«Король современной романтической прозы», или Секреты успеха Николаса Спаркса
Статья-размышление к юбилею писателя
31 декабря 2020 г. известному американскому писателю Николасу Спарксу исполняется 55 лет. Имя этого писателя известно любителям сентиментального романа во всём мире. Все его книги (опубликован 21 роман) – лидеры продаж по версии газеты «Нью-Йорк таймс».
В мире продано более 105 миллионов экземпляров книг Николаса Спаркса, его романы переведены более чем на 50 языков. Наиболее популярен писатель в родных Соединённых штатах, где продано более 75 миллионов экземпляров его книг.
Состояние писателя оценивается в 30 миллионов долларов, он много жертвует на благотворительность и на поддержку талантливой молодежи.
С фотографии на нас глядит добряк-спортсмен, а вовсе не начитанный интеллектуал, каким обычно представляется нам писатель. Известно, что специально литературному мастерству Николас Спаркс никогда не учился. Психологией, по его собственному признанию, тоже всерьёз не занимался.
Образование он получил в элитном частном католическом Университете Нотр Дам, где учился на спортивную стипендию и продолжал серьёзно заниматься спортом. По окончании учёбы работал официантом, продавцом, риэлтором, мечтал стать юристом.
В те же годы Спаркс написал один за другим два художественных романа, которые не опубликованы до сих пор.
В 1990 была опубликована первая книга Николаса Спаркса, написанная в соавторстве с Билли Миллсом – успешным спортсменом, уроженцем индейского народа Лакота. Книга «Йокини: Путешествие Лакота к самопознанию и счастью» посвящена психологическим и эзотерическим аспектам. Проект оказался очень успешным: за год было продано почти 50 тысяч экземпляров книги.
Успех этого проекта вдохновил Спаркса на работу над художественной прозой. Во время работы над романом «Дневник памяти» его текстом заинтересовалась литературный агент Тереза Парк. С её помощью Спаркс подписал контракт на публикацию романа – с гонораром в миллион долларов. Книга вышла осенью 1996 года и за первую неделю продаж стала первой в списке самых продаваемых книг по версии «Нью-Йорк таймс».
Прототипами главных героев романа «Дневник памяти» стали дедушка и бабушка бывшей жены писателя Кэти, которые прожили вместе 60 лет. Спаркс вспоминает в статье об этом романе на своём сайте: «Как блестели его глаза, когда он глядел на неё! Как он держал её за руку, как он подавал ей чай и как заботился о ней!» Глядя на этих стариков, нельзя было не поверить в вечную, безусловную любовь.
«Спеши любить» (A Walk to remember) – ещё один роман-бестселлер писателя Н. Спаркса. Писатель признаётся, что ему очень дорога работа над этой историей. «Мне нравилось пытаться услышать голос живой 17-летней девчонки, очень похожей на Джейми Салливан...».
Роман основан на истории его младшей сестры, очень близкого для него человека. Поневоле приходит в голову, что такую историю невозможно выдумать.
«Моя сестра была такой же славной и приветливой, как Джейми, она также истово верила в Бога и любила Церковь. В школе она тоже не была популярна. Так же как Джейми, моя сестра больше всего мечтала выйти замуж.
И у неё был рак. Как у Джейми...».
Работая над этой книгой, Николас Спаркс хотел не только сохранить память об умершей сестре, но и рассказать об удивительном поступке, который совершил её муж.
Николас Спаркс – правоверный католик, отец пятерых детей, много уделяет внимания в своём творчестве вере и Богу.
Да, многим читателям (к коим отношу и себя) в его историях не хватает глубины, философских идей, отступлений и размышлений. Его тексты читаются легко и быстро, – как это всегда бывает с любовным романом формата Pocketbook. А всё-таки эти герои и их истории не вылетают из головы так же быстро, как это обычно случается с книгами такого рода. Почему же?
Николас Спаркс пишет предельно просто, никаких изысков стиля, языка.
Его герои – живые достоверные персонажи, помещённые в реалии жизни. Всех их ждут трудные испытания на пути к обретению любви и счастья. Героям предстоит измениться на этом пути, пересмотреть свои взгляды на жизнь, на других и на себя.
Многие романы писателя экранизированы. Несколько лет назад Н. Спаркс образовал продюсерскую компанию своего имени и принимает активное участие в адаптации и работе над фильмом на всех этапах производства.
Снимается простое зрительское кино на основе простых незатейливых историй. Мировой доход от проката фильмов-экранизаций романов Николаса Спаркса составил три четверти миллиарда долларов.
Итак. Что же в итоге? В чём же секрет успеха творчества Николаса Спаркса?
Есть писатели, которые пишут о том, как живут люди. Рассказчики.
Есть писатели, пишущие о том, как люди должны жить. Или не должны.
Есть и третьи, которые – о смысле. О том, зачем люди живут на этом свете.
Рискну утверждать, что Николас Спаркс пишет и об одном, и о другом, и о третьем.
Он рассказывает истории из жизни узнаваемых, вполне обыкновенных людей. Рассказывает увлекательно.
Он, так или иначе, снова и снова подводит читателей к мысли о том, что надо бы жить в мире, полном искренних чувств и сильных переживаний.
И это уже не совсем реальность, а, скорее, – общая волшебная мечта. Но автор пишет о своих героях так, словно и вправду в нашем мире люди способны к настоящему преображению, их души полны бесценным и неиссякаемым богатством – добротой, самопожертвованием, терпением, мудростью. Что люди способны к безусловной и бесконечной любви.
Зачем живут люди? (Третий писательский вопрос). Чтобы любить. Это всё. «Любовь длиною в жизнь» – несбыточная, но настоящая мечта. Всех и каждого.
Любовных романов много. Гораздо меньше романов о любви. Спаркс пишет вторые – на этом настаивают многие его почитатели.
Мы часто судим свысока. А ещё нам трудно признаться в искренних, сильных чувствах, вызываемых историей, литературным произведением, фильмом.
Казалась бы, ну, зачем тратить время на чтение литературы, не входящей в списки, не классики и т.д.? У нас и так мало времени, а «настоящей» литературы так много! И всё же. Цвета мира со временем блекнут. Точнее, это происходит не в мире, а в нашем восприятии. Когда живёшь по инерции, без ярких чувств, без веры в чудо, без детской мечты. И тогда – если честно – вряд ли нам быстро и легко поможет литература высокая. В этом, думается, одна из причин успеха романов Спаркса.
Спаркс рассказывает реальные истории реальных людей. Сам писатель в одном из интервью делится своими секретами: «Роман рождается не из какого-то одного персонажа или источника вдохновения, таких источников может быть пять, или десять, или пятнадцать. Вдохновлять может кто и что угодно: люди, известные тебе; люди едва знакомые или, наоборот, знакомые очень хорошо; тебе может запомниться то, как человек улыбается или как себя держит. «О! Мне это нравится! Нужно использовать это в книге!»
Критики утверждают, что все произведения Спаркса строятся по одной схеме. В начале – романтическая встреча героев, затем герои проходят через испытания своих чувств и отношений, затем следует развязка – счастливая или печальная. Спаркс признаётся, что продолжает делать свою работу, зная, что многие люди, так или иначе, судят о его книгах. Но он старается не обращать внимания на критику.
Николас Спаркс считает, что в писательском деле важны три вещи: нужно много читать и анализировать, что удаётся другим авторам, а что – нет; нужно писать – «от этого никуда не денешься»; а ещё нужно разобраться в секретах издательского бизнеса – ведь «если твоя книга не будет продаваться, второй раз тебя не напечатают».
«Спаркс – писатель, который разбивает читателям сердца и сам же вскоре исцеляет их» – так написал кто-то из читателей. Думается, что «разбить сердце» читателю – задача для профессионального писателя не трудная. Важна вторая часть – «исцеление». Об этом стоит помнить. Возможно, в этом – ещё один секрет успеха. Может быть, даже самый главный.