Русский исторический детектив Антона Чижа

22.05.2022 6 мин. чтения
Струкова Марина
Русский исторический детектив сегодня на взлёте. Целое созвездие мастеров развивают это литературное направление. По мнению автора статьи М. Струковой лучшим из них является петербуржец Антон Чиж со своей серией о сыщике Родионе Ванзарове.

Очарование былого

Многое в книгах Антона Чижа характерно для русского исторического детектива в целом.

События происходят в конце XIX – начале XX века. В эпоху, достаточно далёкую для того, чтобы вызывать ностальгию. Что пройдёт, то будет мило. «Конфетки, бараночки, словно лебеди, саночки», как поют российские шансонье. Православные праздники, коронации, балы. Винтажная открытка, а не действительность. Периодически возникают картины социального дна, где делят добычу воровские шайки и торгуют собой проститутки, но бравая полиция восстанавливает справедливость. Злодеи пытаются разрушить патриархальные благонадёжность, благолепие и благонравие, но всегда терпят поражение.

В русском историческом детективе царят порядок, размеренность, иерархия. Чистенькие горничные, преданные лакеи, услужливые извозчики. Существует понятие о хороших манерах, добром имени и репутации.

Современный читатель, вернувшись с городской улицы, где грязь, пыль, где матерятся по мобильнику школьницы, конечно, рад скрыться в России воображаемой, где по улицам ходят застенчивые гимназистки.

Дамы здесь женственны и уязвимы, но встречаются дерзкие независимые эмансипе, с которыми легче ассоциировать себя современным женщинам. Мужчины рыцарственны, хотя куда в детективе без подлецов и даже маньяков?

Национальный колорит напоминает читателю о богатстве традиций – фольклорных и религиозных, крестьянских и аристократических. Вот господа собираются в элитном мужском клубе. Вот прекрасные дамы посещают салон модистки. Вот автор рисует народное гулянье или труд ремесленника. Описывает, как наши предки отмечали православный праздник. Мириады достоверных деталей создают эффект погружения в происходящее.

Сыщики джентльмены и бонвиваны

Главные герои исторических детективов красивы или, по крайней мере, симпатичны. Их обязательные качества – ум и обаяние. Российскому читателю хочется верить, что были и в нашей истории гении, подобные Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро. И авторы не разочаровывают.

Эраст Фандорин в творениях Акунина – интеллигентный эмоциональный аристократ, который ищет душевную гармонию в буддизме и японской философии. У него есть забавный слуга-японец Маса, бывший якудза (член преступной группировки). Простоватый, но преданный.

Некоторые писатели создают бледную копию Фандорина.

Но у Антона Чижа получились сыщики не менее своеобразные. Трое друзей. Чиновник сыскной полиции Родион Ванзаров, обаятельный крепыш с чёрными усами, на которые падки дамы – от дворянки до горничной. Криминалист Аполлон Лебедев, богатырь и гедонист. Городовой Николя Гревцов, паренёк с благородным сердцем, мечтающий о подвигах.

В одном из романов Антон Чиж вступает в полемику с Акуниным устами Родиона Ванзарова. Ванзаров якобы слышал о Фандорине, ведь оба персонажа живут в конце XIX века в Петербурге. Но Родиону чужды взгляды Эраста, особенно пристрастие к буддизму, интерес к Японии.

Кроме того, заметно, что Ванзаров почти не философствует, в отличие от Фандорина. Если Ванзаров обращается к философии, значит, это нужно для расследования. Если он ведёт внутренний монолог, то только о своих переживаниях.

Фандорин мыслит широко, космополитично, но ему неуютно в российских реалиях. Ванзаров – образованный обыватель, крепко стоящий на родной земле. На взгляд россиянина, Ванзаров – просвещённый консерватор, тогда как Фандорин – умеренный либерал.

Успеху романов о Ванзарове содействует лёгкий стиль, где часто встречаются шутливые замечания в адрес персонажей и главного героя. Здесь не бывает устойчиво мрачной атмосферы, как, например, в скандинавских детективах. Воздействие драматических сцен вскоре ослабевает – благодаря иронии. Порой автор прямо обращается к читателю, как к собеседнику, обсуждая с ним поступки героев – это удачный приём.

Знания плюс приключения

В одном из интервью Антон Чиж говорит, что тщательно изучает историю. Это чувствуется. Русский исторический детектив, помимо развлекательной роли, знакомит читателей с прошлым страны и мира.

Кроме того, автор собирает и анализирует факты и данные, которые понадобятся для романа. Антон Чиж разбирается в химии и ядах, в развитии спорта, в моде мужской и женской, в обстановке дореволюционных домов, в политике конца XIX века. За приключениями кроется богатая фактография.

Книги «Сомнамбула» и «Машина страха» связаны попыткой создать своего рода психотронное оружие, жертвы которого якобы умирают от ужаса. Машину разыскивают несколько человек, в числе которых сыщик Родион Ванзаров. Нельзя допустить, чтобы такая техника оказалась в руках злодеев. Но существует ли она вообще?..

Книга «Тайные полномочия» напоминает о первой Олимпиаде, к которой готовится команда России. Она состоит из аристократов-любителей спорта. Среди них – похититель уникального ордена Андрея Первозванного. Сыщик Ванзаров должен обнаружить пропажу. Действие происходит в поезде, мчащемся на Запад, что добавляет драйва происходящему. Как окажется потом, поезд ехал по кругу, а не в Европу. Довольно символично.

Книга «Опасная фамилия» демонстрирует постмодернистскую интригу – персонажей автор позаимствовал у Льва Толстого. Каренины, Левины, Вронские – мы наблюдаем их через много лет. В среде этих семейств начинаются убийства, которые расследует Ванзаров. Вдруг появляется надежда, что Анна не погибла под колёсами поезда. Но что произошло на самом деле?..

Соперничество певиц в книге «Бой бабочек», тайна алхимии в книге «Смерть носит пурпур»... Но довольно пересказывать сюжеты. Прочитайте всю серию, как это сделала я.

Радует разнообразие декораций, на фоне которых действуют герои. Дворец, театр, курорт, лесные дачи, поезд, ресторан, – картинки меняются, словно в сериале. Пожалуй, эти детективы можно назвать атмосферными, в них создан достоверный старорусский мир.

Кроме юмора и винтажного колорита, достоинством книг Чижа считаю отсутствие отступлений, которые уводят от главной линии. Такой недостаток испортил несколько книг Акунина – любителя фантазировать на тему реформ. Слащавые рассуждения кабинетного интеллигента неуместны в детективе! Они превращают главных героев в блаженных чудаков вроде жюльверновского Паганеля.

К счастью, Антон Чиж избегает того, что не работает на сюжет его произведений – они содержательны и без излишеств.

Возможно, в будущем автор возьмётся за фундаментальную историческую эпопею. Знаний и таланта для этого у Антона Чижа достаточно.

1260
Автор статьи: Струкова Марина.
Поэт, прозаик, публицист. Родилась в посёлке Романовка Саратовской области. Окончила Гуманитарный университет (факультет литературы и русского языка) и Высшие литературные курсы при Литинституте им. М. Горького. Работала учителем, журналистом, литературным редактором. Публиковалась в изданиях: «Роман-газета», «Москва», НГ-Exlibris, «Нева», «Север», «Наш современник», «Аврора», «День литературы», «Подъём», «Литературная Россия», «Дон», «Южная звезда» и других. Лауреат литературных конкурсов им. Н. Некрасова, им. Ю. Кузнецова, «Прекрасные порывы», «Молитва», «Добрая лира» за повесть для детей. Автор четырёх книг. Живёт в Тамбове.
Читатель
Фандорин - поверхностный персонаж. Нет глубины, он не раскрывается в течение повествования, практически всегда один и тот же.
С Ванзаровым пока знакомлюсь:)
28.05.2022 10:58

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41344
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17037
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9484
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8770

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала