.png)
Аполлон Григорьев родился 28 (16) июля 1822 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать, впоследствии законная супруга отца, была дочерью крепостного кучера.
Получил хорошее домашнее образование, с отличием окончил юридический факультет Московского университета. Владел несколькими европейскими языками, хорошо знал философию.
Служил чиновником в Петербурге.
В 1846 году выпустил единственную свою прижизненную книгу стихотворений, тиражом 50 экземпляров.
Печатал статьи и переводы в малоизвестных изданиях, изредка театральные рецензии Григорьева появлялись в «Отечественных записках».
Ситуация меняется, когда он становится членом так называемой «молодой редакции» «Москвитянина» (в 1851–1855 годы Григорьев возглавил эту редакцию). В центре «молодой редакции» находились два писателя, её сотрудника – А.Н. Островский и А.Ф. Писемский. Критические статьи Григорьева в основном превозносили этих писателей, в особенности Островского. В автобиографии Григорьев подчёркивает, что Островский имел огромное значение для его формирования как литератора. Идеи, поддерживаемые «Москвитянином», близки славянофильству.
В 1861–1864 годы Григорьев работал в «почвеннических» журналах братьев Ф.М. и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха».
Известно, что всю жизнь Григорьев провёл в нужде, не раз попадал в долговую тюрьму, рано ушёл из жизни. Сам себя он называл «последним романтиком», жил по своему разумению, не считался с окружающими.
Однако для него было важно быть в своей лирике предельно честным и в каждую свою строку верить «от искреннего сердца». Он пишет о раздумьях и страданиях романтической личности, в первую очередь в традиции романтиков, к которой примешивается влияние прозы реалистов, а также – фольклора.
Его стихи биографичны, А. Блок, высоко оценивший поэзию А. Григорьева, так написал об этом: «Стихи Григорьева отражают судьбу его с такою полнотой, что все главные полосы его жизни отпечатлелись в них ярко и смело».
Многие стихи – о любви, точнее – о роковой страсти, любовной драме. Стихи объединены в циклы – от рождения чувства до драматического финала. Адресат его лирики, как правило, известен: Антонина Корш, Леонида Визард, Мария Дубровская.
Есть у Григорьева и сатира, и обличительная лирика – стихотворение «Прощание с Петербургом» (1846). Некоторые его стихи звучат как революционная агитация – «Нет, не рождён я биться лбом…» (1845–1846) и «Когда колокола торжественно звучат…» (1846). Эти стихи было невозможно опубликовать в России, они были напечатаны в альманахе «Полярная звезда» А.И. Герцена.
Выделяют также цикл Григорьева «Борьба» (был полностью издан в 1857, в него вошли тексты популярных романсов «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…»)) и цикл «Импровизации странствующего романтика» (1860). Поэма-исповедь «Вверх по Волге» (1862).
А. Григорьев считается создателем так называемой органической критики. В 50-е–60-е годы XIX века он пытался примирить два направления в критике и эстетике – «реальное» и «эстетическое», а вернее – предложить концепцию, в которой противоречие между ними перестало бы быть значимым.
Искусство – живая система, бесконечное осмысление опыта действительности в его бытийной целостности; оно постоянно развивается, движется. Поэтому идеи органической критики принципиально остались невыраженными.
Также для Григорьева важно, что искусство основывается на конкретных, достаточно устойчивых жизненных явлениях; в русском искусстве сложились его национальные формы – «почва». У него была «своя правда», которая расходилась со всеми бытовавшими в его время течениями. Он ощущал себя представителем не «учёного кружка», а – народа. Народность – основное для Григорьева понятие, как вся совокупность личностного, представлений о культуре и нравственности, сложившаяся в быту именно простого народа.
Главное для Григорьева в критике – нравственность. Он определяет литературу как «органический продукт века и народа в связи с развитием государственных, общественных и моральных понятий».
В 1859 году Григорьев создал цикл «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», в котором представил литературный процесс, где главная фигура, точка отсчёта – Пушкин. Он первым осмыслил значение прозы Пушкина, а также роль позднего пушкинского творчества в дальнейшем развитии русской литературы.
Невозможность примкнуть ни к одному из течений в большой степени отделяла Григорьева от современной ему литературы. Как критик он выступал активно, но его идеи интереса и отклика у читателей не вызывали.
Однако считается, что он оказал влияние на Ф.М. Достоевского, критика Н.Н. Страхова, в некоторой степени – и на Д.И. Писарева.
А. Григорьев – автор статей о Н.В. Гоголе, А.Н. Островском, А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, Н.А. Некрасове, А.А. Фете и др.
Переводил Беранже, Гейне, Гёте, Шиллера, Шекспира, Байрона, Софокла.
Писал автобиографическую прозу, оставил воспоминания. Среди них – книга «Мои литературные и нравственные скитальчества».
В конце XIX века о Григорьеве говорили только как о критике. О его поэтическом творчестве вспомнили только в XX веке.
Григорьев – выходец из мещанско-чиновничьей среды Замоскворечья, сформировавшийся как «пролетарий-интеллигент», которому, по сути, не было места в настоящем. Он – эдакий скиталец и потому поклонник цыганского романса. Именно «культ цыганщины», проявленный у Григорьева, привлёк к его творчеству Александра Блока. Блок изучил биографию Григорьева, нашёл много пересечений со своей жизнью. Собрал все доступные публикации Григорьева в газетах и журналах, поднял рукописи поэта, добавил примечания и вступительную статью «Судьба Аполлона Григорьева». Вышла поэтическая книга. Именно тогда А. Григорьев вновь зазвучал как поэт.
Григорьев оказал влияние на поэзию А. Блока и по части содержания, и в части формы: дольник, который разрабатывал Блок, уже ввёл в своей поэзии Григорьев.

