"
Великанова Юлия 19.11.2021 6 мин. чтения
Отец новой русской науки и культуры 

310 лет со дня рождения русского ученого, поэта, мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова

Родился 19 ноября 1711 года в семье зажиточного неграмотного крестьянина-помора в деревне Денисовка возле города Холмогоры Архангельской губернии.

Отец занимался рыбной ловлей на собственных судах, в дальних морских походах – на Северный океан, к Белому морю – участвовал и юный Михаил.

В 1730 году с разрешения отца и с помощью грамотных крестьян-односельчан (прежде снабжавших его книгами) Михаил отправился в Москву учиться. Своё крестьянское происхождение ему пришлось скрывать.

Образование Ломоносов получил в Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре. Жил в страшной нужде, но учился всегда блестяще.

В 1736 году Ломоносову посчастливилось попасть в число студентов, взятых на обучение в Германию, учился в Марбургском университете у философа Христиана Вольфа. Ломоносов прошёл в Германии курс как математических, так и словесных наук.

В 1741 году вернулся в Россию и был принят на работу в Академию наук, где служил до конца жизни.

Под покровительством графа Шувалова, любимца императрицы Елизаветы, Ломоносов мог полноценно развивать все свои таланты.

В 1745 году Ломоносов стал профессором химии и членом Академии наук, очень влиятельным лицом. М.В. Ломоносов – первый русский академик, энциклопедист, мыслитель.

В 1755 году согласно его плану и при его деятельном участии был открыт Московский университет, первый в России. Поначалу действовало три факультета: философский, юридический и медицинский. Учиться могли одарённые представители всех сословий.

В 1763 году М.В. Ломоносов был произведен в статские советники.

Активно и плодотворно занимался естествознанием, а также – теорией литературы и литературным творчеством.

Значение Ломоносова как литератора российские специалисты оценили уже в 1739 году, когда он прислал из Германии свою «Оду на взятие Хотина», приложив к ней «Письмо о правилах российского стихосложения, или Рассуждение о нашей версификации». «Ода на взятие Хотина» иллюстрировала собой выведенные Ломоносовым правила русского стихосложения.

Уверенно можно сказать, что с этого момента началась история новой российской поэзии. Ломоносов объясняет, что европейское силлабическое стихосложение плохо подходит к особенностям русского языка, где важную роль играет не долгота слогов, а сила ударения.

«Природной» русской Ломоносов считает силлаботоническую систему. Главный признак русского стиха – повторение одних и тех же комбинаций ударных и безударных слогов. Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб, предлагал и двухсложные, и трёхсложные размеры, а также – все виды рифмовки.

Далее в течение многих лет Ломоносов создавал русский литературный язык.

«Чистое российское слово» по Ломоносову – соединение церковнославянского языка с языком народным (преимущественно берётся московское наречие). На этом построена его система литературных жанров, изложенная в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Учение о штилях Ломоносова основано на делении на три рода слов (в те времена – «речений»): общеупотребительных в церковнославянском и русском («Бог», «слава», «рука»); редко употребимых церковнославянских слов («Господень», «отверзаю») и простонародных, исключая «презренных, подлых слов» – только русских слов.

Отсюда выводятся знаменитые три «штиля» Ломоносова: высокий – из речений первого и второго рода, для составления героических поэм, од, «прозаических речей о важных материях»; средний – «не надутый и не подлый», из слов первого и третьего ряда, для составления стихотворных дружеских писем, сатир, эклог, элегий и прозы описательной; низкий – из соединения среднего стиля с простонародными «низкими словами», для составления комедий, эпиграмм, песен, прозаических дружеских писем и «писания обыкновенных дел».

К стилистической теории добавилась практика – литературная речь Ломоносова-писателя, её синтаксическое построение.

Так сложились язык поэзии, ораторского искусства и прозы, научных сочинений.

Что касается характера творчества Ломоносова, то он, человек, обласканный дворянством, высшим светом, в основном сочинял хвалебные оды, исполненные пафоса успешного развития России во всех областях – военной, экономической, а также в сфере науки, культуры и искусства.

Критика действительности в творчестве Ломоносова минимальна. Восторги его искренни. Что и определяет преобладание слов высокого штиля над остальными, а также – обилие метафор и эпитетов, гипербол и олицетворений, риторики.

Ода как жанр – порождение европейской традиции, восходящей к классицизму. Свои оды – торжественные, духовные, философские, дидактические – Ломоносов наполнил величием России: исконно русскими картинами природы, значимыми событиями современности. Особенно прославил деятельность царя Петра I (неоконченная героическая поэма «Пётр Великий»).

Ломоносов создал канон русской оды. Здесь господствовали четырёхстопный ямб и строфа в 10 строк с заданным способом рифмовки.

Особенно важно, что он высоко ценил и активно задействовал во всех своих изысканиях национальную культуру, уникальные особенности русской словесности.

Также Ломоносов создал книги «Краткое руководство к красноречию» (1748) и «Российская грамматика» (1755-1757), в которых впервые свёл теорию русской грамматики и риторики.

А.С. Пушкин, через столетие продолживший реформу русского языка, написал так: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

«Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие – формами, тот и другие – образцами», – писал о Ломоносове-литераторе писатель А.А. Бестужев-Марлинский.

Произведения М. В. Ломоносова:

К статуе Петра Великого

1

Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

2

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

3

Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

4

Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.

5

Гремящие по всем концам земным победы
И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,
Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы
И протчие дела увидев смерть Петровы
Рекла: «Сей человек предел мой нарушил
И доле в мире сем Мафусаила жил».
Так, лета по делам считая, возгласила
И в гроб великого сего героя скрыла.
Но образом его красуется сей град.
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат
Величеству лица геройскаго чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.

1743–1747

***

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

1747

***

Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шёл;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»
Старик сошёл с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи».

1757

***

Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы.

1761

#новость #юбилей #писатель
Автор статьи:
Великанова Юлия. Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
комментариев
Вам также может быть интересно
  • Исследователь русской культуры мирового масштаба. 115 лет со дня рождения Дмитрия Лихачёва

  • «Редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника». 140 лет со дня рождения Стефана Цвейга

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?
Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале. Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net. Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Хочу быть в курсе последних интересных новостей и событий!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных, согласно политике конфиденциальности.