Очарование былого
Многое в книгах Антона Чижа характерно для русского исторического детектива в целом.
События происходят в конце XIX – начале XX века. В эпоху, достаточно далёкую для того, чтобы вызывать ностальгию. Что пройдёт, то будет мило. «Конфетки, бараночки, словно лебеди, саночки», как поют российские шансонье. Православные праздники, коронации, балы. Винтажная открытка, а не действительность. Периодически возникают картины социального дна, где делят добычу воровские шайки и торгуют собой проститутки, но бравая полиция восстанавливает справедливость. Злодеи пытаются разрушить патриархальные благонадёжность, благолепие и благонравие, но всегда терпят поражение.
В русском историческом детективе царят порядок, размеренность, иерархия. Чистенькие горничные, преданные лакеи, услужливые извозчики. Существует понятие о хороших манерах, добром имени и репутации.
Современный читатель, вернувшись с городской улицы, где грязь, пыль, где матерятся по мобильнику школьницы, конечно, рад скрыться в России воображаемой, где по улицам ходят застенчивые гимназистки.
Дамы здесь женственны и уязвимы, но встречаются дерзкие независимые эмансипе, с которыми легче ассоциировать себя современным женщинам. Мужчины рыцарственны, хотя куда в детективе без подлецов и даже маньяков?
Национальный колорит напоминает читателю о богатстве традиций – фольклорных и религиозных, крестьянских и аристократических. Вот господа собираются в элитном мужском клубе. Вот прекрасные дамы посещают салон модистки. Вот автор рисует народное гулянье или труд ремесленника. Описывает, как наши предки отмечали православный праздник. Мириады достоверных деталей создают эффект погружения в происходящее.
Сыщики – джентльмены и бонвиваны
Главные герои исторических детективов красивы или, по крайней мере, симпатичны. Их обязательные качества – ум и обаяние. Российскому читателю хочется верить, что были и в нашей истории гении, подобные Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро. И авторы не разочаровывают.
Эраст Фандорин в творениях Акунина – интеллигентный эмоциональный аристократ, который ищет душевную гармонию в буддизме и японской философии. У него есть забавный слуга-японец Маса, бывший якудза (член преступной группировки). Простоватый, но преданный.
Некоторые писатели создают бледную копию Фандорина.
Но у Антона Чижа получились сыщики не менее своеобразные. Трое друзей. Чиновник сыскной полиции Родион Ванзаров, обаятельный крепыш с чёрными усами, на которые падки дамы – от дворянки до горничной. Криминалист Аполлон Лебедев, богатырь и гедонист. Городовой Николя Гревцов, паренёк с благородным сердцем, мечтающий о подвигах.
В одном из романов Антон Чиж вступает в полемику с Акуниным устами Родиона Ванзарова. Ванзаров якобы слышал о Фандорине, ведь оба персонажа живут в конце XIX века в Петербурге. Но Родиону чужды взгляды Эраста, особенно пристрастие к буддизму, интерес к Японии.
Кроме того, заметно, что Ванзаров почти не философствует, в отличие от Фандорина. Если Ванзаров обращается к философии, значит, это нужно для расследования. Если он ведёт внутренний монолог, то только о своих переживаниях.
Фандорин мыслит широко, космополитично, но ему неуютно в российских реалиях. Ванзаров – образованный обыватель, крепко стоящий на родной земле. На взгляд россиянина, Ванзаров – просвещённый консерватор, тогда как Фандорин – умеренный либерал.
Успеху романов о Ванзарове содействует лёгкий стиль, где часто встречаются шутливые замечания в адрес персонажей и главного героя. Здесь не бывает устойчиво мрачной атмосферы, как, например, в скандинавских детективах. Воздействие драматических сцен вскоре ослабевает – благодаря иронии. Порой автор прямо обращается к читателю, как к собеседнику, обсуждая с ним поступки героев – это удачный приём.
Знания плюс приключения
В одном из интервью Антон Чиж говорит, что тщательно изучает историю. Это чувствуется. Русский исторический детектив, помимо развлекательной роли, знакомит читателей с прошлым страны и мира.
Кроме того, автор собирает и анализирует факты и данные, которые понадобятся для романа. Антон Чиж разбирается в химии и ядах, в развитии спорта, в моде мужской и женской, в обстановке дореволюционных домов, в политике конца XIX века. За приключениями кроется богатая фактография.
Книги «Сомнамбула» и «Машина страха» связаны попыткой создать своего рода психотронное оружие, жертвы которого якобы умирают от ужаса. Машину разыскивают несколько человек, в числе которых сыщик Родион Ванзаров. Нельзя допустить, чтобы такая техника оказалась в руках злодеев. Но существует ли она вообще?..
Книга «Тайные полномочия» напоминает о первой Олимпиаде, к которой готовится команда России. Она состоит из аристократов-любителей спорта. Среди них – похититель уникального ордена Андрея Первозванного. Сыщик Ванзаров должен обнаружить пропажу. Действие происходит в поезде, мчащемся на Запад, что добавляет драйва происходящему. Как окажется потом, поезд ехал по кругу, а не в Европу. Довольно символично.
Книга «Опасная фамилия» демонстрирует постмодернистскую интригу – персонажей автор позаимствовал у Льва Толстого. Каренины, Левины, Вронские – мы наблюдаем их через много лет. В среде этих семейств начинаются убийства, которые расследует Ванзаров. Вдруг появляется надежда, что Анна не погибла под колёсами поезда. Но что произошло на самом деле?..
Соперничество певиц в книге «Бой бабочек», тайна алхимии в книге «Смерть носит пурпур»... Но довольно пересказывать сюжеты. Прочитайте всю серию, как это сделала я.
Радует разнообразие декораций, на фоне которых действуют герои. Дворец, театр, курорт, лесные дачи, поезд, ресторан, – картинки меняются, словно в сериале. Пожалуй, эти детективы можно назвать атмосферными, в них создан достоверный старорусский мир.
Кроме юмора и винтажного колорита, достоинством книг Чижа считаю отсутствие отступлений, которые уводят от главной линии. Такой недостаток испортил несколько книг Акунина – любителя фантазировать на тему реформ. Слащавые рассуждения кабинетного интеллигента неуместны в детективе! Они превращают главных героев в блаженных чудаков вроде жюльверновского Паганеля.
К счастью, Антон Чиж избегает того, что не работает на сюжет его произведений – они содержательны и без излишеств.
Возможно, в будущем автор возьмётся за фундаментальную историческую эпопею. Знаний и таланта для этого у Антона Чижа достаточно.
С Ванзаровым пока знакомлюсь:)