нет творческой «кессонной болезни»: она одинаково бесстрашно опускалась на глубины литературного андеграунда, и поднималась и продолжает подниматься на любые высоты творчества, – куда многим из нас не забраться.

Поэзия Людмилы – это алхимия. Иногда её подводит слух. И к магической смеси примешана и ртуть, капли яда. И это тоже – часть процесса преображения. «Стихи Людмилы Вязмитиновой – это русская алхимическая поэзия».

Станислав Айдинян прочёл рассказ Ольги Ильницкой «Павлов и его мама». С тем, чтобы показать, что Ольга – ещё и удивительный прозаик.

В стихах Ольги он отметил выход из пространства лирического чувства в другой масштаб: Вселенная, космос.

Стихи Людмилы пленяют широким полем поэтического пространства.
На поле этом есть «внутренние взблестки». Цитаты из классики. Постмодернизм. Но взятую цитату из классики автор «круто», по-своему поворачивает, не следует ей. «Это такой хороший постмодернизм».
Настоящая литература, оснащённая культурой. В ней – тонкие реминисценции.

В стихах обеих поэтесс С. Айдинян видит «грандиозное обобщение, ради которого и существует поэзия».

Ростислав Русаков

В стихах Л. Вязмитиновой его покоряет «стойкость интонации – не снижая темпа, позволяя дыханию сбиться, но – ступать всей стопой поэтического хода». Ход тяжёлый. Он влияет на музыку стиха.

Действительно, слух как будто иногда подводит. Но, в конце концов, это работает как приём. Калейдоскопичность звука, перепрыгивание звуков друг через друга, соскок звука, «оступание» очень точно иллюстрируют состояние лирической героини.

Стихи Людмилы – стойкость и простота.
Всё написано из «веса своего опыта». И в то же время – «с жаром подростковой интонации».

От простоты переходим незаметно к сложности, к полисемантичности. У поэта – множество тактик.

Удивительно переплавилось в Людмиле Вязмитиновой как литературоведе всё её знание: «Можно говорить только из себя. Остальное уже было».

Александр Карпенко

Прежде кузницей новых поэтических кадров служили Литинтститут, студия Волгина и ныне покойного Кирилла Ковальджи. Сейчас здесь образовались лакуны. И их успешно восполняет Людмила Вязмитинова как педагог.

Например, среди её очень успешных учеников – выступивший до этого Ростислав Русаков.

Александр напомнил, что за педагогической деятельностью Людмиле не стоит забывать и о своей поэтической дороге. Пора делать новую книгу, пообещал помочь в работе над ней.

А поэзию Ольги Ильницкой очень точно характеризует название её последней на данный момент поэтической книги: «Сгущение жизни – мое ремесло».
Причём, в прозе и поэзии это сгущение – разное. И то, и другое очень интересно.

А ещё Ольга, подобно Марине Цветаевой, – воин слова. Вопреки. Через преодоление.

«Мир сейчас очень агрессивен против личности, и нужно обладать стержнем, чтобы выстоять от нападок со всех сторон.
Душа – наш последний бастион, который нужно сберечь».

Дмитрий Гвоздецкий

Если говорить о сборнике Людмилы 2017 года «Месяцеслов», то ключевое в нём – хорошее светлое смирение.
А в новых её стихах зазвучало другое: горькая обречённость, а из обречённости – в бунт. От смиренной лирики – к концептуальному бунту.
Что позволяет надеяться что-то ещё новое и яркое в будущих стихах Людмилы.

По сути, на вечере прозвучали литературоведческие размышления о стихах обеих поэтесс. Потому что их творчество безусловно достойно именно такого глубокого анализа, обзора, вдумчивого чтения.

Грустные стихи, от которых хочется жить.
Вряд ли здесь нужно говорить о мастерстве, об умении, об опыте. И, несмотря на всё это, – в обеих слышится «подростковый жар». И всё это вместе – при высокой температуре и при полном погружении в жизнь – переплавляется...

Стихи – это всегда потеря и обретение. В разной последовательности.
Это всегда бунт и смирение. В разной последовательности.
Это – согласно теории литературы – движение от простого к сложному, от частного к общему. От одной души – к Вселенной.

И тоже – в разной последовательности.

Стихи, выбранные для чтения Ольгой – калейдоскоп (она рассказала, что в детстве любила его «крутить и ломать»...)

Людмила чередовала стихи из книги 2017 года «Месяцеслов» с новыми стихами. И очень точно сказал Дмитрий Гвоздецкий: на смену смирению пришел бунт.

А должно бы быть – в теории – в обратном порядке. Значит, это ещё, конечно, не конец.
И тот самый «подростковой жар», который слышится, проглядывает сквозь всё-всё остальное, жив и действует.

В стихах Ольги – всё через потерю, после потери, и вопреки потере...

А ещё Ольга – это юг, Одесса. И море, море. И коробка с камнями со всех морей.

Такую коробку Ольга Ильницкая – большая путешественница – недавно подарила своей подруге Ольге Ладохиной, педагогу университета. Ольга Ладохина пришла на вечер сама и привела в гости своих студенток, которые прочли стихотворения Ольги Ильницкой и поэтов-классиков.

А камни из коробки, кажется, нужно намочить, и тогда от них пойдёт новая энергия. Побывать на всех морях и – продолжать вырабатывать энергию. Творчества. Как Ольга Ильницкая.

А можно, как Людмила Вязмитинова, воспитывать талантливых молодых поэтов – ярких, смелых, мыслящих: каковы – и Ростислав, и Дмитрий! И продолжать писать самой – по-настоящему. Может быть, даже с некими ошибками. Но и ошибки у большого поэта, как известно, не случайны, они превращаются в приём. Они разрешают быть живыми. И учителю, и ученику. И стихам.

Как известно, у поэта две жизни. Такая, как у всех, не-поэтов, и – ещё одна. Жизнь лирического героя, творческий путь. Та точка, с которой можно заглянуть, туда, куда... страшно, но без этого ты – не поэт.
Не знаю, далеко ли могут разойтись друг от друга жизнь человека и жизнь поэта.
Но снова и снова убеждаюсь: всё надо жить, обе жизни – честно, больно, без скидок каких-то. А то и с наценкой.
И тогда что-то получится. Только тогда. Возможно.

И будет даже возможен миг, когда нет смерти. Это миг, когда звучит поэзия. Звучат грустные стихи, от которых хочется жить.

ОЛЬГА ИЛЬНИЦКАЯ (Москва/Одесса) – поэт, прозаик, журналист, окончила исторический факультет Одесского государственного университета И. И. Мечникова. (по специальности «историк-обществовед»), член русского отделения PEN International, Союза писателей Москвы, Национального Конгресса писателей Украины и Южнорусского Союза писателей, автор нескольких книг прозы и стихов, в советское время публиковалась в самиздате Подмосковья и Ленинграда., первая публикация – 1991 год (альм. «Вольный город», который через 22 года вышел как книга «Глаголы настоящего времени» – с тем же составом авторов и составителем, поэтом Юрием Михайликом), в 1995 году вышли книги прозы «Откуда мы уходим» и стихов «Сквозное жильё» под общей обложкой с объединяющим названием «Жизнь тому вперёд», публиковалась в энциклопедиях и антологиях России и Украины, в периодической печати России, Украины, Молдавии, Германии, Франции, США, Венгрии, Израиля, Монголии; проза, стихи и эссе отмечены дипломами в России, Украине, Канаде, США, сети интернет, зав. отделом прозы литературно-художественного журнала «Южное Сияние», член жюри Международного арт-фестиваля «Провинция у моря» (2014–2016).

