«Неоконченный дневник»
Юрий Козлов о документальной книге М.Т. Воронина
Труд ветерана труда Михаила Воронина, безусловно, заслуживает всяческого уважения и поддержки. Михаил Воронин, используя записи в дневнике брата Петра (он погиб на фронте в 1944 году через 25 дней после совершеннолетия) воспроизводит для потомков, как говорится, «из первых рук» образ трагического и героического времени.
Начинается дневник буквально в первые дни Великой Отечественно войны, когда Пётр учился в школе в седьмом классе и был, в сущности, ещё ребенком. Естественно, наивно было бы ожидать от него глубокого и ясного понимания происходящих событий. Пётру трудно выйти из привычного мира повседневных занятий и забот. Война поначалу воспринимается им как нечто далёкое, что быстро закончится.
Потом, конечно, к нему приходит понимание надвинувшейся на страну беды. Но возраст есть возраст. Петра волнуют и отношения с друзьями, и – это позже – с девушками.
То, что такой дневник сохранился, можно считать чудом, учитывая обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться семье Ворониных. Это и тяжёлый труд в колхозе, и перемены мест жительства, и постоянное преодоление тягот военного времени.
Подобные документы некоторыми своими (их невозможно придумать, они – от самой что ни на есть жизни) деталями дают читателю не менее полное и правдивое представление об описываемых событиях, нежели мемуары военачальников, видных хозяйственников и разного рода руководителей.
Дневник Петра честен и бесхитростен. Он просто описывает то, что видит, слышит, что говорят окружающие люди. Пётр не пытается кого-то учить, изображать себя каким-то особенным. Он – плоть от плоти народа, типичный представитель первого послереволюционного советского поколения, обеспечившего победу СССР в Великой Отечественной войне и практически полностью погибшего в боях.
Беспамятство – страшный грех. Рассказывая о своей семье, публикуя дневники брата, Михаил Воронин вносит свой вклад в общее дело сохранения памяти о тех, кто спас страну от страшного врага, отдал жизнь за Родину, «смертью смерть поправ».
Документальная проза – особый жанр. Есть философская документальная проза, есть художественная и, наконец, народная. Книга Михаила Воронина «Неоконченный дневник» - именно народная документальная проза. В последние годы она набирает силу. Демократизация книжного дела сыграла тут положительную роль. То, что раньше требовало бесконечных проверок, согласований и разрешений, теперь может быть свободно напечатано.
Мне кажется, труд Михаила Воронина мог бы быть издан по одному из грантов, постоянно выделяемых как правительством России, так и местными органами власти на произведения, рассказывающие о Великой Отечественной войне, о людях той эпохи, о жизни народа в сложное и героическое время. В книге воспроизводятся страницы дневника Петра. Они, как мне представляется, могли бы занять достойное место в посвящённой военному времени экспозиции краеведческого или исторического музея в Барнауле, где сейчас живёт Михаил Воронин.
Я бы рекомендовал автору передать вёрстку книги «Неоконченный дневник» в краевую администрацию Алтайского края. Большая часть работы уже проделана. Насколько мне известно, в крае есть министерство культуры, есть Совет ветеранов, наконец, имеется и писательская организация.
На федеральный уровень вряд ли удастся пробиться. Дневник Петра – это всё-таки дневник подростка. Авторские комментарии к нему тоже носят, в основном, достаточно простой (в художественном и аналитическом плане), я бы сказал, житейский характер.
Мой совет автору – обратиться за поддержкой в местную администрацию. Средства на поддержку патриотической документальной публицистики выделяются регулярно. Михаилу Воронину важно проявить настойчивость и не упустить момент.
Хочется пожелать ветерану здоровья и успешной публикации «Неоконченного дневника»!
Юрий Козлов: личная страница.
Воронин Михаил Титович, родился 3 августа 1940 года в селе Большой Калтай Залесовского района Алтайского края в семье механизатора. Отец – Тит Никитович – участник Первой мировой войны, воевал в составе Русского экспедиционного корпуса на Македонском фронте, где воевала Франция – союзница России. Ранен, домой вернулся уже в новую страну в 1922 году. Михаил учился в сельской семилетней школе. С 1952 года семья проживала на станции Шипуново Шипуновского района. После 7 класса в г. Барнауле окончил профессиональное училище № 20, работал на стройках города. С 1959 года по ноябрь 1959 года проходил срочную армейскую службу в Прибалтике. После службы продолжил учёбу в школе рабочей молодёжи. Получил общее среднее образование, поступил в Томский госуниверситет на заочное отделение юридического факультета в г. Барнауле. С 1972 года до выхода на пенсию в 2000 году работал в органах прокуратуры. Два брата Михаила из трёх братьев – участники ВОВ. Старший Иван после ранения демобилизовался, работал в органах МВД. Пётр погиб, едва достигнув совершеннолетия. Брат Павел большую часть трудовой деятельности обучал курсантов вождению автомобилем. Находясь на пенсии, Михаил для родственников и собственного удовлетворения написал книгу об истории своего рода и семьи родителей. Четвёртая глава книги «Неоконченный дневник» посвящена погибшему брату Петру, в основу положены записи его дневника за 1941/42 гг., тогда ещё ученика 6-7 классов. «Это моя вечная память, помните меня», – надпись на единственной от него фотографии.