.png)
Ричард Чаркин: хроника цифровых войн в издательском деле
(Ксюша Вежбицкая, перевод с английского: Richard Charkin: Chronicling Publishing’s Digital Disputes, Publishing Perspectives, April 13, 2021)
Издатель Ричард Чаркин рассказывает о новой книге Джона Брукшира Томпсона «Книжные войны: цифровая революция в издательском деле».
Каждая схватка, каждая битва
Мои знакомые подтвердят, что я не очень много читаю, хотя и опубликовал немало «титанов». Обычно я читаю книги, которые мне посчастливилось опубликовать, или перечитываю любимых писателей. Причем, как правило, в отпуске. Но по-настоящему удивительно то, что при наличии у меня синдрома дефицита внимания – наиболее остро он ощущается во время утомительных презентаций на совещаниях по продажам – я могу одолеть книгу по истории бизнеса объемом 510 страниц, на каждой странице которой – 500 слов.
Когда я работал в Oxford University Press, мой опытный коллега рассказал, как рецензировал книги для одного уважаемого журнала по английской литературе. В первый же рабочий день он отправился в редакцию журнала, состоявшую из двух человек и размещавшуюся на лондонском складе – в то время журналы не очень-то жаловали и стремились убрать редакции с глаз долой.
Мой коллега получил задание написать рецензию на книгу объемом в 500 слов. Два дня он читал эту книгу и написал содержательную, полезную и грамотную рецензию. Когда он отнес рецензию в редакцию, ему сказали, что он потратил слишком много времени на работу, и показали, как это делается на самом деле. Его начальник взял книгу, достал ножницы, срезал рекламу с суперобложки, приклеил ее на лист бумаги и отправил наборщику в типографию. Обстоятельная рецензия не пригодилась. Думаю, такой подход использовался и в научных публикациях.
Но вернемся к книге, о которой я хочу поговорить. Это книга Джона Брукшира Томпсона «Книжные войны: цифровая революция в издательском деле» (в английском издательстве «Джон Вайли и сыновья» она вышла под названием «Политика, продажи и распространение»). Учитывая объем этой книги, я подумывал использовать ту самую оксфордскую систему для написания рецензии, но сумел устоять перед искушением, хотя цитаты выдающихся ученых и издателей на обложке прекрасно описывают книгу. Джонатан Галасси из компании Farrar Strausand Giroux говорит, что она представляет собой «проницательное и глубокое погружение в современные проблемы издательского дела: как мы пришли к этому и что нас ждет впереди. Книга очень поучительна для всех, кто хочет понять основные трудности, стоящие перед нашей отраслью сегодня».
Так что простите меня – читателя, автора, публициста, редактора, библиотекаря – если я не отдаю должное такому красиво оформленному, хорошо написанному скрупулезному исследованию и вкладу в историю нашей отрасли. Я скажу о том, чего автор не смог осветить, хотя я не обнаружил существенных упущений, кроме того, что моего имени нет в алфавитном указателе.
Томпсон объективно освещает каждую схватку, битву, противостояние в издательском деле, подтверждая свои слова данными и интересными исследованиями, которые и я бы выбрал для раскрытия этой темы.
Мелкий хулиган
Мой вклад в этот период цифровой трансформации был незначительным – скорее хулиганским, чем меняющим правила игры. Кажется, в 1981 году я заключил одну из первых лицензионных сделок на проверку орфографии с молодой компанией Dictronics, которая позже была продана Wang Electronic Publishing. Тогда для этого еще использовались дискеты. Авансового платежа хватило на содержание лексикографического отдела Оксфордского словаря английского языка в течение года. Благодаря этому появилась одна из первых крупных академических баз данных в Интернете.
Я рассказывал в блоге о своем конфликте с Google по поводу оцифровки библиотеки, сейчас эти записи сохранены в архиве Wayback Machine. Я хотел, чтобы люди узнали о незаконности использования материалов, защищенных авторским правом, без предварительного разрешения. Тогда я получил очень много критики. Она звучала довольно типично: «Вы – ретроград, освободите место для людей умных и дальновидных. Возможность поиска по оцифрованной книге – это бесплатная реклама для вас». Или так: «Чаркин, ты застрял в средней школе? Очнись. Так себя ведут подростки, попавшие под влияние более умных сверстников».
Конечно, мое хулиганство не повлияло на результат спора, и я не уверен, что даже после прочтения главы Томпсона «Проблемы с Google» могу сказать, кто победитель, а кто – проигравший. Десятки миллионов долларов были потрачены на адвокатов. Мои усилия оказались бесполезными, но, по крайней мере, это было бесплатно.
Хочу упомянуть еще одно событие, которому уделено незаслуженно мало внимания: переговорам руководителей Amazon в Лондоне о скидках на продажу электронных книг через Kindle. Я считаю, что платформа Kindle – цифровой эквивалент агента по подписке, который не держит акций и не рискует, а собирает деньги с клиентов и передает их издателю с небольшими накладными расходами. Агенты по подписке получают скидку в 10 %, так что скидка для Kindle выглядит обоснованной. Amazon не в восторге от этого предложения, но я бы хотел, чтобы мы его реализовали.
Итак, какие выводы мы можем сделать из этой прекрасной истории?
В то время как научные издательства с энтузиазмом восприняли цифровые технологии, коммерческие издательства (что очень важно для литературы) не спешат с цифровизацией. Они по-прежнему делают ставки на печатные книги, это их основной продукт, с которого они получают больше всего дохода. Электронные книги и аудиокниги хороши, когда есть дополнительные источники дохода, но они редко рассматриваются как основной товар.
Думаю, это правильно. Как только издатели осозна́ют, что их главные клиенты – это их авторы, а не розничные продавцы и даже не читатели, они должны сосредоточить все свои усилия на обслуживании столь важного звена цепи. Им понадобятся новые технологии для расширения читательской аудитории и увеличения доходов автора, причем издателю необязательно уметь пользоваться такими технологиями или создавать новые бизнес-модели. Пусть этим занимаются специалисты. А издатели пусть думают, как построить эффективную и прибыльную работу с аудиторией. Также можно попытаться конкурировать с любого конца цепи создания стоимости – с небольшими шансами на успех.
И последнее, что я хочу сказать о книге. Некоторые названия компаний в ней изменены в целях защиты конфиденциальности и прав. Очень весело было пытаться определить, откуда автор черпал статистику и мнения.
В США книга Джона Брукшира Томпсона «Книжные войны: цифровая революция в издательском деле» вышла 7 мая 2021 года. Издание Kindle доступно в США с марта. В Великобритании книга в твердом переплете вышла 12 марта 2021 года. Джон Томпсон – заслуженный профессор социологии Кембриджского университета и почетный член колледжа Иисуса в Кембридже.
Ричард Чаркин – бывший президент Международной ассоциации издателей (IPA). В течение 11 лет был исполнительным директором Bloomsbury Publishing Plc. Занимал руководящие должности в крупных издательствах, включая Macmillan, Oxford University Press, Current Science Group и Reed Elsevier. Является президентом Книжного общества, вице-председателем совместного предприятия Bloomsbury China и China Youth Press в Пекине, а также членом Международного консультативного совета Франкфуртской книжной ярмарки. Является неисполнительным директором Bonnier Books UK, Liverpool University Press, издательства британского Института физики и Cricket Properties. Основатель собственного бизнеса – издательства Mensch Publishing. Читает лекции на курсах издательского дела в Лондонском колледже связи, Лондонском городском университете и Университетском колледже Лондона. Имеет степень магистра естественных наук Тринити-колледжа в Кембридже, был внештатным научным сотрудником Зеленого колледжа в Оксфорде, посещал углубленный курс менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, является приглашенным профессором Лондонского университета искусств.
Источник: Publishing’s Digital Disputes.

