
Богдан и незабудки
Хорошо сделанный текст. Автор поступает очень правильно, начиная сразу с парадокса («У Богдана под контролем все, кроме праздников»), с первой строчки погружая читательское внимание в сердцевину дела и лишь потом постепенно проясняя, что за этим начальным парадоксом стоит.
И завершение замечательное в своей неожиданности. Как следует усыпив воображение читателя, создав для него убедительную реалистичную картинку, которая кажется поначалу даже несколько затянутой в своей подробности (тщательно-тщательно проговаривается, утверждается образ жизни Богдана), автор выворачивает развитие событий в совершенно непредсказуемую сторону. Отлично. И мысль, стоящая за всей этой историей, прекрасно прочитывается без того, чтобы быть высказанной совсем уж в лоб, — вся эта Богданова непрерывная активность и непрерывный контроль за всем на свете нужны были единственно затем, чтобы удерживать его от собственной пустоты, стоило деятельности прерваться — как пустота победила, прекратился и он сам. Не то чтобы очень оригинальная мысль, но передана она эффектно.
Подумала я было и о том, что стоит всё-таки избегать совсем затёртых речевых штампов, — «…биться с этими инициативами все равно что с ветряными мельницами» — именно таков. С другой стороны, это — если автор не намерен передать таким образом стереотипность мышления своего героя, а такое вполне возможно. Вообще очень похоже на то, что, говоря о Богдане в третьем лице, автор моделирует его внутреннюю речь с присущими ей особенностями, — и да, получается вполне убедительно, психологический портрет героя на основе всей этой стилистики прекрасно складывается (такие очень характерные штампы из мотивирующей литературы, которую Богдан, наверно, в основном и читает, если читает что-то вообще: стал «лучшей версией себя»).
Архипова
Сделано — как это вообще свойственно автору — технически прекрасно: плотный упругий текст. Опять-таки хорошо — как мне кажется, с высокой степенью точности — передана подростковая психология (вместе с психофизиологией: «Мне всегда от этого зрелища не по себе: в жар бросает, грудь сдавливает так, что дышать тяжело, щеки горят»), мальчишеская внутренняя динамика; вообще очень убедительно показана и парадоксальность этой подростковой влюблённости, с которой сам её носитель ещё не знает, что делать, и подростковая жестокость, когда одиннадцатиклассницы с наслаждением издеваются над бедной Архиповой. Ну прекрасно.
Опять-таки особенно глубоких мыслей в этой истории нет (мысль примерно такая: подростковая влюблённость парадоксальна и трудна; ну так это очень давно известно и многократно проговорено), но как это здорово показано.
Мечта номер один
Прекрасная волнующая история. В основе её — опять же не слишком новая мысль о братской любви-соперничестве, в которой, кажется, вначале только одно соперничество, а под самый конец выскакивает и любовь (как водится, для этого одному из братьев пришлось умереть, чтобы другой как следует об этом пожалел: ну люди такие люди, они любить умеют только мёртвых, здесь это со всей достоверностью показано), но технически выстроена она замечательно, — начиная с правильного начала — интригующего и получающего прояснение постепенно (читатель не сразу узнает, кто таков Альфред и с чего вдруг он «появился» у повествователя; а в третьем абзаце получает основания думать, что Альфред, пожалуй, вообще не человек, — эта версия начинает подтверждаться очень не сразу — в седьмом абзаце! — что тоже правильно. Хорошо показано, как понимание старшим братом покойного младшего и тоска по нему постепенно пробиваются сквозь привычные чувства раздражения, соперничества, ревности — как бы разламывают их корку.
(Разве что, думаю, в устах англофона, которым вне сомнений является повествователь, не очень уместен славянизм «как с писаной торбой», но это мелочи.)
Общий вывод: прекрасно-профессионально сделанные тексты с вполне очевидными мыслями в основе каждого из них. Рассказы написаны уверенной, твёрдой рукой, замечательно сделаны технически, динамичные, плотные, ничего лишнего, детали яркие и каждая деталь функциональна. Важно, что автор — хороший психолог, очень точно видит сложность и парадоксальность внутренней жизни человека и точно её передаёт.
Новых горизонтов автор не открывает (вообще-то литературе надо бы это делать), но это очень хорошая беллетристика с точным вниманием к подробностям и точной их передачей (лишний раз проговорить очевидность и напомнить читательской аудитории, что человек не сводится к схемам, даже к тем, что в его собственной голове, пожалуй, тоже бывает полезно).
Ольга Балла: личная страница.
Елена Тимохина. Выпускница Royal Holloway of London по направлению «Писательское мастерство», НИУ ВШЭ «Журналист». Более 10 лет опыта в журналистике, в том числе в Forbes, РБК, Новой газете и других изданиях. Автор 3 нон-фикшн книг для подростков в МИФе («Твои финансы», «Ок! Что дальше», «Бизнес-teens»). Автор короткой прозы в сборнике «Махаон», в литературных журналах «Дружба Народов», Прочитано, «Крафтовая литература», «Формаслов». Автор курсов по финансовой грамотности, бизнесу и карьерному ориентированию для подростков. Ведет ТГ-канала «Дочь Достоевского» и рубрику про литературу и карьеру на международных рынках для портала Setters.Media.
.png)
.png)