С помощью иронии и гротеска
(о романе Андрея Новикова «Пряничный губернатор», журнал «Нева», № 5, 2020)
Русская литература всегда больше, чем вид искусства, всегда – трибуна для обсуждения важнейших вопросов жизни. В традициях отечественной словесности выставлять на всеобщее обсуждение злободневные вопросы политической жизни, фигуры правителей разного уровня. Исходя из этого, роман Андрея Новикова «Пряничный губернатор» продолжает лучшие традиции русской литературы в постановке и обсуждении наиболее серьезных проблем современности. «Пряничный губернатор» – это яркое, ироничное повествование о неком правителе губернии, «которого в народе ласково и душевно называли «Петрович». Уже это замечание автора указывает на то, что он стремится показать губернатора, правителя, в общем– то, любимого народом или это намек на то, что народ русский склонен идеализировать своих правителей? Двойственность, парадоксальность – это характерные черты романа. Они же проявляются и в названии романа: с одной стороны, «пряничный» – сладкий, вкусный, с другой стороны, «пряничный» – ненастоящий, игрушечный. А еще вспоминается сказка братьев Гримм «Пряничный домик», страшная, жуткая в своей волшебности. Так, какой же он, губернатор? Ясно одно: человек он необычный, с большими возможностями и некоторой беспредельностью. Именно эти качества и дают губернатору возможность успешно решать любые задачи, а точнее всегда выходить «сухим из воды».
Губернатор решает вопросы быстро и хорошо для себя, не заботясь о том, как это сказывается на остальных. Так, в приемной губернатора сидит попугай, который на все вопросы «по существу как раз хорошо говорил, то есть всех далеко посылал». Какое замечательное решение проблемы возникновения любых вопросов. С братками губернатор быстро договорился, с коллегами чиновниками тоже, просителей всех отвадили от администрации области скользким крыльцом, которое только к приезду премьера надо сделать не скользким на время.
Поразительная хитрость во всем, полное неуважение к законам, умение наслаждаться жизнью – вот составляющие мудрости и прозорливости Петровича. Легко, по накатанной катится все в губернии... Только вопрос – куда, к чему? Но этот вопрос губернатора не волнует, ибо он «стоит выше радости, выше печали», а когда ты так далек от реальности, «люди тебе не причинят вреда». Конечно, всё в губернии идет к развалу, к гибели, но губернатора это не касается, он останется цел и невредим в любой ситуации.
Изображение всего происходящего в романе восходит к лучшим традициям политической сатиры в русской литературе. Конечно, прежде всего, вспоминается «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Выдающийся русский писатель второй половины XIX века, Салтыков-Щедрин в своей истории показывает, как незадачливые градоначальники города Глупова своими действиями приводят к тому, что «история прекратила течение своё». Но автора романа «Пряничный губернатор» интересует не вопрос о наказании за грехи, т. е. не «что ему за это будет» и даже не вопрос о том, чем всё кончится (автор понимает, что беспредел бесконечен), а сложная проблема самой природы власти.
Именно этот глубоко философский вопрос и волнует автора. Понятно, что действия губернатора аморальны, противозаконны и бесчеловечны, но отчего так? Почему именно люди, подобные Петровичу занимают высокие должности и удерживаются на них с успехом? Почему действия властей так часто вызывают отрицательные эмоции от спокойной критики до безумного негодования? Пожалуй, этот вопрос не звучал так четко в отечественной литературе уже давно. Многочисленные произведения об эпохе культа личности, разные по своим художественным достоинствам, были сходны в том, что показывали ужас тирании, безграничной власти одного человека. Но времена изменились, а проблема природы власти не ушла в прошлое. Роман «Пряничный губернатор» - серьезная попытка понять, почему при демократическом строе в стране, победившей тоталитаризм, власть основывается на силе чина и использует любые средства.
Автор романа с помощью иронии и гротеска умело показывает, как удается губернатору перевернуть, перелицевать понятия. Например, известный со времен Просвещения принцип разделения властей стал при Петровиче пониматься по – новому: «милицейские да прокурорские тяготы надзора и наказания перешли отныне к мудрым и отзывчивым браткам». Взаимодействие с подчиненными основано у губернатора на принципе «всегда виноват», который базируется на серьезном знании Петровичем психологии. Действие этого принципа приводят к тому, что чиновники всегда ходят с виноватыми лицами и воруют еще больше. Человеколюбие привело губернатора к поощрению коррупции, действительно, «не в средневековой Японии же живем, чтобы чиновники самоубийством жизнь заканчивали».
Но произвол губернатора держится не только на подмене понятий, но и на полном отсутствии протеста со стороны населения. Народ в романе безмолвствует, как в знаменитой трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Холуйство – одно из главных качеств и в характере самого Петровича, поэтому вполне естественно для него опираться на преданных холуев. Но и это долготерпение, и рабская природа населения не могут исчерпывающе ответить на вопрос: «Почему так?». В поисках ответа на вопрос о природе власти в России, нам кажется уместным вспомнить раннее произведение нашего земляка, известного писателя Евгения Замятина «Уездное» (1912). Повествуя о похождениях Анфима Барыбы, автор показывает, как много низких поступков совершает герой повести, поднимаясь, как по лестнице, от одной подлости к другой, и наконец, оказывается на вершине, у власти, получив желанную должность урядника.
Каков путь Петровича к власти, мы не знаем, но можно предположить, что на этом пути было много унижений и подлых дел, много всего того, что превращает человека в орудие власти. Да, такова природа власти: она отбирает особенно способных на подлости, гадости, зло людей и делает их всесильными до тех пор, пока не пробудится безмолвный народ или не произойдут какие-либо природные катаклизмы: эпидемии, наводнения, землетрясения. Всесилье же Петровича завершилась достойно его ужасными похоронами, осквернением могилы, пьянкой-гулянкой его подчиненных.
Неразрешенным остается вопрос о том, можно ли изменить природу власти и как? Но это тема для политологов, специалистов различных областей, но не писателей. Для литератора важно поставить вопрос ярко, образно, одним словом, так, чтобы невозможно было на эту проблему не обратить внимания.
И это всецело удалось Андрею Новикову. Несмотря на всю серьезность поставленной проблемы, роман читается легко, увлекательно, как говорится, на одном дыхании. Спокойно-философская манера повествования завораживает читателя и побуждает не только внимательно следить за развитием сюжета, но и размышлять, рассуждать вслух по поводу прочитанного. Талант рассказчика позволяет автору как бы пригласить к совместной беседе читателей разных возрастов. Многие главы романа вызывают смех, иногда сквозь слезы. Философичность повествования умело сочетается с пародией, например, на местную журналистику. Достаточно в романе острых моментов, которые могли бы стать началом детектива. Многогранен талант автора, но несмотря на черный юмор, на узнаваемость событий и персонажей, на смех сквозь слезы, на простоту и ясность повествования, роман Андрея Новикова «Пряничный губернатор» ставит перед читателем серьезную философскую проблему о природе власти вообще, и на конкретном историческом этапе развития России, в частности. Конечно, размышления по этому вопросу у каждого свои, но важно осознать значимость этой проблемы, ибо от ответа на вопрос о природе власти во многом зависит наше будущее и будущее наших детей.
Роман Андрея Новикова «Пряничный губернатор» опубликован в журнале «Нева» № 5-2020.
Уверена, стиль понравится!