ЛЮДМИЛА ВЯЗМИТИНОВА (Москва) – поэт, литературный критик, культуртрегер, окончила Литературный институт им. А.М. Горького, в котором занималась в двух семинарах – поэзии Игоря Волгина и художественной критики Владимира Гусева, первая публикация – 1985 год, первая книга – 1992 год, член Союза писателей Москвы, Московского союза литераторов, в котором является председателем секции поэзии, и русского ПЕН-центра, куратор литературного клуба LitClub «Личный взгляд» и ежегодного поэтического фестиваля «Поэзия со знаком плюс», лауреат II Филаретовского конкурса религиозной поэзии (2001), финалист и специальный дипломант – «За открытие новых культурных контекстов в современной поэзии» Международной премии имени Фазиля Искандера (2018), автор трех книг стихов, более 200 статей о современной литературе, опубликованных в журналах «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Крещатик», «Урал», интернет-журналах «Топос», «Лиterraтура» и «Textura», газете «НГ» (приложение «НГ-Ex Libris») и др., и двух книг критики – сборника эссе о современной литературе «Tempus deliberandi. Время для размышлений», изданного по материалам выступлений на Радио России (1998, в соавторстве с Андреем Цукановым), и книги «Тексты в периодике. 1998-2015» (2016), широко обсуждавшийся после выхода из печати. Член жюри конкурсов и ведущая мастер-классов по поэзии, прозе и литературной критике на многих литературных фестивалях, руководитель постоянно действующей при Московском союзе литераторов литературной мастерской «Для тех, кто пишет или хочет начать писать стихи», лектор оф/онлайн-проекта московской библиотеки им. М. Ю. Лермонтова «Поэтический лекторий Людмилы Вязмитиновой».

На первом фото — Ростислав Русаков, Л.Г. Вязмитинова и О.С. Ильницкая. На втором фото — Л.Г. Вязитинова и О.С. Ильницкая.

1513
Автор статьи: Великанова Юлия.
Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНОЕ

Великанова Юлия
Целостность разрушенного мира Саши Шишина. О романе Александры Николаенко «Убить Бобрыкина»
В 2017 году роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства» принёс Александре Николаенко премию «Русский Букер. И читатели, и критики книгу либо активно хвалят, либо неистово ругают. Равнодушных нет. В романе соединились авторский эксперимент и традиции русской классики, непривычная композиция и удивительный поэтичный язык. Читать эту книгу трудно, но необычайно интересно, она значима для современного литературного процесса и не похожа ни на какие другие тексты.
4171
Великанова Юлия
Просто о самом сложном языке, или учитель наших учителей Дитмар Розенталь
24 февраля 1900 года родился Дитмар Эльяшевич Розенталь - выдающийся российский филолог, лингвист, преподаватель, автор множества учебников и справочников по русскому языку. На протяжении XX века глубокие познания учёного помогали будущим журналистам и начинающим дикторам, школьным учителям и ученикам, студентам и профессорам, пригождались носителям русского языка и иностранцам, изучающим русский. Каждый из нас хоть раз держал в руках учебное или справочное пособие с именем Розенталя на обложке. Но что мы знаем о Розентале-человеке и Розентале-учёном?
3914
Великанова Юлия
Плохой поступок хорошего человека. О повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
«Белый Бим Чёрное ухо» — повесть воронежского писателя Гавриила Троепольского. История преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Бим живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Хозяин, бывший журналист, участник и инвалид Великой Отечественной войны, а ныне весёлый охотник, любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес.
3877
Великанова Юлия
«Король современной романтической прозы», или Секреты успеха Николаса Спаркса. Статья-размышление к юбилею писателя
31 декабря 2020 г. известному американскому писателю Николасу Спарксу исполняется 55 лет. Имя этого писателя известно любителям сентиментального романа во всём мире. Все его книги (опубликован 21 роман) – лидеры продаж по версии газеты «Нью-Йорк таймс».
3371

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала