Рецензия на фильм «Блондинка»

12.10.2022 5 мин. чтения
Плотников Степан
В 2022 году большим кинособытием стал фильм «Блондинка» Эндрю Доминика о жизни известной актрисы Мэрилин Монро. Степан Плотников, филолог, переводчик, писатель, дает свою оценку этой заметной кинокартине.

Фильм Эндрю Доминика «Блондинка» (2022) – это рассказ о жизни известной актрисы Мэрилин Монро. Но за этой поверхностью скрывается серьёзная, глубокая критика американского мифа. Смелая, странная, провокационная картина. «Блондинка» – это большое кинособытие. Ничего столь же дерзкого и мастерски сделанного не выходило на экраны, пожалуй, со времён тихого корейского шедевра – фильма «Пылающий» 2018 года.

В «Блондинке» нет единого линейного сюжета. Это коллекция эпизодов из личной и профессиональной жизни Нормы Джин Бейкер, взявшей псевдоним «Мэрилин Монро». Детство, начало карьеры, нашумевшие фильмы, два замужества и другие любовные связи. «Блондинка» снята по одноимённой книге американки Джойс Кэрол Оутс. Это хотя и очень длинный, но лёгкий для восприятия, хороший, увлекательный роман. Эндрю Доминик ловко взял из него то, что подошло ему для выражения своих идей. Суть картины он ёмко сформулировал во время пресс-конференции: «Мы пытаемся показать жизнь с точки зрения той, кто, в итоге, совершает самоубийство. Это несчастливая жизнь».

Фильм показывает, что могло привести главную героиню к трагедии. Режиссёр предлагает сразу несколько возможных причин. Отсутствующий отец, которого героиня безуспешно пытается найти. Психически неуравновешенная мать, избивавшая дочь в детстве и пытавшаяся её утопить. Воротилы кинобизнеса, видящие в героине только глупую красотку, хотя девушка читала и любит произведения Достоевского и Чехова. Властные мужчины (влиятельный продюсер, знаменитый бывший бейсболист, президент США), которые подвергают её физическому и сексуальному насилию. Опостылевший Норме Джин, насквозь фальшивый образ Мэрилин Монро, который обожает публика и умело эксплуатирует голливудская система. Невозможность завести детей (сделанный против её воли аборт, выкидыш).

Фильм многих разочаровал и даже разозлил. Наверное, кто-то ждал стандартного, развлекательного байопика. Но у Эндрю Доминика получилось что угодно, только не штампованный, безобидный биографический фильм о звезде, где героиня должна преодолевать трудности, достигать поставленной цели, меняться. Режиссёр смело порывает с этими драматургическими правилами. Норма Джин ничего не преодолевает и не меняется. Она как была, так и остаётся заложницей своих детских травм, циничной голливудской индустрии и искусственного образа Мэрилин Монро. А богатство, слава, восхищение миллионов зрителей не приносят ей не то что счастья, но даже облегчения.

Создавая «Блондинку», Доминик взял лучшее из двух видов кино: из коммерческого – доступность и увлекательность, а из авторского – смелость формы и глубину содержания. Несмотря на внушительный хронометраж, неторопливые сцены, отсутствие единого сюжета, «Блондинка» – это интересная, яркая картина.

Фильм насыщен эффектными режиссёрскими приёмами. То и дело меняется соотношение сторон кадра. Изображение становится то чёрно-белым, то цветным. Доминик с большой дотошностью воссоздаёт на экране знаменитые фото Монро и сцены из её фильмов. Свободная работа камеры и изобретательный монтаж легко погружают нас во внутренний мир героини. Из реальности мы то и дело проваливаемся в её воспоминания, видения, фантазии.

Все основные актёры отлично справляются со своими задачами. Ана де Армас, играющая Норму Джин, несомненно, исполнила в «Блондинке» свою лучшую роль.

Музыканты Ник Кейв и Уоррен Эллис написали для картины несколько ярких, атмосферных композиций, которые отлично дополняют визуальный ряд.

Несмотря на всю серьёзность, «Блондинка» – это остроумное и местами даже смешное кино, хотя юмор там специфический, чёрный, вызывающий дискомфорт.

Эта картина – суровый приговор и Голливуду, и американской поп-культуре в целом. Австралиец Доминик уже не в первый раз в своём кино смотрит на США взглядом чужестранца и делает неутешительные выводы. В своём предыдущем фильме, содержательно и формально блестящем гангстерском триллере «Убивая их нежно» (в российском прокате картина называлась «Ограбление казино», вышла на экраны в 2012 году) криминальную историю режиссёр превратил в аллегорию финансового кризиса 2008 года и критику американской капиталистической системы.

В финале «Убивая их нежно» двое гангстеров беседуют в баре, а в это время фоном по телевизору идёт выступление только что избранного президента Обамы, который произносит речь о величии и единстве американской нации. Герой Брэда Питта, показывая пальцем на экран, говорит: «Этот парень хочет сказать, что мы едины. Да не смешите меня! Я живу в Америке, а в Америке каждый сам за себя. Америка – это не страна. Это просто бизнес».

992
Автор статьи: Плотников Степан.
Родился в 1987 году в Екатеринбурге. Окончил Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина. Магистр филологии. Переводчик английского языка в сфере профессиональной коммуникации. Занимается переводом с английского языка фильмов, сериалов, передач. Писатель, прозаик. Выпускник литературной мастерской Захара Прилепина. Участник литературной резиденции Ассоциации союзов писателей и издателей.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41352
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17040
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9487
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8771

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала