«Машинопись реванша». О романе Николая Иванова «Реки помнят свои берега» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)

02.04.2021 5 мин. чтения
Колобродов Алексей
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
Машинопись реванша

(«Здравые смыслы» Алексея Колобродова)


«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.


Социально-политический роман Николая Иванова «Реки помнят свои берега» – хроника крушения державы и целой цивилизации. Формально повествование охватывает около четырех лет – с 1991 по 1994, но отношения со временем у автора гибкие, и читателю, в общем, понятно: временной фон книги – девяностые как эпоха, то есть календарные рамки не столь принципиальны.

Тем не менее, сделаю одно замечание: памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянке свалили вечером 22 августа 1991 года, а не днем 19, как в романе. Символика распада – символикой, но конкретика в таких вещах всегда убедительнее.

Принципиальны лейтмотивы, чрезвычайно характерные как для времени, так и для искусства, в основном патриотического направления, наиболее адекватно его отразившего, – дело тут в болезненности и глубине переживания. Прежде всего, это война, тюрьма, предательство, сиротство, отравленный лес (чернобыльская история с географией), сгоревший дом, возникновение новых государственных границ и предчувствие братоубийства.

Изнасилование чистой и светлой девушки подонками и появление народного мстителя, который неминуемо и почти немедленно вершит возмездие (как было у Виктора Астафьева в «Людочке», у Валентина Распутина в повести «Мать Ивана, дочь Ивана», и, понятно, в «Ворошиловском стрелке» Станислава Говорухина). Спецслужбист и спецназовец («бывших» не бывает, эта банальная констатация у Николая Иванова обретает круги и скрипы колеса сансары), супергерой в центре повествования, с его боевыми навыками, приключениями и подругами, недополученными наградами погибшего государства, повышениями в звании и падениями на социальное днище. Тут, естественно, вспоминается «семикнижие» Александра Проханова и огромный корпус тогдашнего развлекательного чтива. Николай Иванов определяет своего Егора Буерашина как «разведзверя», с некоторым даже мистическим оттенком.

Родимые пятна известной традиции можно перечислять и дальше, но интереснее обозначить, где традиционный (и даже традиционалистский) роман о «проклятом времени» вдруг меняет регистр, и мы оказывается в новом, во многом неожиданном литературном пространстве.

Ключ отчасти в названии и том подтексте, который этим афоризмом взрыхляется. Реки, безусловно, помнят свои берега, но и в одну реку нельзя войти дважды: Иванов в какой-то момент (и момент понятен – впечатляюще описанные события Беловежского сговора, увиденные глазами Егора, на тот момент сотрудника ельцинской службы безопасности, и машинистки сельсовета Евгении Андреевны, привезенной печатать печально знаменитое Соглашение, убившее СССР) сообщает роману историческое измерение. И «Реки» из долгого социально-бытового очерка, набора запоздалых переживаний и рефлексий превращаются в интересный жанровый эксперимент: роман о катастрофах ушедшей эпохи, написанный с позиций сегодняшнего дня. Своего рода роман-реванш, сведение исторических счетов.

К чести автора (а может, и из-за половинчатости случившегося реванша) и вопреки патриотической линии в беллетристике –у него нет никакого намека на неизбежные в грядущем «месть и закон», объемы и градации возмездия. Так, один из самых неприятных персонажей – фермер Борис Сергованцев – явно имеет серьезные карьерные перспективы (в отличие от положительных героев) и нынешние времена, похоже, встретил в степенях известных – губернаторских или сенаторских. Николай Иванов, кстати, преуспев в идеализации персонажей положительных, отнюдь не спешит демонизировать отрицательных. Изобразить так, чтобы запомнили (суетливые волосатые пальцы милицейского участкового Околелова) – это да, но ненавидеть до пропажи аппетита – лишнее. Зло банально и обыденно. Даже Ельцин и его младореформаторское окружение – не инфернальные злодеи, не невесть откуда случившиеся чужие, а шайка одуревших от свалившейся власти обывателей, еще вполне типических и советских…

Написан роман неровно. Сильные и пронзительные куски, где высокая патетика перемежается сатирой, соседствуют с целыми страницами, заполненными «белым шумом», неуместной метафорикой в псевдофольклорном духе и олеографическими персонажами, знакомыми по советской же сериально-пасторальной прозе. Впрочем, в случае хорошей экранизации недостатки эти не то чтобы исчезнут, но спокойно лягут в ностальгический формат.

Мощный символ упомянутого сведения исторических счетов и возвращения в берега – в финале, когда сельская девочка-подросток Анька печатает свои первые литературные опыты на синей «Оптиме», той самой, на которой работала Евгения Андреевна в Беловежье.

Роман-реванш, рискну заняться литературной футурологией, сейчас жанр перспективный, а в скором будущем станет значительным.


Алексей Колобродов: личная страница.

Уже сегодня вы можете заказать рецензию на свои произведения у Алексея. Профессиональная рецензия от Pechorin.net - ваш быстрый путь к публикации в лучших печатных или сетевых журналах, к изданию книг в популярных издательствах, к номинациям на главные литературные премии. У нас самая большая команда критиков в сети: 31 специалист, 23 литературных журнала, 7 порталов. Присоединяйтесь к успеху наших авторов. Направьте свою рукопись нам на почту: info@pechorin.net, - и узнайте стоимость разбора уже сегодня.


Роман Николая Иванова «Реки помнят свои берега» был номинирована главным редактором портала Pechorin.net Алексеем Небыковым на литературную премию «Национальный бестселлер» в 2021 году.

1678
Автор статьи: Колобродов Алексей.
Журналист, телеведущий, литературный критик, прозаик, куратор литературной мастерской Захара Прилепина, член Большого жюри Российской литературной премии «Национальный бестселлер».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНОЕ

Колобродов Алексей
Вещества и витамины. О романе Михаила Гиголашвили «Кока» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1924
Колобродов Алексей
Абсурдоперевод. Рецензия на книгу Кирилла Рябова «Никто не вернётся» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1854
Колобродов Алексей
«Прямохождение Мастера». О романе Андрея Рубанова «Человек из красного дерева» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1842
Колобродов Алексей
«Машинопись реванша». О романе Николая Иванова «Реки помнят свои берега» («Здравые смыслы» Алексея Колобродова)
«Здравые смыслы» - колонка критика, журналиста и писателя Алексея Колобродова. В своих критических обзорах Алексей в свойственной ему манере тонко и порой неожиданно представляет читателю главные книги сегодняшнего дня, помогает разбираться в контекстах, предлагает подчас скандальный и увлекательный ракурс интерпретации художественных текстов.
1678

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала