«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным...»
(115 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского)
Родился в селе Ново-Спасское на Елани (в Воронежской губернии), в семье священника.
По воспоминаниям Троепольского, он стал писателем благодаря своему школьному учителю Г.Р. Ширме. Этот преподаватель много беседовал с учениками о прочитанных книгах, учил анализировать.
Окончил сельскохозяйственное училище в городе Острогожске. Там же жил и работал сельским учителем, агрономом, печатался в сельскохозяйственных журналах. Занимался в литературном объединении при газете «Новая жизнь». Писал охотничьи заметки и зарисовки из крестьянской жизни.
Познакомился с писателем Л.И. Никандровым, профессиональный литератор поделился с начинающим писателем секретами мастерства.
Троепольский начал печататься в 1937 году. В альманахе «Литературный Воронеж» появился его рассказ «Дедушка».
Но профессионально занялся литературой лишь с 1953 года, когда цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» был напечатан в журнале «Новый мир». Публикация вызвала резко отрицательную реакцию местных властей – областной комитет партии заявил, что произведения Троепольского – «злопыхательские и очернительские».
Но Троепольский получил поддержку главного редактора «Нового мира» – Александра Твардовского. Между писателями завязалась творческая дружба, Троепольский нередко приезжал к Твардовскому в Москву, обсуждал с ним свои литературные замыслы.
Рассказы Троепольского «Из записок агронома» легли в основу сценария фильма «Земля и люди» (1955, режиссёр – С. Ростоцкий).
В 1959 году Г. Троепольский переехал в Воронеж.
Писатель был признан одним из самых успешных авторов очерково-публицистической прозы на тему сельского хозяйства. В серии очерков «О реках, почвах и прочем», которая вышла в «Новом мире» в 1965 году, автор представил богатый материал в защиту экологии, предупреждавший о серьёзных проблемах окружающей среды.
Троепольский – автор сатирических повестей «Кандидат наук» (1958) и «Постояльцы» (1971), романа «Чернозём» (1958–1961) – о советской деревне 1920-х–1930-х годов, о коллективизации и её трагических последствиях.
В повести «В камышах» (1963) природа и труд на земле изображаются в возвышенном поэтическом ключе. Повести «В камышах» и «Постояльцы» позже были переработаны автором в пьесы.
Самое известное произведение Троепольского – драматическая повесть «Белый Бим Чёрное ухо», написанная в 1971 году. В 1977 году режиссёр С. Ростоцкий экранизировал эту повесть. Герой истории – сеттер Бим. Его хозяин оказывается в больнице, и собака отправляется на поиски хозяина, без которого не может жить. История о добре и зле, о сострадании и жестокости, человечности и чёрствости остаётся актуальной во все времена.
Книга переведена более чем на 20 языков мира и выдержала множество переизданий.
В 1975 году за повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н. Троепольский был удостоен Государственной премии СССР. Автор «Белого Бима» - лауреат премии в области детской и юношеской литературы «Банкареллино» (Италия, 1981). Известно, что в учебных заведениях США повесть Троепольского входит в список обязательных книг по литературе.
Изучением биографии Троепольского и его семьи занимался воронежский писатель Михаил Фёдоров. Результатом его исследований стала документальная книга под названием «Человек Чернозёма». Здесь помещены воспоминания членов семьи и друзей писателя. М. Фёдоров изучил архивные материалы, в том числе, о судьбе священника Николая Троепольского, отца писателя. За сопротивление коллективизации Н. Троепольский был расстрелян в 1931 году.
Г. Троепольский в течение многих лет был членом редколлегии журнала «Наш современник», входил в состав Правления Союза писателей СССР.
Свои размышления на тему «О чём писать?» Г.Н. Троепольский поместил в повесть «Белый Бим Чёрное ухо»: «Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только, правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».