.png)
«Великий Блокпост» – это антология донбасской поэзии 2014–2022 годов, составленная Анной Ревякиной и опубликованная вторым изданием в 2023 году в Санкт-Петербурге. В книге собраны стихи сорока пяти поэтов, которые живут или воюют в Донбассе. Сборник структурирован хронологически – стихи распределены по годам, поэтому в книге есть девять разделов на каждый год войны, а также своеобразное вступление и заключение: раздел «Предчувствие войны», содержащий стихи предшествующего войне двадцатилетия, и «Позывной поэт», включающий стихи участников СВО.
Огромный объем материала, собранный в книге, исключает возможность говорить о каждом поэте отдельно, поскольку в таком случае рецензия получится слишком объемной. Чтобы дать читателям общее представление о книге, используем применяемый в современной дистрибутивной лингвистике метод извлечения тематически сгруппированных ключевых терминов. Для анализа книги таким методом определяются все случаи вхождения термина в текст, фиксируются автор и год написания стихотворения, затем анализируются полученные данные.
Тема, которую я выбрала, концептуально заложена в заглавии. Блокпост – это заградительный укрепленный контрольно-пропускной пункт с вооруженной охраной на въезде в населенный пункт. В нашем случае Блокпост означает Донбасс, где с 2014 года идет война, а пункт, охраняемый блокпостом, представляет собой всю Россию. Поэтому я хочу рассмотреть, как изображена в книге Россия. Мне пришлось ограничиться географическими названиями конкретных городов и территорий, при анализе не учитывались более мелкие структурные единицы – районы городов, названия улиц, площадей и так далее. Исключение было сделано для Москвы и Санкт-Петербурга. Это большие города с богатой историей, полные значимых объектов культурной географии. Так, Кремль означает не просто архитектурное сооружение в городе Москве, Кремль может метонимически обозначать всю Москву или даже всю Россию, поэтому такие вхождения фиксировались. Также включены в исследование не столько географические, сколько символические топосы Майдан и Бабий Яр в Киеве. Не рассматривались общие географические понятия, упоминаемые в стихах, то есть русские реки, дороги, степи и так далее. Результаты оказались очень интересными.
Тема России звучит во всех частях книги, от начала и до конца сборника. Почти все поэты пишут о России, Руси, Родине, Отечестве с 2012 и до 2022 года. Один раз встречается именование Святая Русь (Владислав Русанов, 2016) и один раз появляется архаичная Московия (Иван Купреянов, 2022) и Страна Советов (Семен Пегов, 2022). В разделе «Позывной поэт» этой теме посвящен отдельный текст Олега Миронова, который пишет «мы выпили горькую чашу, когда сами называли Россию не «Русью», а «Рашкой». Конфликт именований в сборнике решается в пользу России и Руси – старое название используется почти так же часто, как и современное, прошлое и настоящее России соединяются в стихах современных поэтов.
Как же представлена Россия географически? Это огромное пространство «от курильских морей до донбасских степей» (Анна Долгарева, 2015), «от Урги до кочующей Балтики» (Семен Пегов, 2021). На границах России отмечены Тихий океан (Наталия Курчатова, 2017, 2019), суровые берега Баренца (Наталия Курчатова, 2020), Камчатка (Владислав Русанов, 2018), Сахалин (Семен Пегов, 2021), Амур (Анна Долгарева, 2018), Кавказ (Алексей Шмелёв, 2014), Дон (Олег Измайлов, 2018; Мария Ватутина, 2019), Новороссийск (Александр Сигида-старший, 2016), Сочи (Любовь Глотова, 2022), Калининград (Анна Долгарева, 2018; Владислав Русанов, 2018).
Внутри этого пространства поэты упоминают две территориальные единицы: средняя полоса России (Наталия Курчатова, 2020) и внезапно Коми (Олег Миронов, «Позывной поэт»). Также там находятся горный хребет Урал и река Оскол (Мария Ватутина, 2019). В границах России лежат и следующие города: Тверь (Дмитрий Трибушный, 2012), Вязьма (Иван Купреянов, 2015), Новгород (Ольга Старушко, 2016), Беслан (Ольга Старушко, 2018), Воронеж (Герман Титов, 2019), Ульяновск (Любовь Глотова, 2022), Печоры, Вологда и Ярославль (Семен Пегов, 2022), Ельня (Семен Пегов, 2022), «Джохар», то есть Грозный (Григорий Егоркин, 2022), Барнаул (Герман Титов, 2022). Два раза упоминается Курск, об этом городе пишут Мария Ватутина и Герман Титов в 2019 году. Три упоминания приходится на долю не столько географического, сколько уже символического города Китеж. Этот город, ушедший под воду во время нашествия монголов, возникает в стихах Ивана Купреянова (2016), Марии Ватутиной (2020) и Александры Хайрулиной (2021). Столь же символический Сталинград – город перелома в Великой Отечественной войне упоминает Олег Измайлов (2018) в эпиграфе к стихотворению, то есть в семантически значимой позиции текста.
В сборнике хорошо очерчены географические границы современной России и довольно полно представлена европейская часть страны, лежащая западнее Урала. Внутренние территории России на восток от Урала представлены только городом Барнаул у Германа Титова. Поэты вписывают войну на западном рубеже России в русское географическое пространство, где активными элементами являются границы и почти не представлена Сибирь, традиционно ориентированная на восточные рубежи, не задействованные в текущем военном конфликте.
Совершенно особую картину дают два моря на западных рубежах России, за выход к которым боролся еще Петр Первый, – Черное и Балтийское. Количество упоминаний резко возрастает, об этих местах пишут разные поэты на протяжении бурных девяти лет, отраженных в сборнике. И если Черное море включает Крым – самую заметную тему последнего десятилетия в России, то сходное положение Балтики оказалось довольно неожиданным результатом.
Черное море, Азовское море, Поазовье, Приазовье упоминают в стихах разных лет Ольга Старушко, Наталия Курчатова, Елена Заславская, Анна Ревякина. Очень широко представлен в книге Крым – это название встречается в стихах Алексея Шмелева (2014), Ивана Купреянова (2014–2015), Ольги Старушко (2016), Владислава Русанова (2019), Ивана Асвальда (2022). Многие поэты пишут о конкретных городах в Крыму, что значительно углубляет и расширяет эту тему. Крымские города Алушту, Ялту, Севастополь, Феодосию, Бахчисарай, Керчь, Судак и Севастополь наносят на культурную карту Елена Заславская, Иван Купреянов, Наталия Курчатова, Владислав Русанов, Ольга Старушко, Вячеслав Теркулов. Можно заметить, что к теме Крыма из сорока пяти поэтов обращаются немногие, причем одни и те же авторы дают и общую картину, и ее детали. Эта группа представлена поэтами из Крыма, Донецка, Луганска, Москвы и Санкт-Петербурга. В этих местах идет основная культурная работа по осмыслению воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и новому включению его в русское культурное самосознание.
Теперь обратимся к северному морю и его берегам. Помимо пограничного Калининграда Прибалтика представлена такими топонимами, как Балтика (Наталия Курчатова, 2020), Рига (Игорь Караулов, 2022), Выборг (Герман Титов, 2022), Кронштадт (Герман Титов, 2021) Центральное место в этой группе занимает Санкт-Петербург.
Тему Петербурга вводит Наталия Курчатова в 2014 году. Далее в ее стихах появляется Нева, Питер и Ленинград, в значимом выражении «ленинградское ополчение» – так поэт описывает добровольцев-ополченцев из Петербурга, воевавших за Донбасс с 2014 года. Петроградом назван город у Александра Сигиды-старшего (2016), а Ленинградом, помимо Курчатовой, называет северную столицу Мария Ватутина (2019). В обоих случаях это отсылки к советскому периоду истории, когда в Первую мировую и Великую Отечественную войну город оказался в эпицентре революционных и военных событий, что перекликается типологически с ситуацией военного Донбасса, которую хотят отобразить поэты. Берег Невы упоминает Александр Пелевин (2019), а Никольский пруд – Наталия Курчатова (2018), но больше всех петербургских топонимов вводит в текст Герман Титов, в строках которого появляются Михайловский замок (2021), Морская улица и Сенная площадь (2018). Итак, петербургские поэты Наталия Курчатова, Герман Титов, Александр Пелевин делают Петербург явным в русской географии сборника.
Таким образом, оба моря, Черное и Балтийское, присутствуют в русском самосознании и занимают важное место в осмыслении текущих событий войны в Донбассе как части русской истории.
Удивительная картина получается для столицы России Москвы. Первое упоминание этого названия в книге происходит довольно поздно – в 2017 году, и вводит его в своей текст Наталия Курчатова, таким образом идеально отработавшая тему двух русских столиц в сборнике. Москва также упоминается Германом Титовым в 2019 году. В остальных, довольно немногочисленных случаях, Москва появляется мельком, не полностью, как Поклонная площадь (Ольга Старушко, 2014), Павелецкий вокзал (Елена Заславская, 2018), Сретенка (Владислав Русанов, 2018). Отметим такие важные топонимы как Красная Площадь (Иван Купреянов, 2015) и Кремль (Дмитрий Трибушный, 2016), но ими и закрывается тема столицы в книге. Москва не вовлечена в идущую на западной окраине небольшую войну – такой вывод подсказывает книга.
Географически Россия представлена довольно полно. Что же такое Россия не географически, а по смыслу? На этот вопрос в книге дается три ответа: Третий Рим, Страна Советов и империя.
Мария Ватутина в стихотворении «София» (2020) рассказывает всю историю трансляции империи, от Рима через Константинополь до Москвы, создавая ряд Айя-София – Айя-Россия – Ave, София. Круг замыкается в третьем Риме, который является возрожденным первым.
В поэзии Елены Заславской «над третьим Римом восходит новая заря» (2017), и в 2022 году, в стихотворении, написанном в период отступления из-под Харькова, этот образ появляется снова: «И не падоша ни русня, ни мокша, ни Третий Рим». Третий Рим – это Россия, длящаяся в веках и сохраняющая культурное наследие христианской империи.
Страна Советов как географическое название и смысловая реалия появляется в стихотворении Семена Пегова о Мотороле (2022). О советской Атлантиде пишет Алиса Федорова в 2015 году. В книге также упоминаются советские реалии, делаются отсылки к советскому прошлому, к революционным событиям, битвам Великой Отечественной войны, рассматривается советское наследие современности. Символом этого периода выступает Юрий Гагарин: «мы потомки Юры Гагарина и Лаврентия Берии» (Анна Долгарева, 2022).
Борьба советских людей с немецко-фашистскими захватчиками является одной из важных моделей донбасской войны. Географически этот смысл реализуется в топониме Бабий Яр, где немцами и украинскими националистами производились массовые расстрелы гражданского населения, главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных в период оккупации Киева в 1941–1943 годы. В Бабьем Яру было убито по разным оценкам от ста до двухсот тысяч человек. Бабий Яр появляется в стихах Марии Ватутиной (2015), Игоря Караулова (2017), Ольги Старушко (2018) как символ современной Украины, глорифицирующей нацизм, и той силы, с которой сражается Донбасс.
Также к теме СССР и победы над нацизмом относятся еще два упоминания Берлина в тексте. Формально Берлин из другой группы топонимов, не лежащих в границах России, но встречается это название в выражениях «дошел до Берлина» (Анна Долгарева, 2021) и «катюши под Берлином» (Григорий Егоркин, «Позывной поэт»). Итак, советская история и победа над нацизмом представлены в книге достаточно полно уже на уровне географических названий.
Термин «империя» встречается во всем сборнике всего восемь раз у шести авторов. Двое из них, что не будет неожиданностью, Мария Ватутина («в империи, где тихо, как в снегу», 2018) и Елена Заславская («на окраине империи», 2021). Историческую концепцию в двух строчках разворачивает Олег Миронов в последнем разделе книги: «К оружию, братья, к оружию!» – зовут Ленин, Махно и Колчак. Так умирают империи. Империи рождаются так». Семен Пегов пишет об ополченцах и военных Донбасса: «мы избили природу империи, как в походе свои сапоги» (2021). Моторола в стихотворении Пегова «умирал за империю». «Осколком империи» называет Донбасс Иван Асвальд (2022). В стихотворении Анны Долгаревой о погибших в ходе СВО есть слова: «наши кости станут стенами новой империи» (2022).
Империя выступает как общее начало, объединяющее разные этапы русской истории. Российская, советская и современная империя – это всё Россия. В ходе войны в Донбассе люди разных взглядов объединяются, империя собирает свои окраины, русские солдаты воюют на фронте за империю. Авторы сборника «Великий Блокпост» так рисуют картину событий, происходящих с 2014 года в Донбассе.
Нужно сказать хотя бы два слова о том, как представлены в книге Украина и Донбасс. Что касается тех территорий, на которых сейчас находится Украина, здесь на первом место по упоминаниям в стихах стоит Одесса, также заметны Киев и Харьков. Среди топонимов Донбасса первое место однозначно занимает Донецк, и со значительным отрывом, но всё же несколько раз появляются в книге Луганск, Мариуполь и Лисичанск. Таким образом, все болевые точки войны в Донбассе и СВО отражены в сборнике: Одесса – город, где 2 мая 2014 года украинские радикалы заживо сожгли пророссийских активистов; Киев как город, породивший Майдан – точку невозврата текущей войны; Харьков, памятный как попытками освободить его на первом этапе СВО, так и тяжелым отступлением осени 2022 года; Донецк, находящийся девять лет под обстрелами; Луганск, переживший полноценную осаду в 2014 году; заложник Украины Мариуполь, сильно пострадавший при освобождении в 2022 году; Лисичанск, который постигла та же участь. Так новейшая история отражена в географии сборника.
Полноценная характеристика культурной географии этих регионов по материалам книги – дело будущего, но уже сейчас можно сказать, что выраженная в заглавии концепция «Донбасс – блокпост России» подтверждается его содержанием. Россия постоянно присутствует в географии книги, в размышлениях поэтов, в системе образов, создаваемой на передовой и в тылу. Война в Донбассе осознается как значимая для всей страны, она проявляет традицию, актуализирует историческую связь древней Руси, Московии и современной России, находит себе параллели и в революционных событиях, и в войнах с внешним врагом. Книга показывает, что Донбасс – часть России, и не только место, где происходят события, но и центр их осмысления.
Намечая пути дальнейшего исследования, нужно сказать, что отдельная интересная тема – религия в сборнике. Упоминания христианских персонажей, сюжетов, реалий в десять раз превосходят упоминания всех других религий, включая такие экзотические версии, как постиндустриальный бог в обличье террикона Елены Заславской и Дракон-страж Террикона Ивана Асвальда. Сборник наглядно показывает, что Россия – страна христианской культуры. Это также страна, где живет античность – античные реалии, топонимы символы занимают значительное место в сборнике.
Русские писатели и их цитаты представляют следующую по величине группу упоминаний. Александр Пушкин ожидаемо занимает первое место в этом списке, а второе неожиданно принадлежит Михаилу Булгакову, притом что в сборнике цитируют или упоминают Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Мандельштама, Блока, Есенина, Гумилёва, Шолохова, Матусовского, Фадеева, Лимонова и других авторов. Книга еще раз подтверждает, что в России главнейшим из искусств до сих пор является литература. Поэты золотого и серебряного века, советские писатели и современные классики, – все они сегодня в строю, помогают сражаться словом за русскую культуру.
Отдельную интересную тему составляет культурная география за пределами России. Иностранные города, писатели, реалии, упоминаемые авторами сборника, создают более широкое культурное пространство, в котором существует русский космос, и в этой рубрике решающее место по введению новых тем, образов и цитат занимает Александр Сигида-младший. Всё это – предмет дальнейших интересных исследований.
.png)
.png)