«Птица Стужа». Юрий Козлов о рассказе Татьяны Кыровой

10.02.2021 11 мин. чтения
Козлов Юрий Вильямович
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Татьяны Кыровой.
«Птица Стужа»

Юрий Козлов о рассказе Татьяны Кыровой

Татьяна Кырова в небольшом рассказе сумела передать ощущение взрослого человека об ушедшем детстве, показать на фоне зимы, метели и стужи в забытой Богом деревне тепло жизни, сложные и не донца понятные отношения трёх людей: маленькой девочки, её брата и их бабушки. Все три характера получились живыми, зримыми и по-своему симпатичными.

В рассказе есть настроение, есть недосказанность, есть неплохие описания зимней природы, огня в печи, скромного домашнего быта. Хотя встречаются и литературные «красивости». «Бабушка укрыла меня одеялом заботы и любви» (стр. 1). Или: «Ненадёжная колыбель большого мира уносила меня в чёрную дыру космоса и кружила в снежном вихре» (стр. 3).

Жизнь проста и вместе с тем исполнена тайны. Отношения людей, какими бы близкими родственниками они ни были, как правило, не обходятся без «подводных камней». И эта житейская правда неплохо передана в рассказе Татьяны Кыровой.

Воспоминания человека о детстве, когда всё воспринималось объемнее и ярче, а за каждым, внешне незначительном событием, открывалась дверь в мир – тема в литературе старая и проверенная. Автору, впрочем, удалось избежать сентиментальности и свойственной рассказам такого рода «пасхального» умиления.

Мастером вмещать в короткие рассказы большой философский смысл был Эрнест Хемингуэй. Иногда он заканчивал рассказ на спокойной ноте. Иногда – последней фразой ломал, переворачивал содержание с ног на голову, придавал рассказу совершенно неожиданный смысл.

«Птица Стужа» - рассказ спокойный, умиротворённый, так сказать, приближенный к жизни. Про такие рассказы говорят «светлый».

Татьяна Кырова, даже если судить только по одному этому рассказу, человек талантливый, образованный, с хорошим чувством слова. «Птица Стужа» - добротный рассказ. Он свидетельствует о том, что автору по силам решать в литературе и гораздо более сложные задачи.


Юрий Козлов: личная страница.

Кырова Татьяна Михайловна родилась 13 августа 1962 года в деревне Пухово Курганской области. Окончила школу в городе Кургане. Затем Миасский геологоразведочный техникум. Замужем. Двое детей и две внучки. Работали с мужем в Хакасии, Монголии, Красноярском крае, на Алтае. Проживает в городе Красноярске. Первые публикации появились на сайте Проза.ру в 2010 году. В 2013 году была номинирована, и стала финалистом премии Писатель года. В 2017 году лауреат конкурса Им. Игнатия Рождественского за произведения в поэтическом жанре. Состоялись публикации в сборниках финалистов и участников литературных семинаров. В 2020 вышел первый авторский сборник рассказов «В поисках любви».


Татьяна Кырова

Птица Стужа

Хорошо помню свои первые зимние каникулы у бабушки в деревне. Я стояла у окна и царапала пальчиками по стеклу пытаясь отковырять образовавшуюся в нижней части рамы сахарную наледь. Когда замерзал указательный в дело вступал средний братец и так по очереди трудилась вся пятёрка левой затем правой руки. Я усердно старалась, но аппетитный на вид леденец никак не удавалось отколоть. От тепла моих рук сахарная карамелька превратилась в прозрачную сосульку.

Бабушка занесла из кухни дрова, закинула в печь голландку очередное полено и обратила внимание на меня:

 - Чего маешься, Танюшка. Ничего не поделаешь, птица Стужа прилетела. А у тебя валенки со вчерашнего дня не просохли. Дома сидеть будешь. Иди сюда в подкидного дурака сыграем.

Книжки бабушка не читала. И сказки я от неё не слышала. Была она человеком приземлённым и даже суровым. Сама в сказки давно не верила, так зачем морочить голову ребёнку всякими небылицами. Когда я записалась в библиотеку, то стала читать бабушке свои любимые произведения. Особенно нравилась мне книга Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Бабушка внимательно слушала, ласковый огонёк в её глаза угасал и превращался в пепел глубокой печали. Я терялась в догадках почему это происходит. Интуитивно чувствуя, что стоит за этим тяжёлая взрослая тайна и стыдливо замолкала. Меняющийся цвет её глаз принуждал меня мучительно искать разгадку.

Маленькие дети, когда им становится невыносимо страшно, прячутся с головой под одеяло. Бабушка укрывала меня одеялом заботы и любви. Не зная, как поколебать мою веру в правду книжного мира. Она боялась, что рано или поздно меня постигнет разочарование. Я влетала в эту жизнь со всем бесстрашием и восторгом какое испытывала при спуске с ледяной горы на санках. Такие горки обычно устраивались на берегу реки. В самый последний момент, когда до тёмной полыньи или проруби оставалось совсем чуть-чуть, кто-то придерживал меня за воротник пальто. И санки скользили в полуметре от опасности. Чувство страха мне было неведомо. Укладывая спать, бабушка шептала над моим изголовьем: «Господи, благослови! Спаси и сохрани!».

Дверца печи немного приоткрылась и было слышно гудение объятых пламенем поленьев. Я отошла от окна и села за стол. Бабушка в карты играла плохо. Мне не составляло труда запоминать все ходы, и я могла вычислить какие масти у неё сейчас на руках. Если была возможность старалась сыграть в поддавки. Как же она радовалась, когда выигрывала. И я выстраивала хитрые комбинации, чтобы лишний раз увидеть светлый огонёк в её глазах. С огромным удовольствием тратила малые силы свои на то, чтобы подарить ей толику счастья. Осознание такой необходимости пришло ко мне довольно рано.

Мы сыграли в карты несколько партий, когда счёт сравнялся, бабушка взялась раскладывать пасьянс. А я пошла на кухню и достала с приступка русской печи свои валенки - они почти высохли. Птица Стужа принесла на своём хвосте сестрицу Метелицу. И стало понятно, что гулять сегодня никак не получится. От сильного порыва ветра хлопнула калитка. Раздался тяжёлый шум и топанье сначала на крыльце потом в сенях. Вряд ли это кто-то из моих друзей. В такую погоду детей на улицу не отпускали, а шататься по чужим дворам без дела было непринято. Каждый пережидал непогоду у себя дома.

Возня в сенях насторожила нас. Бабушка вышла из комнаты, посмотрела на меня и стала прислушиваться. Когда она волновалась, то всегда прикладывала правую руку к подбородку и начинала щипать его кончиками пальцев. Наложить крестное знамение не решалась. Было неясно кого принесла нелёгкая. Входная дверь распахнулась и в клубах морозного воздуха появился человек в солдатской шинели. Он поставил у порога чемоданчик и протянул руки:

- Здравствуй, мама.

Бабушка не кинулась обнимать солдата:

- Лёня. Как ты сумел добраться в такую погоду?

- Со студентами. В районе на автовокзале с ними толкался. Автобусы отменили. Вовка, Мишки Торбеева сын, уговорил дядьку своего. Он воду из Тобола на санях возит. Кобыла у него крепкая прёт будь здоров. До Романово он нас довёз, а тут я пешком.

- У Торбеевых все дети умные. Людка, твоя одноклассница, в пединституте учится, - сказала бабушка.

- Умные или нет, а водку Вовка трескает будь здоров, - весело отозвался Лёня.

- Ты тоже смотрю не отстаешь.

- Так для согрева раздавили пол-литра.

Солдат быстро скинул звенящие от мороза сапоги. Пристроил шинель на гвоздь справа от двери и сунул в рукав шапку с металлической кокардой. Это был мой дядя. Я уже знала, что Лёнька на самом деле не сын, а племянник моей бабушки. Почему ей пришлось растить ребёнка своей младшей сестры осталось одной из неразгаданных тайн моего детства. Родная мать Лёни жила в другой деревне. Сёстры почти не общались.

На следующий день мы с Лёней пошли в лес за ёлкой. Я была рада, что он так вовремя вернулся со службы. Иначе бы нам пришлось праздновать Новый год без ёлки. Я научила бабушку вырезать объёмные снежинки. Нашлись в шкафу несколько стеклянных шаров, немного ваты и пакетик конфетти. Склеили бумажную цепочку, которую я раскрасила акварельными красками. Лёня по привычке называл меня Атаманом, он не знал, что вот уже полгода, как я перестала откликаться на это прозвище и стала просто Таней. Вечером мы сели играть в подкидного дурака втроём. Обнаружилось что за годы службы в армии Лёня не стал сообразительнее. Он ни разу не уступил бабушке, и теперь она всё время проигрывала. Я сверлила его взглядом в надежде, что он догадается хотя бы раз сыграть в поддавки. Бабушка расстроилась и рано легла спать. Я достала альбом и ушла на кухню рисовать. Лёня курил у печки не зная, чем себя занять. Пойти ему было некуда, клуб был в соседней деревне. Дремавшая птица Стужа к ночи надумала играть в салочки с сестрицей Метелицей. В дымовой трубе завывало всё громче. Я нарисовала деревенскую улицу, с домами занесёнными снегом по самые крыши. Лёня закрыл входную дверь на крючок и бросил на порог старый тулуп. Затем подошёл к столу и оценил мой рисунок:

 - Красиво.

 Я молча кивнула в ответ. Вообще-то его похвала меня не обрадовала. Мороз крепчал. От узкого кухонного оконца несло холодом. Я отложила альбом с красками на угол стола и пошла спать. Начинало казаться, что птица Стужа будет кружить над миром целую вечность.

Мне сделалось страшно ложиться в холодную постель. Ветер упруго бился о стены дома и весь белый свет качался в зыбкой пелене. Ненадёжная колыбель большого мира уносила меня в чёрную дыру космоса и кружила в снежном вихре. Учительница в школе сказала, что Бога нет и, если бы не наличие звёзд в этой бескрайней пучине, можно было бы сойти с ума от жуткого одиночества.

1103
Автор статьи: Козлов Юрий Вильямович.
Прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий, литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9772
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8905
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7380
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5820

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала