Петля на шее. О сборнике рассказов «Петля» Романа Сенчина

14.11.2020 7 мин. чтения
Войская Алла
Роман Сенчин давно закрепился на почве социальной прозы. В новом сборнике «Петля» Сенчин поднимает множество острых тем: политические убийства, фиктивные выборы и даже гомофобия, но лишь в заглавной повести сборника звучат конкретные обличения. Новая искренность Сенчина изливается из столь различных героев и ситуаций, а совершенно иная честность приводит к абсолютно противоречивым выводам.
Петля на шее
(Роман Сенчин. Петля. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020)

Роман Сенчин уже давно закрепился на почве социальной прозы. Но едва ли вы найдете в его текстах политический месседж – скорее общее ощущение кризиса и застоя в стране. В новом сборнике «Петля» Сенчин поднимает множество острых тем: политические убийства, фиктивные выборы и даже гомофобия, но лишь в заглавной повести сборника звучат конкретные обличения.

В герое повести – журналисте и оппозиционере Антоне Дяденко – легко угадывается Аркадий Бабченко, человек интересной судьбы с подмоченной репутацией. С одной стороны, в героизации и «обелении» персонажа есть налет авторской иронии, с другой, Сенчин будто вживается в роль Бабченко - Дяденко, и читатель невольно проникается симпатией к герою.

Антон Дяденко находится в экстраординарных обстоятельствах: его хотят убить. – Украинские спецслужбы предлагают инсценировать его смерть. История с «воскрешением» Бабченко, реально произошедшая в 2018 году, тогда многим показалась комичной. Но Сенчин показывает героя с другой стороны – передает всю палитру его чувств, ворох воспоминаний, рождающихся в голове человека, затеявшего страшную игру со смертью. Его «Бабченко» вспоминает эпизоды из своей жизни: изменение политического климата, гибель и предательство друзей и знакомых. Сам день инсценировки наполняется живыми деталями – например, Дяденко просит свою жену сфотографировать его «убитым», на память.

Антон Дяденко будто бы находится в петле, и узел вокруг его шеи затягивает не столько угроза жизни, сколько невозможность жить в том мире и в том обществе, к которому он стремится. Путь эмиграции избирает и другой герой сборника – Аркадий из рассказа «Немужик». У Аркадия есть все, чтобы считаться успешным человеком: деньги, профессиональное признание, но не хватает одного – любви родной матери. Роман Сенчин пишет о своем герое так: «Аркадий боялся родного города – сразу все вспоминалось. Он был особенным ребёнком, и его часто били, теперь он стал особенным человеком, и его уважали».

Аркадий не похож на жителей своего родного провинциального города, не похож и на своего брата, просиживающего жизнь перед телевизором в доме матери. Но, как ни странно, мама любит не Аркадия – такого особенного и талантливого – а его совершенно заурядного брата, потому что Аркадий – не мужик...

Сенчин не пишет прямо о гомосексуальности своего героя, но с помощью авторских намеков мы понимаем очевидность этого факта. Но дело даже не в ориентации героя, а в том, что с самого детства он не слышал от матери слов любви. Не случайно Аркадий выбирает себе в качестве занятия антропологическую архитектуру, делающую жизнь человека в доме комфортнее и счастливее, ведь настоящего дома – места любви и взаимопонимания – у него никогда не было.

Роман Сенчин продолжает тему недолюбленных детей и в другом рассказе – наверное, лучшем в сборнике – «А папа?». Маленького мальчика отправляют в деревню, пока его мама устраивает личную жизнь и свои дела. На вопрос героя о том, кто его родной папа, мать отвечает, что его отец – козел. Малыш понимает фразу буквально и решает, что деревенский козел – это его заколдованный папа.

В рассказе «А папа?» мы видим мир глазами ребенка, для которого окружающее пространство таит множество неизвестностей и опасностей. Но, несмотря на детское восприятие, герой совсем не ведет себя как ребенок – он серьезен и замкнут, покорно принимает обстоятельства и почти не задает вопросов. Одиночество и равнодушие родных вытравили из него всю детскую непосредственность. И даже встреча с мамой в конце не приносит маленькому человеку радости и надежды – лишь ожидание такой же унылой жизни.

На страницах новой книги Романа Сенчина возникает множество несчастных, искалеченных людей – одинокая «девушка со струной» из одноименного рассказа, пара в секс-шопе, узнавшая о страшном диагнозе, и другие. Но их истории блекнут или попросту кажутся менее оригинальными по сравнению с первыми рассказами.

Еще одно любопытное произведение сборника – рассказ «В залипе» - об одном дне писателя, проведенном в четырех стенах. Герой, близкий самому Сенчину, изучает ленту Фейсбука и попутно размышляет об обществе, литературной богеме и писательском мастерстве, и все это сопровождается большим количеством новостных и справочных вставок, поэтому «В залипе» похоже, скорее, на нон-фикшн, чем на художественную прозу.

В какой-то мере сборник Романа Сенчина «Петля» можно назвать неровным – одни вещи сильнее и драматичнее, другие забываются сразу после прочтения. Тем не менее, в новой книге Сенчина есть характерное для его творчества ощущение фатальной обреченности, которое словно петлёй связывает все произведения сборника.

1893
Автор статьи: Войская Алла.
Родилась в Москве. Окончила Литературный институт им. Горького. Пишет прозу и литературную критику. Публиковалась в журналах «Юность», «Кольцо А», «Нижний Новгород», «Формаслов», «Лиterraтура», а также в газете «Литературная Россия». Лауреатка премии «Русское слово» (2017), финалистка премий «Литблог» (2019) и «БЛОГ-ПОСТ» (2020).
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41305
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17019
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9476
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8765

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала