«Сад», Марина Степнова
И дала Ева сливу Адаму, и сказала – «Ешь», и он ел, и она ела, а после ... а после муж и жена Борятинские зачали своего третьего ребенка, прямо там, в своем собственном Саду, среди спелых сочных слив. Дочь – как чудо, как стыд (в сорок три года то, мать честная), как надежда и как безграничное счастье. Таким затейливым переносом библейского сюжета начинается роман Марины Степновой «Сад», изданный в Редакции Елены Шубиной в 2020 году, а в 2021 номинированный на премию Большая книга.
Борятинские – аристократы. Казалось бы, сюжет их романа уже написан – двое взрослых детей, устоявшаяся светская и семейная жизнь. Марк Туллий Цицерон говорил, что все, что нужно для счастья – это сад и библиотека – Надежда Александровна Борятинская имела все это в избытке и наслаждалась несказанно, пока Туся, озарившая жизнь семьи своим появлением довольно поздно, не перемешала все планы на спокойную достойную старость. На помощь беременной супруге призван местный доктор – Мейзель – личность суровая, если не жесткая. Только появившись в доме, доктор берет беременность под свой тотальный неусыпный контроль, и лишь случайное падение беременной пациентки дает повод мужу усомниться и прогнать взявшего слишком много власти доктора. Осложнения, однако, не заставляют себя долго ждать, и через пару дней после родов Мейзеля умоляют обратно – Туся присмерти – запеленали бабки в кокон: ни пернуть, ни вздохнуть младенцу, как говорится. Старые привычки еще долго будут жить в деревне – так же долго, как и все ни на чем не основанные тупые суеверия темных людей.
Родившись, Туся молчит, как молчит еще долгие годы после. Родители в шоке, домочадцы обходят малышку стороной, а доктор Мейзель ждет и наблюдает. Редкие звуки выходят у Туси пугающими, словно из другого измерения. В этих главах Марина Степнова раскрывает механизм работы одного из секретов бытия – призма, через которую мы смотрим на мир, влияет на результат, который мы получаем. Наша вера в то, что мы делаем – и есть результат.
Князь, отец девочки, воспринимает ее молчание как наказание, как рок и кару Господню, все больше закрывается в себе, сторонится ребенка и все чаще бежит от семьи в город. Для княжны Борятинской ее девочка – чудо, благословение и дар, с материнско-звериной заботой она оберегает дитя от напастей и от посторонних. Доктор Мейзель не перестает верить, что Туся заговорит, все его органы чувств направлены на поиск решения – глаза замечают малейшее изменение в поведении ребенка, а мозг тут же обрабатывает полученную информацию и решает, как ее применить. Казалось бы, что такого – девочка улыбнулась всаднику? Но Мейзель разматывает этот клубок, создает все условия, и чудо происходит – девочка заговорила – заговорила в конюшне. Кто бы мог подумать, что лошади будут тем самым ключиком, которого так не хватало. Искренняя вера в результат – вот что главное, показывает нам автор, это как искра, как катализатор, и нет ничего важнее.
С тех пор все свободное время Туся проводит среди лошадей, черпая в них свое счастье и отдавая им свою любовь – после Мейзеля, конечно. Доктор стал девочке вторым отцом – благо, первый, уже окончательно сдался и сбежал в город. Надежда Александровна, мать Туси, с готовностью отдает бразды правления Мейзелю. Все меняется в доме – из аристократической семья трансформируется в помещичью – свое хозяйство всегда полезнее, чем покупное – все во благо ребенка.
Страсть Туси к лошадям перерастает в дело жизни, она умна не по годам, свободное воспитание врача приносит свои плоды – она становится самостоятельной, готовой отстаивать свои желания и мечты женщиной. Но ОБЩЕСТВО не готово. Общество против образованных женщин – в университете над ней смеются, и только престарелый профессор берется давать ей уроки и – восхищается ее умом и способностью мыслить. Казалось бы, сложности Туси в развитии могли помешать ей, но вышло как раз наоборот – привыкшая бороться с детства, воспитывать себя во благо своим мечтам и целям девушка, хотя и не имеет успеха в обществе, благополучно выходит замуж, переманив жениха своей сводной сестры, и находит счастье в любимом деле, а потом и в семье.
На последних страницах умирает княжна, Сад вырубается под новые площади для лошадей, а Туся обнаруживает, что беременна.
Роман современной писательницы Марины Степновой – отголосок русской классической литературы – навеял воспоминания о Чехове и Толстом, он приятно сочетает в себе классику и современный слог. Тема становления женщины причудливо завернута в обложку из революционных газет, забрызганных каплями крови. Главная героиня, однако, ведет свою собственную революционную войну – сначала с самой собой, а потом и с обществом. Выигрывает в итоге – потому что в нее верили с самого детства, и она привыкла верить в себя настолько, что реальности просто пришлось подстроиться и дать ей все, чего она желала.
«Не ждите, что кто-то принесет вам цветы. Возделывайте ваш собственный сад и украшайте вашу собственную душу», – Шри Шри Рави Шанкар, 1956.