Педагогическая поэма нашего времени
(Юрий Козлов о рукописи «Кто нас учит?» Георгия Кончакова)
Прежде всего, довольно сложно определить жанр этого произведения. Автор обозначил его, как «диалоги». Однако содержание «диалогов» по своему смыслу значительно шире, чем житейские разговоры людей (в данном случае - преподавателей, руководителей, кураторов учебного процесса в одном отдельно взятом колледже). Автор разворачивает перед читателем многоуровневую и, увы, крайне неблагополучную картину в этой важнейшей для любого государства сфере. Георгий Кончаков досконально знает системные проблемы учебного процесса изнутри, понимает их принципиальную неразрешимость при утвердившейся в стране (по Марксу), общественно-социальной формации. Через ключевых участников «диалогов», носящих для ясности, помимо имён и фамилий, профессиональные «маркеры»: «Старый историк», «Молодой историк», «Обществовед», «Географ», «Социолог», «Экономист», «Философ» ему удаётся донести свою тревогу до читателя, затронуть важнейшие профессиональные, социальные и психологические проблемы современной российской образовательной системы.
Есть в «диалогах» два персонажа, выполняющих примерно ту же функцию, что знаменитый хор в античных трагедиях – «автор» и «чёрт». «Автор» пытается смотреть на обсуждаемые вопросы с позиций, скажем так, общечеловеческого оптимизма. «Чёрт» выглядит более последовательным и строгим критиком не только существующих (уже повсеместно воспринимаемых как норма) пороков российской школы, перешедшей на так называемую «болонскую систему» с бесконечными тестами и ЕГЭ, но и самой природы людей, увы, тоже несовершенной. В «диалогах» не рассматриваются вопросы преподавания русского языка и литературы, а то можно было бы вспомнить Мефистофеля, объясняющего Фаусту устройство мира и человеческого общества.
Манера подачи материала в «диалогах» Георгия Кончакова наводит на отдалённые ассоциации с произведениями Платона и других древнегреческих философов, с эссе и памфлетами французских просветителей, поэмой Гёте «Рейнеке-лис», даже с прямолинейной русской драматургией времён Сумарокова и Фонвизина.
Можно не сомневаться, что в современной России редкий читатель долетит хотя бы до середины этого интересного, честного, исполненного правды о повседневной жизни преподавательского сообщества текста. Особенно молодой читатель. Характеристики измученного неопределённостью в толковании ключевых фактов пошлого и настоящего России, задёрганного «дистанционкой» и бесконечными тестированиями, привыкшего бездумно скачивать готовые (на любые темы) рефераты из интернета современного студента автор даёт весьма точные и беспощадные. Получаемое сегодня образование – это профанация, как со стороны преподавателей, вынужденных постоянно подстраиваться под колебания идеологических трендов в обществоведении, социологии и исторической науке, так и со стороны студентов, делающих вид, что они учатся, самостоятельно пишут курсовые работы, ведут дискуссии по предлагаемым темам и вопросам.
Российское образование пребывает в системном кризисе не только вследствие случившейся тридцать лет назад «смены вех», переместившей страну из «самого передового и прогрессивного» общественного строя - социализма в «загнивающий» капитализм. Не менее разрушительное воздействие на образование оказали его переход в сферу услуг, уродливая коммерциализация. Это не только превратило в фарс учебный процесс, но и исказило отношения между учителями и обучаемыми, способствовало негативному отбору, как в студенческой, так и в преподавательской среде.
Автор доказательно и убедительно описывает насквозь фальшивую, иллюзорную систему отчётности за проведённые занятия и прочитанные курсы, конъюнктурную систему оценки профессионального уровня педагогов разного рода комиссиями и кураторами. Скользящие, изменчивые, позволяющие с лёгкостью превращать плюсы в минусы и обратно, критерии дают возможность увольнять неугодных, имеющих своё мнение преподавателей, возвышать услужливых карьеристов, держать в «чёрном теле» тех, кто не готов слепо исполнять указания начальства. Как закономерный итог – из колледжа по результатам ежегодной аттестации изгоняются именно самые принципиальные и честные подвижники своего дела.
Весьма колоритен образ директора колледжа – Владимира Индустриановича. Это коммерческий педагог старо-новой формации, усвоивший одновременно аппаратную демагогию позднего советского периода, и - умение «делать дела», характерное для нынешнего времени. Миллионер-директор превратил образовательное учреждение в источник доходов, переоборудовав несколько этажей общежития, где когда-то жили иногородние студенты, в сдаваемые в аренду офисные помещения. Освоил он и схему «оптимизации» выделенных на строительные и ремонтные работы государственных средств.
По ходу «диалогов» автор подробно разобрал зыбкость базовых принципов в таких, формирующих картину мира у студентов дисциплинах, как история, социология, философия, экономика. Пожалуй, только за географию можно не волноваться, но исключительно потому, что многие студенты, по словам преподавательницы географии, не только не ориентируются в контурных картах, но и не могут показать, где какой континент.
В сознательно облегчённой, игровой форме автор ставит серьёзный вопрос о будущем России – куда поведут страну кадры, получившие такого рода образование, не знающие точно – был генерал Власов предателем Родины, или же героем, восставшим против сталинского произвола? Следует отметить, что Георгий Кончаков решает основную творческую задачу без публицистического пафоса, по умолчанию признавая, что жестокая история России двадцатого века надолго «забетонировала» многие мировоззренческие противоречия в сознании общества.
Не столь удачен автор в описании чисто человеческих устремлений своих героев. Они в большей степени представляются рупорами для выражения тех или иных идей, иллюстрацией происходящих в колледже событий, нежели живыми, чувствующими и переживающими людьми. Коллизии семейной драмы (уход и возвращение мужа преподавательницы географии Виктории Максимовны, неудачный роман молодого историка Эдуарда Алексеевича с дочкой директора колледжа, внезапное родство – по отцу – изгоняемой из колледжа преподавательницы социологии Валентины Петровны и её гонительницы – председателя комиссии по социальным дисциплинам Татьяны Владимировны) неубедительны и написаны скорее для оживления сюжета. К недостаткам «диалогов» также можно отнести усреднённо-обезличенную речь персонажей. Некоторые, особенно на банкетах, говорят излишне вычурно и многословно. Например: «За таким столом не только приятно посидеть, но и удовлетворить эстетические потребности желудка изделиями изысканной кулинарии». Это, впрочем, не умаляет перечисленных достоинств труда Георгия Кончакова.
Честно говоря, сложно представить себе литературное издание, взявшееся по доброй воле опубликовать произведение «Кто нас учит». Редакторы старых традиционных журналов укажут автору на архаичность и вторичность его литературных приёмов, заметят, что не следует вводить в сюжет «чёрта» после Гёте и Достоевского. Хотя, конечно, при соответствующей доработке «диалоги» могут пойти по разделу «публицистика». В этом случае автору, возможно, имеет смысл поменять комментирующих содержание диалогов «чёрта» и «автора» на «пессимиста» и «оптимиста».
В общем, можно сказать, что Георгий Кончаков написал очень нужное обществу произведение, но избранные им тема и форма исполнения, делают это произведение слишком неожиданным для массового читателя. Люди, разбирающиеся в проблемах современного образования, прочитают его с интересом, не отвлекаясь на драматургические «надстройки», ценя мысли автора, отдавая дань его знанию и пониманию ситуации в российской школе. Но большинство «сломается» на терминах типа «цикловая комиссия», или «срезовые работы». Противоречие между непривычной литературной формой и серьёзностью содержания, к сожалению, затруднит публикацию «диалогов» в литературных изданиях, но, возможно, не воспрепятствуют их публикации в изданиях тематических, или в сборниках о проблемах современного образования.
Прочитать произведение Георгия Кончакова можно по ссылке.
Юрий Козлов: личная страница.
Кончаков Георгий Васильевич, окончил философский факультет МГУ. Преподавал в школе историю, в вузе философию, социальные науки – в колледже. Кандидат философских наук. Автор трилогии «Учитель истории» (кн. 1 «Пролетарское детство», кн. 2 «Обманутый советский человек», кн. 3 «Оболганный советский человек»), романа «Исповедь влюблённого мужчины».