«Прямохождение Мастера». О романе Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)

12.02.2021 6 мин. чтения
Колобродов Алексей
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
«Прямохождение Мастера»
(«Здравые смыслы» Алексея Колобродова)

«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.


Роман Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» (М.; АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2021 г.) – это, в одном флаконе, притча о реванше язычества над христианством и римейк «Золотого ключика»; приключения деревянных людей, совершенно избавленные от итальянского контекста и пародийных реминсценций русского Серебряного века. Занятным образом создатель новых буратин крепко жмет пухлую барскую руку Алексея Н. Толстого, сделав его главного персонажа – императора Петра Первого – своеобразным папой Карло, демиургом трехвековой и тайной истории деревянного народа в России.

Именно Петр Алексеевич повелел указом вынести за пределы русских храмов и уничтожить деревянные скульптуры, так напоминавшие языческих идолов, но намоленные столетиями как христианские святые. Трехмерные истуканы (у Рубанова – самоназвание деревянных людей; несет, скорее, положительные коннотации), спасаемые и укрываемые где-то священством, где-то набожным людом, принялись оживать, маскироваться под человеков, обрели миссию – найти и поднять других братьев и сестер, собрать народ воедино. Как всегда, тайная доктрина сопровождается ересями и кровью, взлетами и падениями духа, исцеляющей печалью и гибельным весельем, идеей об отсутствии прогресса, да и вообще – движения времени.  

Жанр сектантского боевика, наш ответ засыхающему магическому реализму, в русской словесности молод и свеж, но уже представлен такими именами и шедеврами, как «Репетиции» Владимира Шарова, Pasternak и «Библиотекарь» Михаила Елизарова. Рубанов, которого в последнее время уносит в кино и метафизику (с «Патриота», и через «Финиста»), успешно к движению присоединился, в собственной «жесткой и угрюмой» манере. Добавлю к авторской самоаттестации, соображение куда более принципиальное: Рубанов у нас на сегодняшний день единственный участник виртуального семинара тезки Платонова, собиравшегося в дворницкой, а то и в мертвецкой. То есть это был не семинар, конечно, а мастерская, и Рубанов возрождает школу, где в обороте «Происхождение Мастера», сам по себе Мастер значит не меньше происхождения, сиречь Творения. Точнее, без мастерства Творение и вовсе невозможно. Отсюда такое внимание к процессу, свершению ремесла, практически немыслимое в современной русской прозе (писание декораций, по Бунину-Катаеву), будь то занятие бизнесом, выделывание кожаных доспехов, работа плотника и краснодеревщика. Внимание к изделию, трогательное и почти болезненное, где деревянный плеер с деревянными дисками, бессмысленная вещица, вырастает до могучего ностальгического символа.

Мастер равен поэту и Творцу, для которого «свой закон», отсюда метаморфозы персонажей: кукольный дон Карабас-Барабас (в романе – Никола Можайский) устраняется от мафиозного делания, Арлекин (Антип Ильин) становится центральным героем, сверхискусным не только в мастерстве, но и татьбе – убийстве и воровстве. Романтический стихоплет Пьеро вырастает до книжника и молитвенника, владеющего секретом воскрешения (Читарь). Кстати, оба гибнут, оставляя свой мир на Мальвину в двух ипостасях – языческой богини Мокошь и девочки-подростка Евдокии. Равно как и периферийного в сюжете романа Буратино (Щепа), легкомысленного жиголо и, понятно, блогера. Очень современный финал, не футурология, но констатация. Уже.

«Человека из красного дерева» ряд экспертов уверенно прочат в фавориты «Национального бестселлера» сезона 2021. Не оспаривая прогнозов, дело это неблагодарное, отмечу: Платон мне друг, Платонов велик и страшен, а лауреатом Нацбеста рубановский роман «Финист – Ясный Сокол» стал в 19-м году более чем заслуженно. Тем не менее, философской и мифопоэтической завершенности «Финиста» новый роман не достигает; автору почему-то захотелось разбавить глубокую притчу о реванше язычества довольно инфантильной идеей о желании Истукана «стать человеком», отсылающей не то к позднесоветскому бестселлеру «Приключения Электоника», не то к дидактической (деревянной, да) школьной прозе 50-х об «оступившихся» подростках. Весьма неубедительной - и в мрачном контексте романа, и на фоне рубановского, жестко-угрюмого, лимоновской выделки, стиля.

Детективная линия сработана безупречно, благодаря ей становятся полнокровными, в общем-то одномерные человеческие персонажи (опер Застыров, директор мебельной фабрики Пахан), а вот жанрово сопровождающее ее road movie, довольно однообразно, и путешествия героев по треугольнику Москва-Можайск-Павлово (то ли реальный городок в Нижегородской области, то ли выдуманный автором для нужд повествования) к финалу изрядно утомляют.

Словом, на читательском послевкусии от «Человека из красного дерева» догоняют одновременно затянутость и недоговоренность. Минусы для хорошего текста отнюдь не фатальные, тем паче, что в достойной экранизации (лучше, конечно, сериальной) они превращаются в жирные плюсы.

P. S. Множество страниц романа столь убедительны в легенде о деревянном народе, что я по-новому отнесся к самой фамилии автора.


Алексей Колобродов: личная страница.

Профессиональная рецензия от Pechorin.net - ваш быстрый путь к публикации в лучших печатных или сетевых журналах, к изданию книг в популярных издательствах, к номинациям на главные литературные премии. У нас самая большая команда критиков в сети: 29 специалистов, 22 литературных журнала, 6 порталов. Присоединяйтесь к успеху наших авторов. Направьте свою рукопись нам на почту: info@pechorin.net, - и узнайте стоимость разбора уже сегодня.

1843
Автор статьи: Колобродов Алексей.
Журналист, телеведущий, литературный критик, прозаик, куратор литературной мастерской Захара Прилепина, член Большого жюри Российской литературной премии «Национальный бестселлер».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНОЕ

Колобродов Алексей
Вещества и витамины. О романе Михаила Гиголашвили «Кока» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1924
Колобродов Алексей
Абсурдоперевод. Рецензия на книгу Кирилла Рябова «Никто не вернётся» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1854
Колобродов Алексей
«Прямохождение Мастера». О романе Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1843
Колобродов Алексей
«Машинопись реванша». О романе Николая Иванова «Реки помнят свои берега» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1678

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала