
1
Девушке Мее 17 лет…
Одна из главных задач родителей – создать взрослеющим детям условия, при которых они уйдут из дома только туда, где им хорошо. А не сбегут куда угодно – потому что дома невыносимо.
Мея сбегает к молодому человеку, с которым совсем недавно познакомилась. Потому что не хочет жить с малоадекватной матерью и её новым бессчётным мужчиной.
2
Дорога в ад вымощена не столько благими намерениями, сколько уверенностью в том, что ты умнее, хитрее, мудрее всех прочих и даже целого государства в целом. Как системы. Как миропорядка. И уже пребывая в этой твёрдой уверенности, ты учишься и затем учишь членов семьи самостоятельности и независимости. Мечтаешь перестать быть винтиком в государственной машине. Построены подземные бункеры, сделаны запасы еды на несколько лет, запасено оружие. «На случай ядерной войны».
Это о семействе Брандтов, живущих на хуторе Свартшё, на севере Швеции. Муж, жена и трое сыновей. Все трудолюбивые, сильные, крепкие. Мея фактически станет новым членом этой семьи, девушкой младшего сына. Её здесь примут и полюбят.
Несчастный отец Лелле тоже не очень доволен госмашиной. В одном из её аспектов уж точно. Единственная дочь Лина пропала три года назад. И до сих пор полиция не обнаружила никаких следов.
Лелле ищет сам, в обход полиции.
Почти каждую ночь он ездит по Серебряной дороге, это самая северная магистраль, соединяющая всю страну. Ездит по маршруту следования автобуса, в который Лина должна была сесть и не села (по свидетельству очевидцев). Ездит по всем ответвлениям трассы.
Дома, в кабинете Лелле висит карта Серебряной дороги. Он ставит на ней метки маршрута своих поисков.
3
Всё-таки очень верно, что больному нужно лечение, а преступник должен сидеть в тюрьме. Нередко эти две ипостаси – преступник и больной – соединяются. И тогда всё ещё больше усложняется.
«С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют». Не прав был Эдуард Успенский в «Простоквашино». Ещё как сходят – и не по двое, а целой семьёй.
Подчиняются силе и власти домашнего тирана (человека, травмированного с детства) и не замечают грани, за которой...
Несчастному Лелле, давно потерявшему покой и сон, всё больше кажется, что он сходит с ума и скоро совсем свихнется. Он немыслимо устал от своих поисков, но остановиться уже не может.
Биргер Брандт, напротив, твердо уверен в своей абсолютной нормальности.
4
Роман «Серебряная дорога» (2018) – дебют шведской писательницы Стины Джексон.
Это весьма сложная смесь: остросюжетный детектив с элементами мистического триллера. Дебютная книга Джексон, получившая целый ряд премий (Лучший триллер/детектив года, Книга года в Швеции, премии Storytel Awards и Crimetime Specsavers и другие) несколько отличается от большинства произведений современной скандинавской литературы. Автору удалось создать свой мир, в котором играют роль и место действия – малонаселённая местность, и пугающая природа: бескрайние еловые леса, болота… Действие развивается медленно, напряжение в ожидании неминуемой развязки к концу нарастает всё сильнее.
Нет привычных для скандинавских детективов персонажей. Нет расследования как такового. В своём мире автор предлагает свои правила, своё решение. И добивается успеха.
5
Первым делом Брандты просят Мею отдать мобильный телефон. А как же в случае чего свяжется с ней мать? В доме есть стационарный аппарат. Мея соглашается.
Да, это правда, что за нами следят с помощью интернета и гаджетов. Это нетрудно. И что с того? Все мы в массе своей неуловимые Джо. Никому не нужны, в смысле.
А нервничают только те, кому по-настоящему есть что скрывать, чего бояться. Это замечание важное, запомним его.
6
Силье, мать Меи, – единственный персонаж в этой истории, признанный больным официально. У нее психический диагноз.
Дочь называет это «погружением в темноту». Говорит, что время от времени «темнота настигает ее».
Есть ощущение, что темнота здесь настигает почти всех персонажей, населяющих эту историю.
И не в болезни, а, увы, наяву…
7
Может быть, и дальше никто ничего не узнает. Достаточно всё хорошенько скрыть, и больной преступник так и не будет обнаружен.
Отец и мать пропавшей Лины останутся безутешны.
Через некоторое время в той же местности пропала ещё одна девушка-подросток. Лелле убеждён, что исчезновения связаны между собой…
Те, у кого слишком длинный нос, навеки упокоятся в дремучем лесу. Есть кому об этом позаботиться…
Раскрывать сюжет не хочется. Интересно и страшно всё повернётся.
Итог будет правдивым, справедливым, мало радостным, но – утешительным. С мыслью о том, что пусть своеобразная, но справедливость существует.
И никто не останется одиноким, если только он готов открыть своё сердце. Несмотря на огромную боль, которую в нём носит.
8
И всё-таки преступники будут наказаны.
Те из них, кто казались не безнадёжными, в последний миг опомнятся и своими действиями не дадут свершиться совсем уж непоправимому.
Важную роль в развязке преступной трагедии сыграет Мея. Рискуя жизнью, подвергаясь настоящей опасности.
В конце концов Мею примут и полюбят. На сей раз по-настоящему. Как дочь. Именно об этом она и мечтала.
А Силье с её сложным диагнозом, конечно, лучше жить под присмотром, в специальном заведении у лесного озера. Силье – художница, и здесь она может рисовать, «сколько душа пожелает». У Меи камень упадёт с плеч – дочь больше не должна отвечать за свою мать.
9
Есть в этой истории и мальчик, о котором я упомянула в начале. О Мее и о нём.
Он тоже хотел, чтобы его приняли и полюбили. Но в силу ряда причин это было невозможно в большом, внешнем мире. Однако та любовь и то принятие, которые он обрёл внутри своей семьи, превзошли все мыслимые ожидания.
Принимать и любить, оказывается, тоже можно по-разному.
В этом, собственно, соль этой истории.

