Основоположник и классик абсурдизма
115 лет со дня рождения ирландского драматурга Сэмюэля Беккета
Сэмюэль Баркли Беккет родился в 1906 году в Дублине, отец успешно занимался бизнесом в области недвижимости и строительства.
Сэмюэль с юности проявлял интерес к театру и литературе.
В Тринити-колледже в Дублине изучал европейскую литературу и романские языки. Серьёзно увлекался философией.
Был литературным секретарём Джеймса Джойса. Записывал и переводил на французский язык фрагменты романа Джойса «Поминки по Финнегану».
Писал на английском (родном) и французском языках.
В 1930 году было опубликовано его первое произведение – гротесковый поэтический монолог, написанный от лица Декарта-философа. В 1931 году вышло эссе «Пруст». В 1934 – сборник рассказов «Больше замахов, чем ударов» («Больше лает, чем кусает»).
В 1936 году был выпущен сборник стихов Беккета «Кастаньеты эхо», а также эссе о Дж. Джойсе.
В 1938 году он опубликовал роман «Мёрфи».
Особого интереса у критики и читателей творчество Беккета тех лет не вызвало.
В 1939 году после длительного путешествия по Европе Сэмюэль Беккет обосновался во Франции – признанной столице европейской художественной жизни. Поселился в Париже. До переезда он писал на английском языке, после – на английском и французском. Признано, что двуязычие придало своеобразие авторской стилистики Беккета. На французском языке автор писал для того, чтобы «процесс работы над текстом не был слишком лёгким».
Во время войны он – участник французского Сопротивления.
Пишет пьесы. В мире Беккета-драматурга живут калеки (физические и духовные) и старики, которые иллюстрируют мысль автора о том, что человек бессилен перед жизненными обстоятельствами, повлиять на них он не может. Жизнь вызывает у персонажей ужас.
Персонажи пьесы «В ожидании Годо» с трудом передвигаются, одеты как нищие, убоги. А ещё они очень косноязычны. И это неслучайно. По мысли Беккета, произнесённое слово, лишённое смысла, создаёт «опыт пустотности» языка.
Герои ни в чём не уверены, они не уверены даже в том, что существуют. Всё происходящее неоднозначно, может быть подвергнуто сомнению. Герои с трудом ориентируются в пространстве и во времени.
Ожидание таинственного Годо (он так и не появится) становится символом «невыразимого». Словами не объяснить, утверждает Беккет.
После публикации в 1952 году пьесы «В ожидании Годо» автор был признан заметным представителем европейского театра абсурда. На русский язык пьеса была переведена в 1966-м.
Другие известные пьесы Беккета: «Эндшпиль» (в другом переводе – «Конец игры») (1957), «Последняя плёнка Крэппа» (Последняя лента магнитофона» (1959), «Счастливые дни» (1961) и «Катастрофа» (1984).
Пьеса «Катастрофа» посвящена теме политического преследования чешской властью драматурга-диссидента Вацлава Гавела. (Сам В. Гавел стал последним президентом Чехословакии в 1989–1992 годы). Пьеса написана в защиту прав художника на свободу творчества.
Все пьесы Беккета глубоко пессимистичны, задача автора – выразить трагическое несоответствие: людям свойственно идеализировать жизненную реальность, но мир губителен, бессмыслен и враждебен. Человек всегда одинок и обречен на страдания.
Беккет пишет в стилистике авангардистов. В пьесе с говорящим названием «Действие без слов» (1958) прописаны действия персонажей (ремарки есть), но реплик в ней нет. Драматическая миниатюра «Дыхание» (1970) не предполагает наличия персонажей, зато некто произносит некие повторяющиеся звуки.
В 1969 году Сэмюэль Беккет был удостоен Нобелевской премии по литературе – с формулировкой «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
На церемонии сам Беккет – очень скромный человек – не присутствовал. Большую часть премиальных денег он раздал нуждающимся.
Основные произведения Беккета в других жанрах: романы «Мёрфи» (1938), «Как есть» (1961); эпическая трилогия «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951) и «Неназываемый» (1953); сборник стихотворений «Стишульки» (1978).
При поверхностном, привычном чтении тексты романов С. Беккета кажутся бессвязными, в них сложно отыскать логику. Тем не менее, прозаические произведения Беккета признаны шедеврами литературы модернизма. Перед нами – заметное явление послевоенной европейской интеллектуальной прозы. О Беккете написано рекордное количество критических и литературоведческих трудов, исследования продолжаются и по сей день. Пьесы с успехом идут в театрах.
Что же позволяет Беккету выбраться из безысходности, которую он сам создаёт на своих страницах? Грустный смех. «Неизбежная ирония».
Присуждая премию Беккету, Нобелевский комитет отметил: «Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ».