«Неправильные люди»

08.02.2023 7 мин. чтения
Козлов Юрий Вильямович
Рецензия Юрия Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета» - на рассказы Нины Шамариной.

Проза Нины Шамариной – это проза талантливого состоявшегося писателя, остро чувствующего то, что называется «дыханием народной жизни». Её герои – простые русские люди, живущие в провинции и в Москве, «нутром» ощущающие происходящие в стране перемены, приспосабливающиеся к ним, пытающиеся по возможности жить достойно и даже помогать тем, кто попал в беду.

В сборник включены произведения разных жанров. «Ягоды раздора», «В тот день, когда…», «Герберы ответят», «Ищу сурового мужчину», «Иван-кузнец» – это своеобразные зарисовки с натуры. Иногда бытовые (как ссорятся две соседки на даче из-за куста смородины»). Иногда психологические (о встрече гламурной сочинительницы с читателями, куда приходит душевнобольная дама, нелепым вопросом растревожившая скрытые комплексы писательницы). Иногда философские («Иван-кузнец»). Талантливый кузнец-самоучка, можно сказать уникальный мастер, автор пользующихся спросом композиций, в один прекрасный день, придя на работу, видит, что мастерская закрыта (так решил хозяин) и понимает, что ему придётся искать новое место, по всей видимости, охранника или дежурного на шлагбауме. В коротком рассказе убедительно и точно изображена реальность российского капитализма, где лишним оказывается работник, готовый, как Левша у Лескова, трудиться не столько из-за денег, сколько из любви к делу.

Хорош и психологически точен рассказ «Ландыши… Ландыши…» – о зарождающемся чувстве между молодой учительницей и старшеклассником. Рассказ, несмотря на «скользкую» тему, получился очень чистым. Хотя, читателю понятно, что продолжения и счастливого конца у этих «неправильных» отношений не будет. В жизни любого общества есть устоявшиеся правила приличия и «запретные» моменты. Автор показывает, что иногда они являются причиной сильных душевных переживаний и даже делают людей несчастными. Затрагивает Нина Шамарина и такую сложную тему, как холодное и продуманное решение молодой матери оставить в роддоме сына, родившегося от случайного партнёра «не по любви» (рассказ «Мыс доброй надежды»). И здесь автор не «пережимает» с моралью, не осуждает героиню, но просто даёт читателю социальный «расклад» её жизни, наглядно подтверждающий, что в сложившихся условиях героине не поможет никакой «материнский капитал», рожать и растить детей женщинам «из народа» в России сегодня невыгодно и бесперспективно. Собственно, этим и объясняется демографическая «яма», куда упала страна. В рассказе «Любить нельзя ненавидеть» автор через внутренние монологи матери (её сын в драке из-за девушки случайно нанёс сопернику смертельный удар) показывает бессилие простых граждан перед судебной машиной.

Женская тема – главная в сборнике прозы Нины Шамариной. Она берёт героинь из жизни, придумывая для каждой правдоподобную историю, нанизывает на неё социальные и бытовые факты из повседневной жизни современной России. Это и изменившая для каждой семьи привычную реальность СВО, и пьянство, и распад семьи, и взаимное отторжение младших и старших. Через калейдоскоп женских судеб автор рисует картину глубинной жизни, которая, увы, слабых духом тянет на дно, а сильным не даёт возможности реализовать себя. Диагноз точен.

Повесть «Где кончаются провода» сделана в виде чередующихся фрагментов «потока сознания» едущих в электричке пассажиров – мужчин, женщин, студентов, дачников, людей разных профессий и разных жизненных устремлений. Эта повесть показалась мне несколько монотонной и не содержащей в себе глубоких смыслов и художественных открытий.

«Записки ложного наркомана» понравились больше. Чем-то эта повесть напоминает «Дневник нарколога» Василия Белова. Главный герой повести Антон – «ложный наркоман» – оказавшись в наркологическом диспансере, выступает в роли стороннего наблюдателя и хроникёра происходящих там событий. В повести немало точных и интересных зарисовок, она даёт представление о том, как работают в современной России подобные заведения, из какой социальной среды туда попадают люди, как себя ведут, как их лечат от алкоголизма и наркозависимости. В то же время сама личность Антона не вызывает симпатии у читателя. Он смотрит на окружающих, как на насекомых, не принимая близко к сердцу их страдания, не задумываясь над причинами, заставляющими людей убивать себя наркотиками и водкой. Вызывает сомнения и сами события, приведшие Антона в наркологическое учреждение. Он взялся передать кому-то пакет с «травой». Его машину задержали полиция и наркоконтроль. Он получил два года условно, никого не выдав. При этом Антон – бизнесмен, у него предприятие по производству сыра, наёмные рабочие, торговля и т.д. Я бы посоветовал автору подумать над тем, как сделать сюжет более понятным и логичным. Во-первых, надо уточнить линию, связанную с задержанием и обыском машины Антона на дороге. Кто и зачем его сдал? Во-вторых, объяснить причины, почему он взялся перевезти «травку». В-третьих, более подробно описать ситуацию с его бизнесом и личной жизнью. В-четвёртых, доработать линию Ольги Олеговны – врача-психолога, в прошлом, как выяснилось, многолетней клиентки и жертвы советских «психушек». Я допускаю, что теоретически она могла работать в диспансере, как специалист, но надо объяснить, как и где она выучилась на врача, когда в её жизни случился позитивный «перелом»?

Гораздо больше мне понравился рассказ о трёх пенсионерках «Тося, Люся и Нюся». В нём с юмором и симпатией повествуется о трёх женщинах, пытающихся скрасить одиночество дружеским общением. К одинокой старости они пришли разными путями, но при этом не потерялись в жизни, сумели обеспечить себя и даже сохранить кое-какие надежды на будущее. Я бы с удовольствием взял этот рассказ в очередной сборник журнала «Роман-газета» «Женская проза России». Надеюсь, такой сборник выйдет в 2023 году. Думаю, что и другие произведения из сборника Нины Шамариной обязательно будут опубликованы и по достоинству оценены читателями.


Pechorin.net поздравляет автора: один из рассказов Нины Шамариной будет опубликован в очередном сборнике журнала «Роман-газета» «Женская проза России» в 2023 году.


Юрий Козлов: личная страница

Нина Шамарина родилась в Подмосковье, с юности жила, училась, работала в Москве, по образованию химик-технолог. Двое детей, трое внуков. Член Союза Писателей России, автор книг «Двадцать семнадцать», «Синица в небе», электронных книг «Разноцветные шары желаний», «Чем пахнут звезды».


Нина Шамарина

Иван-кузнец

Иван стоял у запертой на замок кузницы, почему-то повторяя:

– Вот тебе и авторский стиль!

Ивана в деревне уважительно звали «Иван-кузнец», хотя их, кузнецов, в округе четверо. 

– Ох, Ванюша, есть у тебя авторский стиль, – говорил Максим, хозяин кузни, любуясь диванчиками и столиками, готовыми к отправке заказчикам.

Иван и сам понимал, что, несмотря на одинаковые завитки и обивку "косынкой", его банкетки отличались от таких же, сделанных другими кузнецами. Глупость, конечно, но музыку, что ли он слышал, понимал необъяснимо, где повернуть, куда листочек вывести, как лепестки у цветка развернуть. И брака у него в работе почти никогда не бывало, но это уж от другого: аккуратный Иван – до фанатизма: и чтоб обед ровно в двенадцать на столе стоял, и работать по воскресеньям – ни-ни, только в храм, и, если чай – только из самовара, словно живёт не в современном мире, а в глухой русской деревне начала двадцатого века. Ну, и в работе, знамо дело, точность, точность и ещё раз точность.

Вот и для себя Максим прихожую поручил делать не кому-нибудь, естественно, Ивану. Только и сказал:

– Сделай мне прихожку в стиле "Лофт", – а уж Иван сам кумекал, как и из стиля не выбиться и необычная чтоб, прихожка-то. Это так кажется только, что, если "Лофт", то только прямые линии и всё, никакой мелодии нет. Здесь ведь как – простота, но нарочитая, а не простота сама по себе. 

Иван всегда работал так: сначала в мыслях изделие рисовал, потом на бумаге. Некоторые на полу эскиз рисуют, в натуральную величину, но Ивану это без надобности, он и так все очень подробно себе представляет.

Делал прихожку Иван долго, но никого о помощи не просил. Боялся, что под влиянием чужого мнения, другим изделие получится, не таким, какое в душе его струной звенело. Только на покраску в красильный цех отдал – краской не испортить.

Подгадал Иван закончить прихожую, аккурат, к отгрузке остальных изделий. Может, Максим сам приедет, полюбуется на красоту, пока прихожую не упаковали. Похлопает Ивана по плечу:

– Авторский стиль у тебя, Ванюша, – скажет. И Ивану будет вдвойне приятно: и прихожая получилась исключительная в прямолинейности своей и строгости, как в графических картинах Куинджи, и понимающий человек это оценит. Ну, и зарплата – не последнее дело! Сегодня Максим должен выдать, в этом месяце поработали очень хорошо, заказов, хоть отбавляй.

И вот теперь Иван стоял у закрытой двери кузницы. Блестел вызывающе новенький амбарный замок, и ключи, что у Ивана в кармане, к нему не подходят. В окно просматривается пустая кузница. В одну ночь исчезли все изделия, готовые к отправке, включая прихожую в стиле «Лофт», а также оборудование и металл. И горн погашен, что равнялось, в глазах Ивана, вселенской катастрофе.

Первой возникла мысль о краже. Звонить Максиму, рассказать?

Но колея, оставленная шинами большегрузной машины, и узкие следы от лакированных ботинок возле двери говорили о том, что Максим – в курсе, это он вывез всё, оставив кузнецов без зарплаты и без работы. Говоря современным языком – кинул.

– Понравилась ли тебе прихожая, Максим? – вновь и вновь мысленно вопрошал Иван, хотя думать ему надо было совсем о другом: искать новую работу, кормить семью. Оценит ли кто другой авторский стиль Ивана?

608
Автор статьи: Козлов Юрий Вильямович.
Прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий, литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9780
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8910
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7385
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6544

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала