Построить дом в тонком мире. Интервью с Андреем Рубановым и Аглаей Набатниковой

21.01.2021 10 мин. чтения
Богословский Роман
«Легко ли двум людям, целиком и полностью погруженным в искусство, создать добротный семейный союз? Полагаю, этого можно достичь только в том случае, если способность обо всем договориться хотя бы немного превышает личные амбиции каждого в отдельности. Писатель, сценарист Андрей Рубанов и режиссер, писатель Аглая Набатникова вместе 10 лет – тоже уже немало. Из чего и как именно складываются их творческие отношения, я и попытался выяснить», - Роман Богословский об интервью.
Построить дом в тонком мире 

Интервью с писателем Андреем Рубановым и кинорежиссером Аглаей Набатниковой


Легко ли двум людям, целиком и полностью погруженным в искусство, создать добротный семейный союз? Полагаю, этого можно достичь только в том случае, если способность обо всем договориться хотя бы немного превышает личные амбиции каждого в отдельности.

К примеру, Зинаида Гиппиус вспоминала, что с первой же встречи с будущим мужем Дмитрием Мережковским они находились в состоянии перманентного спора. Однако эти склоки не разрушили, а, напротив, зацементировали их брак и тандем. Мережковский и Гиппиус прожили вместе более 50-ти лет.

Писатель, сценарист Андрей Рубанов и режиссер, писатель Аглая Набатникова вместе 10 лет – тоже уже немало. Из чего и как именно складываются их творческие отношения, я и попытался выяснить.

Беседовал Роман Богословский.


Аглая, Андрей, начнем вот с чего: какие творческие тандемы в истории искусства по-настоящему вас впечатляют?

Аглая. Меня впечатляет история Камиллы Клодель и Родена, потому что это мифологический сюжет. Тут драма отношений получилась даже интереснее, чем сами скульптуры, хотя оба скульптора были заметными фигурами. Камилла сошла с ума и разбила большинство своих скульптур, до нас дошли далеко не все. Ей казалось, что Роден украл у нее заслуженную славу, присвоив ее идеи. На уровне энергии это точно правда яркая женщина становится музой для художника. Но такие союзы бывают как эффективными, так и опасными.

Андрей. В нашей семье принято ориентироваться на Жан-Поля Сартра и Симону де Бовуар. У нас схожий образ жизни. Я даже периодически называю жену Симоной.

Очень кстати упомянуты Сартр и Симона де Бовуар, я тоже подумал о них в связи с нашим интервью. Расскажите, какие черты этих двух мыслителей вам наиболее импонируют?

Аглая. Мне импонирует, что Симона давала мужу свободу, при этом занималась своими делами, а не была спутницей гения. Это был союз двух персон, объединенных схожими идеями. И не только в плоскости «мужчина-женщина». Симона это культивировала.

Андрей. Мне нравится эффективность Сартра, он очень много работал и в определенном смысле жертвовал для работы здоровьем. К сожалению, я тоже не умею отдыхать.

На фото: Андрей Рубанов

Хорошо, перейдем к основному. Приемлема ли для вас работа в тандеме? Были уже совместные работы? Расскажите о них, каждый со своей точки зрения.

Алая. У нас с Андреем написано несколько сценариев. Андрей писал, потом мы это обсуждали, что-то менялось. Можно сказать, совместная работа. Но я все равно считаю их сценариями Андрея. Важно все-таки, кто пишет. А котел идей может быть общим.

Самый успешный случай нашей коллаборации роман «Финист Ясный Сокол», он получил «Нацбест» в прошлом году, а в этом «Премию Читателя», то есть это самая популярная книга в библиотеках за 2020 год.

Изначально «Финист» моя идея, и не только идея. В соавторстве со сценаристом Эллой Асановой в 2010 году я написала сценарий. Андрей присоединился, сначала поправил сценарий, а потом, через несколько лет написал роман, чтобы помочь в продвижении проекта. Я считаю, что эта книга хороший творческий результат, я горжусь ею не меньше, чем дочерью. Фактически «Финист» это переосмысленный миф, наподобие германской «Песни о Нибелунгах». Думаю, что девичья история ожила, потому что Андрей окропил ее суровой мужской кровью. И «Финист» взлетел.

Андрей. Мы надеемся, что будет экранизация. Ради этого я и писал книгу. Но даже если ее не будет, «Финист» останется в культурном поле как необычный роман. Мы с женой в течение пяти лет изучали древние славянские практики, чтобы вывести историю на другой уровень, передать знания. Это сработало, книга хорошо продавалась и распространялась.

На фото: Аглая и  Андрей

Принимаете ли вы критику друг друга? Вносите ли правки, если вторая половина настаивает, что в этом месте лучше бы так, а вот в этом абзаце эдак?

Аглая. Андрей никогда не пишет в четыре руки, ему удобнее работать одному. Я лишь высказываю свое мнение, если он советуется. В случае с «Финистом» он просто работал с уже написанной историей. Полагаю, моих правок он не перенесет. У Андрея сильны предубеждения: я девочка, еще и младше. Он крайне иерархичен.

Андрей. Я много работаю с режиссерами как сценарист и постоянно вношу правки: продюсеры, редакторы, все высказывают свое мнение. По-другому невозможно. Когда же я занимаюсь литературой, пишу роман, то хочу делать это по-своему, чтобы никто не вмешивался в мою работу. Для меня важно мое право на свободу.

Обращаетесь ли вы друг к другу за помощью? Если наметилась проблема, в каком-то месте что-то не идет, реально ли просто позвать на помощь вторую половину?

Аглая. Я думаю, в этом весь смысл нашего союза. С художником нелегко жить в быту, он не знает, где лежит стиральный порошок, но зато он понимает тебя, твои истинные проблемы. Я всегда могу поделиться с Андреем болью, страхами, фрустрацией, сказать, что я в тупике. Он поймет и даст хороший совет. Я это очень ценю.

Андрей. Я могу посоветоваться с женой, но в целом справляюсь сам. Я трудоголик и одиночка. Но бывают моменты, когда нужно написать сцену с участием женщин. Отношения и сексуальные интриги не моя сильная сторона. Так, некоторые сцены с Рогнедой в «Викинге» придумала Аглая.

Когда произведение закончено, кто первый его читает?

Аглая. У Андрея есть фокус-группа, первые читатели. Это небольшой круг, обычно 5-6 человек. Друзья, единомышленники, редакторы. Я вхожу в группу и получаю рукопись одной из первых. Далее озвучиваю замечания, как и все остальные; хвалю то, что понравилось. Когда Андрей вносит правки, он учитывает конструктивные замечания. Сценарии Андрея я не читаю это слишком большой объем, а у меня же есть и своя жизнь. К тому же, сценарии читает и обсуждает целый киноколлектив. Вообще, я рада, что Андрей считается с моим мнением.

Андрей. У меня умная жена. И это большое везение.

Бывают ли у вас ссоры и недопонимание из-за творческих разногласий?

Аглая. Нет, по умолчанию последнее слово за Андреем. Совместных проектов у нас не так много.

На фото: Аглая Набатникова

Насколько ваши вкусы в искусстве совпадают? В них больше общего или все-таки больше различий?

Аглая. У нас очень похожие вкусы и взгляды. Так было изначально: нас свели общие ценности, а десять лет совместной жизни отшлифовали различия. Это удобно тем, что мы можем читать и смотреть других авторов и режиссеров друг за друга за достижениями индустрии надо следить, это труд, и тут мы друг друга подменяем.

Андрей. Жена лучше меня разбирается в музыке, у меня же более сильный исторический и философский бэкграунд.

Давайте уточним. Часто ли бывает, что вы рекомендуете друг другу прочитать ту или иную книгу? Выработалось ли за годы совместной жизни у вас такое... безошибочное ощущение друг друга: «Ему (ей) это точно понравится!»?

Аглая. Нет, я не могу знать точно, что Андрею понравится. Он более критичен в отношении литературы. Да и времени у него меньше. В основном он читает нужные для работы книги. Но я знаю, что его может впечатлить. Он уважает толстые, объемные романы, за которыми стоит большой труд. При этом проза должна быть энергичной и увлекательной. К примеру, «Улисс» Джойса и «профессорская литература» его не интересуют.

Андрей. Недавно советовал жене прочитать Ницше, его «Ecce Homo». Стиль один в один ранний Лимонов, можно менять местами фрагменты. Ей очень понравилось. Мы оба большие поклонники Лимонова, нас это объединяет, как и в целом интерес к контркультуре.

Аглая, можно ли сказать, что ты пишешь с оглядкой на мнение Андрея или нет?

Аглая. Нет, конечно. Но Андрей ругает меня за лень и заставляет работать, он очень дисциплинированный, эффективный человек, и хочет меня видеть такой же.

Андрей. Ха-ха-ха.

Итак, каков залог счастья и взаимопонимания в так называемой «творческой семье» по-вашему?

Аглая. Нужно восхищаться тем, что делает другой. Потому что художник строит дом в тонком мире, забывая о земной реальности. И если ты этот дом в тонком мире не видишь или не понимаешь его ценности, то на уровне реальности мужчина будет выглядеть для тебя потерянным, витающим в облаках, недостаточно ухватистым. Поэтому художникам-мужчинам лучше создавать пары внутри своей касты.

Андрей. Главное — это хорошо выглядеть и давать друг другу свободу.

На фото: Андрей Рубанов и Аглая Набатникова

И все-таки, что важнее для творческого союза любовь или дружба? Это последнее, что мне осталось у вас узнать.

Аглая. Конечно, дружба. В любви вообще очень сложно разобраться, а у дружбы понятные правила.

Андрей. Важнее верность, а чем она мотивирована – любовью или дружбой, – не важно.


Фото из архива семьи Рубановых.

Pechorin.net ждет с нетерпением новый роман Андрея Рубанова «Человек из красного дерева», который выходит в этом году в Издательстве «Редакция Елены Шубиной».

1765
Автор статьи: Богословский Роман.
Российский писатель и журналист, член Союза российских писателей. В разные годы был номинатором и членом большого жюри литературной премии «Национальный бестселлер». Входит в оргкомитет «Общероссийской литературной премии имени А. И. Левитова».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ ИНТЕРВЬЮ

Небыков Алексей
Герои-ликвидаторы Чернобыльской АЭС. Александр Акимов – человек, увлеченный чтением. Воспоминания друга детства - Небыкова Александра Алексеевича
В интервью-воспоминании рассказывается о начальнике смены 4-го энергоблока Александре Фёдоровиче Акимове, который в день катастрофы на Чернобыльской АЭС выполнял на станции свои служебные обязанности. Кроме фактов о событиях той ночи в статье приводятся уникальные воспоминания друга детства Александра Акимова - Небыкова Александра Алексеевича, с которым они хорошо дружили в период с 1959 по 1968 годы.
7217
Небыков Алексей
Интервью с Владимиром Алексеевичем Соловьевым в День космонавтики
В честь Дня космонавтики Литературный проект «Pechorin.net» представляет интервью с Владимиром Алексеевичем Соловьевым – учёным, конструктором; космонавтом, дважды совершившим полеты в космическое пространство, которому принадлежат непревзойденные до сегодняшнего дня мировые рекорды по орбитальным перелетам и космическому маневрированию; руководителем пилотируемых космических полетов РФ (станции «Салют-7», «МИР», «МКС»); дважды Героем Советского Союза; доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, членом-корреспондентом РАН; лауреатом Государственной премии РФ и премии Правительства РФ.
4732
Небыков Алексей
Интервью с Мариной Игоревной Егоровой в День танца
В день Международного праздника танца Литературный проект «Pechorin.net» представляет интервью с Мариной Игоревной Егоровой - Главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева, заслуженным работником культуры РФ. Ансамбль имени Локтева - это единственный в мире детский коллектив со своей уникальной историей, школой и традициями, состоящий из хора, оркестра и хореографической группы.
4044
Небыкова Алина
«Композиторы рождаются для того, чтобы оставить плоды своего труда потомкам, стране и цивилизации». Интервью с Татьяной Алексеевной Чудовой
Композитор, педагог, профессор Кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, лауреат Премии Ленинского комсомола СССР (1984), автор более 500 сочинений - Татьяна Алексеевна Чудова в день своего рождения дала эксклюзивное интервью Литературному проекту «Pechorin.net».
3743

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала