.png)
Произведение Вадима Белотелова представляет собой многоплановый и объёмный роман о некоей вселенской, сравнимой с Апокалипсисом, катастрофе. Автор взял на себя тревожную и нелёгкую миссию показать с одной стороны причины обрушившегося на человеческую цивилизацию божественного (Высшего разума?) гнева, с другой – мгновенность превращения в момент катастрофы обычных людей в злобное жестокое стадо. Homo sapiens, свидетельствует автор, в сущности, «заархивировал» в себе самые неприглядные инстинкты животного мира. Приходит опасность, вместе с ней паника – и они пробуждаются. В критической, угрожающий его жизни ситуации среднестатистический человек (за редким исключением) начинает действовать по принципу: умри ты сегодня, а я завтра.
Роман «Пекло» ставит перед читателями очень серьёзные, можно сказать, вечные мировоззренческие вопросы: кто мы; зачем живём; есть ли у нас будущее? В первой части романа «Пекло» автор даёт на каждый из них неутешительные ответы.
Роман многослоен. Здесь и научное обоснование возможности космической катастрофы, способной полностью или частично уничтожить жизнь на планете Земля. Оказывается, для этого достаточно всего лишь одного сверхмощного взрыва на Солнце, который посредством электромагнитного и радиационного излучения сначала выводит из строя всю электронику (привет цифровому миру и искусственному интеллекту), затем начинает поэтапно убивать людей. Первыми гибнут больные и старики, затем все прочие, кто не успел спрятаться в подземельях и бетонных бункерах. Устами русских и американских учёных автор объясняет, на каком, в сущности, тонком волоске висит наш мир. Самое удивительное, что управляющие странами и народами политики как будто этого не замечают, всерьёз рассматривая возможность решить накопившиеся проблемы и споры с помощью ядерной войны. Автор ярко и убедительно рисует картину мгновенного паралича всех призванных обеспечивать безопасность и принимать быстрые решения властных структур. Любая экстраординарная ситуация способна моментально разрушить привычный ритм жизни в крупном мегаполисе. Заторы на дорогах, перебои с доставкой воды и продуктов, отсутствие связи и коллапс правоохранительных (там тоже служат, желающие спастись люди) органов мгновенно дезорганизуют общество, превращают людей в обезумевшую толпу.
Автор описывает, как узнавшие о неминуемой катастрофе люди по всему миру пытаются укрыться в безопасных, на их взгляд, убежищах. Действие романа одновременно происходит в Москве, Вашингтоне, Шанхае, Ватикане, Шотландии (на базе подводных лодок), в Перу (музейном комплексе древнего индейского города). Убежищами, где можно укрыться от первой вспышки на Солнце, могут служить подземные помещения (станции метро, подвалы, подземелья). Их и штурмуют потерявшие человеческий облик толпы. Убежищ мало, а людей много. В каждом из эпизодов автор стремится показать поведение масс и отдельных, не потерявших самообладания людей в экстремальной ситуации, когда смерть рядом, когда надо решать, кого спасать: себя, жену или детей? Перед читателем проходит целая галерея персонажей, обладающих сильным характером, качествами лидера. Это русский парень Сергей; телохранитель вице-президента США по имени Стив; капитан швейцарских гвардейцев Леманн (он со своим отрядом сдерживает штурмующую Ватикан толпу); китайский полицейский Сунь (охраняет женщин и детей в метро); сотрудник туристического комплекса в Перу Габриэль; механик английской подводной лодки Мартин. Команда лодки спасает только себя и свои семьи, отказавшись принять на борт собравшихся у ворот базы жителей городка. Есть в романе и другие, действующие в одиночку герои, такие, как американский ветеран Митчелл, устроивший в своём поместье настоящую крепость с подземными ходами и бункерами.
Повествование «Пекла» разделено на эпизоды, происходящие в разных концах планеты. В каждом эпизоде действуют перечисленные персонажи. В принципе, все они (за исключением американца Стива и вице-президента США, которого тот охраняет) не лишены, элементарной человечности и желания помочь окружающим людям. На каждой из «малых сцен» разворачиваются сложные психологические и социальные коллизии, требующие от героев мужества и решительности.
В плане сюжетного построения роман «Пекло» сделан в духе апокалиптического глобального триллера, только в основе его не заговор желающих погубить мир злодеев, а неожиданная, но предсказанная в Святом Писании вселенская катастрофа. В мировой литературе эту тему успешно разрабатывал Дэн Браун, соотнося её с утратой былого авторитета католической церкви. В России этой темой (применительно к утвердившемуся у нас олигархическому капитализму) с немалой долей ехидства занимаются Виктор Пелевин и Владимир Сорокин.
Ещё одна (очень важная) тема «Пекла» – философское осмысление внезапно постигшей человечество беды. В поисках причин (упадок морали и нравственности, утрата религиозности, повсеместное отступление от добродетели, эгоизм, приверженность низменным инстинктам и так далее) автор не оригинален, но с его (наиболее ярко она представлена в разговоре капитана швейцарских гвардейцев Леманна и кардинала Томазо) позицией спорить трудно. Убедительно изображает автор и психологию теряющей человеческий облик толпы, будь то давка у станций метро в Москве, штурм зданий в Ватикане, перестрелки в Белом доме и американской глубинке, грозящие перейти в побоище выяснения отношений в подземелье древнего города инков. Везде решающим фактором, единственным способом выяснить отношения и добиться поставленных целей является оружие. Но людей с оружием много, поэтому ситуация повсеместно выходит из-под контроля, превращается в войну всех против всех.
Иногда «Пекло» начинает напоминать фильм ужасов про зомби. Топчущие, убивающие друг друга люди, готовые на всё ради призрачной надежды на спасение ведут себя одинаково в Москве, Вашингтоне, Шанхае, на базе подводных лодок в Шотландии. Впрочем, автор показывает, что и оказавшиеся в относительной безопасности счастливцы продолжают жить низкими и подлыми страстями: кто сходит с ума, кто пытается вцепиться в горло ближнему, кто безжалостно отказывает в помощи тем, кто в ней нуждается. Автор не оставляет читателю сомнений, что уцелевших в подземных убежищах людей без вариантов ждут в скором будущем кровавые схватки за еду, воду и прочие жизненные блага.
Во всех странах (видимо исходя из инстинкта самосохранения), герои стремятся спасти в первую очередь детей. Этот момент автору следует прояснить. Да, давно известно, что дети – наше будущее, но как они смогут самостоятельно выжить в подземельях? Невольно вспоминается роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», где автор рассказал, в каких монстров превратились дети, оказавшиеся без взрослых на необитаемом острове. Вероятно, тема детей получит продолжение и разъяснение в следующих частях романа.
Описывая происходящие в Москве, Перу, Шанхае события, автор определённо не благоволит американцам. Сюжетная линия с поразительно быстро превратившимся в маньяка, насильника и убийцу охранником Стивом выглядит, мягко говоря, сконструированной и излишне натуралистичной. Стив по приказу вице-президента вместе с другим охранником силой загоняют в секретный бункер под Белым домом нескольких женщин, видимо имея в виду сохранение и будущее преумножение человеческой популяции в период пребывания (кто знает, сколько времени придётся там провести?) в бомбоубежище. Но оказавшись после перестрелки с другими охранниками в вожделенном бункере, Стив зверски убивает вице-президента, а затем начинает вместе с напарником насиловать несчастных женщин. Возможно, этот эпизод имеет смысл сделать более достоверным и менее натуралистичным, или дать ему внятное психологическое обоснование.
Роман читается живо, с интересом, но автор слишком подробен в описаниях противостояния героев (Сергея, Леманна, Митчелла) с толпой. В принципе, ситуации во всех эпизодах дублируются, и бесконечное «наворачивание» второстепенных диалогов и повторяющихся действий несколько утомляет. Особенно это касается событий в Ватикане. Есть и некоторое однообразие в мыслях разных героев. В основном, они касаются рассуждений о несовершенстве человеческой натуры, тревоги за жизнь близких и детей, отношения к смерти. Всем, за исключением Стива, в общем-то, удаётся преодолеть страх, обрести мужество, вести себя, как подобает мужчинам. Некоторые герои погибают уже в первой части «Пекла».
Хочу повторить, что по теме и поставленным вопросам роман интересен. Вселенская катастрофа, поведение в «час Х» разных людей издавна волновали писателей. Можно вспомнить Герберта Уэллса («Война миров»), Джона Уиндема («День триффидов»), братьев Стругацких, других авторов. Отработана эта тема и в кино на примерах смертельных эпидемий, инопланетян, экологических и климатических катаклизмов. Автору «Пекла», тем не менее, удалось найти свою «нишу» внутри рокового мейнстрима. Но если с содержанием, сюжетом, идеями дело обстоит неплохо, этого никак не скажешь о литературном языке романа.
«Сергей быстро вернулся и склонился над сгорбленной супругой. Моральные силы окончательно покинули бедную женщину, безжалостно оставив ее истерзанную душу наедине с кошмарными мыслями. Она инстинктивно спрятала дочь под себя, пытаясь защитить ребенка своим телом. Не в состоянии плакать, Наташа лишь напряженно всхлипывала и неестественно вздрагивала всем телом. Истеричный плач детей усугублял ситуацию, невообразимой болью пронзая материнское сердце. Превозмогая собственную любовь, Сергей резко перевернул жену и силой попытался разжать ей руки. Не понимая, что происходит, Наташа отчаянно сопротивлялась и укусила мужа. Силы оказались слишком неравны, он победил» (стр. 20).
Или: «В эмоциональном порыве он раскидал по сторонам детей и начал неумело делать искусственное дыхание. Запоздалая и бессмысленная борьба продолжалась несколько минут. Роняя тяжелые капли слез, Габриэль в одиночку бился со смертью. Костлявая уже забрала у женщины жизнь, но он не сдавался до последнего. Постепенно его движения начали терять решительность, а тяжелые мысли, что все кончено, настойчиво достучались в разгоряченный разум. Габриэль обессилено убрал руки от неподвижного тела и, не поднимая головы, отполз к дальней стене. Едва молодой человек оставил мертвую женщину, его место тут же заняли рыдающие дети. Они облепили тело матери, и темное помещение наполнилось душераздирающими криками и причитаниями. Опустошенный Габриэль, согнувшись, невидящим взглядом смотрел на медленно догорающий костер. Его мозг под властью какой-то неведомой силы окончательно сдался. Все мысли пропали, а он сам на ближайшие полчаса погрузился в психосоматическое оцепенение...» (стр. 118). И таких примеров торопливости, использования первых, попавшихся под руку слов, увы, в тексте немало.
Автор проделал большую работу, затронул очень важную, я бы сказал, исключительно актуальную сегодня, когда мир висит на волоске, тему. Но пока роман (его первая часть), как мне кажется, нуждается в серьёзной стилистической доработке. Можно отметить и то, что сюжетная линия с задержанием в шанхайском метро злоумышленника, осталась незавершённой. Хотя, возможно, ситуация прояснится в следующих частях.
Думаю, что после соответствующей редактуры (по стилю и языку) и более детальной проработки эпизодов с охранником Стивом (добавить достоверности, избавить от карикатурного натурализма) и с капитаном швейцарских гвардейцев Леманном (убрать многословные повторения в описании боёв) роман найдёт своего читателя, а главное, своего издателя.
Юрий Козлов: личная страница.
Белотелов Вадим. Родился в городе Пенза в 1973 году. Пишет в разных жанрах. Автор психологической драмы: катастрофа, мистический детектив, фантастика. Основополагающая цель для написания книг – польза обществу. В каждой книге есть глубинный посыл, указывающий на достоинства и недостатки современного мира. Автор очень старается, повозможности, помочь миру.

