«Послание новым поколениям». Вероника Третьяк о поэме «Прошлое. Настоящее» Геннадия Малова

01.11.2021 8 мин. чтения
Третьяк Вероника
Рецензия Третьяк Вероники - критика, поэта, автора личного блога о критике поэтического текста, участницы проекта «Полёт разборов» - на поэму «Прошлое. Настоящее» Геннадия Малова.
«Послание новым поколениям»

Вероника Третьяк о поэме «Прошлое. Настоящее» Геннадия Малова

По традиции, чтобы разбор стихотворений был направлен в верное русло, необходимо договориться «на берегу», о каком уровне произведения идёт речь. «Прошлое. Настоящее» – это текст непрофессиональный, любительский и потому его можно оценивать только по тем критериям, которые задал сам автор.

По своему объёму и характеру изложения эти строки относятся к жанру поэмы, ведь поэма – это крупное стихотворное произведение с действующими лицами, с сюжетно-повествовательной организацией на историческую или героическую тематику. Собственно, так дальше эти строки обозначаться и будут, ведь в них соблюдены эти принципы. Повествование ведётся от собирательного образа «мы», иначе говоря, главным героем этой поэмы оказывается народ («Но мы же вместе пережили все»). Через узнаваемые исторические реалии и описание политических событий легко догадаться, что выбирается период от Великой Отечественной войны и до наших дней, и это подтверждается названием поэмы. Философские рассуждения о вечных и неизменных темах выдают многоопытный жизненный путь автора:

Кометой годы пролетели,
На горизонте тает след.
Все было: бури и метели,
Тревоги, радости побед.

А патриотические взгляды указывают на широкую осведомлённость в политической ситуации страны:

Еще война в Донбассе,
Где кровь невинная людей
Траву и тротуары красит,
Слезами истекая матерей.

Или:

Что можно хапать без стеснения,
(К тому же Ельцин не мешал),
Клан ельцинского окружения
Пример всем в этом преподал.

Какие ещё критерии оценивания выбирает для себя автор? Из выбранной формы следует, что автор ориентирован на силлабо-тонический размер стиха, на традиционную просодию – а именно на разностопный ямб, вольный стих. Знакомый и любимой отечественной поэзией ямб имеет большую историю и нередко назывался самым выразительным для русского стиха вообще. Продолжая, таким образом, традицию, автор стремится лаконично и многозначно изложить свою мысль. К сожалению, ему не всегда удаётся соблюдать размер, что идёт в минус к форме и, казалось бы, в плюс к содержанию. Однако именно смысл этого текста и несёт значительный урон – ведь настроенный на ритмичное повествование читатель или слушатель поэмы споткнётся о разорванные места, а снова настроиться на волну текста будет не так просто. Например, в этом отрывке третья строка настолько длинна, что не может уместиться ни по визуальному критерию (зрительно), ни по аудиальному (на слух):

Но кто о них открыто
На всю страну заговорил,
Был Горбачев. Он с честностью забытой
Страны проблемы обнажил.

Что же в таком случае можно изменить, чтобы не потерять смысл и сохранить благородную стройность стиха? Есть несколько вариантов. Первый их них – это прибегнуть к эллипсису. Эллипсисом называется такой приём в художественном тексте, когда в речи пропускается какое-нибудь легко подразумеваемое слово или член предложения. Вторым вариантом может служить развёртывание мысли на дополнительное четверостишие, ведь если обрезать мысль не получается, значит она важна и требует больше места для реализации. В обоих случаях автор, несомненно, повысит своё мастерство владения слогом, если продолжит писать, исследовать силлабо-тонический размер, экспериментировать с темой и рифмой на своё усмотрение.

Что касается рифмы, то не редко автор находит удачные сочетания: например, «вечер-навстречу», «негромко-похоронка», «сыну-снимут» и так далее. Неточные, ассонансные рифмы в ряде случаев оказываются более привлекательными для слуха, чем полные и точные. Это явление связано с многовековой традицией русского стиха, у которого, как известно, всё же лексический набор точных рифм намного меньше, чем приблизительных. Последние скорее обновляют языковой материал текста, чем указывают на его скудость, а потому не теряют своей ценности.

Строфика поэмы нерегулярна – иногда среди четверостиший встречаются пятистишия:

Военным стать? Чтобы защита
Страны своей была судьбой?
Решиться трудно: не забыта
Еще война. А за тобой
Страны родной покой.

Чем возможно обосновать этот выбор? Наверное, необходимостью продолжить мысль и не усекать её в четыре стиха. Однако, для любого стихотворения лучше была бы организованная структура, где каждый элемент выполняет свою роль. Иначе говоря, чтобы и разбиение на строфы приобрело смысл, могло быть объяснено содержанием или заключало в себе языковую игру, столь интересную у классиков Золотого и Серебряного веков русской поэзии: Пушкина, Некрасова, Есенина, Брюсова. Действительно, обращение к этому вопросу и ориентирование на образцы помогло бы привести к целостному, организованному поэтическому высказыванию.

Говоря о содержании поэмы, необходимо упомянуть особенности выбранной темы – это голос человека на фоне истории, взаимоотношения гражданина и страны, возвращение первенства морали и дидактизму. Всё это свидетельствует о классицистическом характере поэмы, когда добро чётко отделяется от зла и основными постулатами называются традиция, патриотизм и устремлённость к справедливости. Лирический образ «мы», народ борется с грехами власти, восстаёт против обмана, коррупции, предательства и приходит к лояльному выводу:

АМНИСТИЯ! Для всех без исключения,
Кто состояние создал,
С законами имея трения,
А где-то их переступал.

Надо заметить, что графическое выделение этой строфы необязательно, ведь мысль стихотворения тем громче звучит, чем глубже и чётче она высказана сама по себе. Стихотворение тогда считается самодостаточным и цельным, когда оно говорит само за себя и не нуждается в объяснении, когда оно непроизвольно ложится на память и запечатлевается в сознании. В данном случае мораль поэмы заключается в необходимости прощения – высоком милосердном жесте, свойственному новозаветному христианству. Эти строки неслучайно помещены ближе к концу, ведь именно там сконцентрированы основные силы всякого произведения.

При таком благородном соотношении тем и рождается основной посыл этой поэмы. Обращённость народа к собственной истории и саморефлексия – основные двигатели прогресса, а человечная, искренняя интонация Геннадия Малова способна настроить слушателя или читателя на простой, понятный, душевный разговор.

Из того, что поэтическая работа поддерживает автора, становится родом его отдыха, следует, конечно, утверждение автора в своих правах продолжать писать, добиваться личных успехов на этом поприще. Хочется пожелать автору не останавливаться на достигнутом и ради своего творчества продолжать осваивать язык поэзии.


Прочитать поэму Геннадия Малова можно по ссылке.


Третьяк Вероника: личная страница.

Малов Геннадий Андреевич, родился в г. Челябинске в 1938. В 1944 году переехал в г. Александров Владимирской области, где окончил среднюю школу. Поступил в Муромцевский лесотехнический техникум и по окончании был направлен в Карпинский леспромхоз (Свердловская обл.), где проработал мастером. Отслужил в Советской Армии 3 года. После службы пошёл учиться дальше и окончил Ивановский энергетический институт по специальности инженер-теплоэнергетик. В городе невест встретил свою вторую половину с которой живет до сих пор. Работал во всех уголках Советского Союза, от респ. Белоруссии до крайнего севера, участвовал в постройке крупнейшей в нашей стране ГРЭС. В настоящее время трудится в районе крайнего севера на должности инженера по технике безопасности. Всегда увлекался русской классикой: Горький, Толстой, Лермонтов и Пушкин. А теперь и сам решил попробовать себя в литературном творчестве.

879
Автор статьи: Третьяк Вероника.
Критик, поэт, ведёт личный блог о критике поэтического текста, регулярно выступает на обсуждениях проекта «Полёт разборов».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9776
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8907
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7380
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5824

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала