Плати или судись: сколько стоит цитата из песни

04.04.2022 11 мин. чтения
Вежбицкая Ксюша
Вы когда-нибудь цитировали текст песни в вашем рассказе или романе? Многие писатели делают это и не знают, что нарушают закон об авторском праве. Рассказываем, что такое добросовестное цитирование, сколько стоит цитата из зарубежной песни и можно ли попасть под суд за использование чужого текста.
Плати или судись: сколько стоит цитата из песни

Вы когда-нибудь цитировали текст песни в вашем рассказе или романе? Многие писатели делают это и не знают, что нарушают закон об авторском праве. Рассказываем, что такое добросовестное цитирование, сколько стоит цитата из зарубежной песни и можно ли попасть под суд за использование чужого текста.

Что прячется в многослойности текста? Аллюзии, символы, архетипы, метафоры, цитаты. Вряд ли в эпоху постмодернизма кого-то можно удивить обильным цитированием. Существуют тексты, которые целиком состоят из цитат или вывернутых наизнанку чужих текстов. Занятые литературной игрой, писатели мало задумываются о правомерности такого цитирования. Нарушают ли они закон, и какие последствия их ждут после размещения в тексте очередной цитаты?

Добросовестное использование

Редактор Лора Пул призывает в Твиттере: «Уважаемые авторы, остановитесь. Хватит цитировать тексты песен. Просто прекратите. У вас нет письменного разрешения от владельцев авторских прав. Вероятно, вы даже не можете позволить себе такое разрешение. Просто не делайте этого». На первый взгляд, призыв выглядит странным, особенно для тех, кто привык музыку скачивать, а не приобретать. Чем повредит музыканту строчка песни, упомянутая в рассказе? Что в этом такого, кроме бесплатной рекламы для исполнителя?

Здесь придется отойти от норм литературных, этических и обратиться к нормам юридическим. В США и Европе закон об авторском праве для музыкальных произведений соблюдается очень строго. В этом заинтересованы авторы песен, но больше всего – музыкальные издательства. Свободное цитирование текстов песен невозможно, требуется разрешение от владельцев авторских прав. Зачастую такое разрешение можно приобрести, это называется добросовестное использование.

К примеру, Стивен Кинг часто использует в качестве эпиграфа строки песен и не скрывает, что приобретает разрешение на каждую цитату. В статье о стоимости цитирования текстов песен британский автор Блейк Моррисон рассказывает, во сколько ему обошлось упоминание популярных хитов. Писатель отмечает, что с помощью музыки хотел воссоздать атмосферу важной для сюжета сцены и включил в текст строки известных песен. К счастью, редактор Блейка Моррисона потрудился заручиться разрешением на цитирование: «У меня до сих пор хранятся счета-фактуры. За одну строчку песни «Jumpin' Jack Flash» – 500 фунтов стерлингов. За строчку из песни Oasis «Wonderwall» – 535. За одну строчку «When I'm Sixty-four» – 735. За две строчки «I Shot the Sheriff» (слова и музыка Боба Марли, хотя в моей голове была версия Эрика Клэптона) – 1000. Плюс еще несколько песен, из которых только «Fastlove» Джорджа Майкла оказалась дешевле 200 фунтов. Плюс НДС. Общая стоимость: 4402 фунта стерлингов. Стандартный аванс за роман начинающего автора едва покрыл бы эти расходы».

Карательные меры

По мнению Блейка Моррисона, платить на цитирование одной строчки из песни странно и нелогично, так как упоминание песни не эквивалентно скачиванию трека. Когда читатель видит текст песни, он лишь вспоминает музыку, но не слышит ее. Однако представители музыкального бизнеса имеют другое мнение. В эпоху интернета им труднее получать стабильный доход, поэтому музыкальные издатели идут на все ради прибыли. Вот какие комментарии оставили читатели Лоры Пул под ее постом в Твиттере:

«Шансы на то, что владелец авторских прав на текст песни будет судиться с вами, действительно ОЧЕНЬ высоки. Примерно так же высоки, как если нарушить авторские права Disney».

«Мой редактор забраковал мой текст за использование ОДНОЙ строки из песни! Это так нелепо. Один из композиторов песни – мой друг! Но я убрала ее, не хотела лишних хлопот. Больше никаких текстов песен в моих романах».

«Вы платите за прослушивание чужой музыки, так почему вы думаете, что можно использовать тексты песен бесплатно?».

Другие комментаторы сравнивают отстаивание авторских прав с карательными мерами в угоду хищных корпораций, которые душат художественную литературу и творческие поиски. Журналист Флетчер Вортманн утверждает, что запрещать цитирование текстов песен – глупо, так как они находятся в свободном доступе в интернете, и любой человек может найти их. Автор считает, что отказ в использовании текста песни ничего не изменит: «В какой безумной параллельной вселенной кто-то не захочет купить песню только потому, что я цитирую часть припева?».

Плати или судись

Что будет, если вы все же процитируете текст песни, не получив на то разрешение?

Возможны следующие варианты развития событий:

1. Музыкальный издатель обнаружит недобросовестное цитирование и попросит вас приобрести разрешение на использование текста песни в произведении.

2. Книжное издательство попросит вас исключить цитату из текста произведения.

3. Если вы проигнорируете обе просьбы, музыкальный издатель потребует изъять книгу из продажи и обратится в суд.

К примеру, в книге современного автора Джея Ти Даттона «Freaked» каждая глава началась с эпиграфа – отрывка из песен рок-группы Grateful Dead. Несмотря на то, что группы уже не существует, права на их песни принадлежат издательству Ice 9 Publishing, которое потребовало удалить цитаты из книги. Писателю пришлось согласиться с требованием и внести правки, хотя решение издательства казалось необоснованным. Теперь книга Даттона продается совсем не в том виде, в каком он ее задумывал.

Если автор не приобрел разрешение на цитирование текста песни и опубликовал книгу как есть, он рискует не только понести большие расходы на судебные разбирательства, но и лишиться значимой части текста. Книжные издательства не хотят лишних расходов, поэтому редакторы относятся к подобным цитатам с особым вниманием. Своим коллегам редактор Лора Пул рекомендует строго предупреждать авторов о возможных последствиях. Это займет время и потребует затрат от автора, но получить разрешение на цитирование – дешевле и проще, чем судиться с крупным лейблом. Если писателю или издателю удалось заручиться разрешением владельца авторских прав на текст песни, нужно обозначить это в книге.

А что у нас?

«Зачем мне эта информация, если я живу и пишу в России?» – спросит русскоязычный писатель. Да, в России за музыку платят не всегда охотно, что говорить о текстах песен, которые скорее воспринимаются как народное достояние, нежели объект авторских прав. Однако это не значит, что в нашей стране не существует судебных прецедентов. Совсем недавно исполнитель Стас Костюшкин подал в суд на певицу Монеточку. Музыканта не устроило, что песня Монеточки «Мама, я не зигую» оказалась подозрительно похожа на его песню «Женщина, я не танцую». После судебно-музыковедческой экспертизы выяснилось, что Монеточка заимствовала 25–50% материала чужой песни. Обратимся к текстам песен и посмотрим, делает ли Монеточка прямые цитаты. У Стаса Костюшкина: «Хватит улыбаться! Нормально с ориентацией». У Монеточки: «Хватит материться, нормально все с позицией». Адвокат Монеточки заявляет, что ее песня – пародия. Если ему не удастся это доказать, певице придется выплатить Стасу Костюшкину 900 000 рублей.

Давайте заглянем в российское законодательство, возможно, вы даже не догадываетесь, что нарушаете закон, когда цитируете тексты песен. За правовым комментарием мы обратились к юристу Алексею Сокерину:

«Законодательством разрешается использование литературных или художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера при условии, что такое использование осуществляется добросовестно.

В п. 98 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» была поставлена точка в многочисленных спорах (как научных, так и судебных) о возможности цитирования того или иного произведения (например, фотографии или аудиовизуального произведения). Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ допускается возможность цитирования любого произведения, если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме».

Указанное выше положение закона гласит, что допускается цитирование без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, в том числе цитирование в оригинале и переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

Таким образом, можно сделать вывод, что допускается цитирование текстов песен, которые еще подлежат правовой охране и не перешли в общественное достояние, в художественных и иных произведениях при соблюдении следующих условий:

1. Цитируется правомерно обнародованное произведение.

2. Указано имя автора произведения и источник заимствования.

3. Вы готовы обосновать цели и объем цитаты в случае возникновения спора о правомерности цитирования».

Получается, что закон допускает возможность цитирования текстов песен в художественных произведениях, но ограничивает цели использования чужого текста и объемы цитирования. Здесь опять возникает термин добросовестное использование. Если вы создаете учебник или пишете обзор и цитируете тексты песен, вы не нарушаете закон. Этот как раз добросовестное использование в информационных или учебных целях. Но если вы создаете собственное художественное произведение и цитируете тексты песен без согласия владельца авторских прав, возможно, вам придется доказывать, что цитирование необходимо для раскрытия творческого замысла.

Нужна цитата из песни, что делать?

Что же делать русскоязычному писателю, если ему действительно нужно включить в текст слова песни? Здесь можно предложить несколько рекомендаций для добросовестного цитирования, которые помогут даже, если вы соберетесь переводить книгу и издаваться за рубежом:

1. Упомяните названия песен, но не цитируйте текст. В отличие от текста, названия не охраняются законом об авторском праве.

2. Узнайте, кому принадлежат права на текст песни. Свяжитесь с музыкантом или издателем, изложите свою проблему и заключите договор на использование текста песни в своем произведении. Возможно, вас попросят заплатить, как это делают западные музыканты, или предоставят разрешение бесплатно.

3. Свяжитесь с Российским авторским обществом. Это более долгий и бюрократический вариант, но он подойдет, если вы намерены действовать серьезно и обстоятельно. Подобные организации существуют и в других странах.

4. Сочините текст песни самостоятельно. Сочинение песни – новый интересный опыт, к тому же вам не придется беспокоиться об авторском праве.

5. Подумайте, а так ли нужна в вашем произведении цитата из песни? Действительно ли она важна для развития сюжета или раскрытия персонажа? Не все культурные отсылки оправданы. Пусть такая проверка станет частью редактуры произведения.

И последний совет: перед включением в художественный текст любой прямой цитаты стоит задуматься над последствиями. Пусть закон будет на вашей стороне.

5729
Автор статьи: Вежбицкая Ксюша.
Родом из самого индустриального города Сибири — Новокузнецка. Училась на факультете русского языка и литературы. Работает внештатным автором в печатных и интернет-изданиях, а также пишет короткие рассказы. Участник всероссийских мероприятий для молодых писателей. Автор публикаций в толстых литературных журналах и сборника рассказов «Не поехать ли нам за счастием».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41344
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17037
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9484
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8770

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала