.png)
Говорят, времена меняются. И в нашей стране, которая некогда справедливо называлась самой читающей в мире, читателей становится все меньше, а тех, кто хочет стать писателем, все больше. Статистика — дело тонкое. Спорить не станем. Но — прислушаешься к тем, кого волнуют высоты литературного мастерства, пусть в самых начальных подступах к нему, и поверишь, что ничего не потеряно, никакие времена не отнимут у нас желания видеть, слышать, делиться друг с другом сокровенным.
Мой слегка возвышенный тон оправдывают впечатления, пережитые на тематической встрече в московской библиотеке № 2 имени Ю.В. Трифонова, приуроченной к столетию писателя.
«В разные времена настоящее выглядит по-разному» — так была обозначена тема разговора. Участники Литературной лаборатории «Красная строка» во главе со своим руководителем Ниной Александровной Кроминой приняли приглашение и окунулись в осмысление творческого пути и произведений Ю.В. Трифонова.
Встречу открыла сотрудник библиотеки Мария Вальдес; о творческой биографии писателя рассказала Лариса Кравчук, член Высшего творческого совета МГО СП России; история создания и публикации самого известного произведения Трифонова «Дом на набережной» (1975) прозвучала в выступлении сотрудника библиотеки Екатерины Линевич.
Лариса Кравчук
Тематическая встреча оказалась продолжением тех уроков, которыми Ю. Трифонов щедро делился со своими студентами на семинаре прозы в Литературном институте.
«Особенно важно, я бы сказал: бурнописание, страстнописание. Нельзя, решив посвятить себя искусству, выдавливать, как из тюбика, кусочками, полузасохшую пасту. В поисках своей темы, стиля, возможностей надо кидаться в разные стороны, пытаться пробовать одно, другое, третье. Редко, правда, но бывает, что человек сразу себя находит. И ещё надо уметь ставить себе большие задачи, даже непосильные, на грани невозможного. Спасти пишущего человека могут не отдельные листочки и тетрадочки, а груды исписанной бумаги. Не бойтесь быть графоманами, хотя графомания, на мой взгляд — это сало на литературных костях. Но, во всяком случае, непременно что-то выйдет — или шедевр или открытие правды о себе».
Многое из сказанного Трифоновым на семинаре в Литинституте позже вошло в книгу «Продолжительные уроки» и стало для его учеников духовным автографом наставника, о чем написал литературовед Алексей Казаков в статье «Свидетель эпохи из «Дома на набережной» (1979).
Прислушались к этим словам и участники «Красной строки», потому что творчество — это всегда учеба (неплохой девиз по жизни, вне зависимости от сферы приложения сил).
Сергей Мельников заговорил о композиции романа: «Трифонов втягивает читателя в историю, подавая её потоком воспоминаний, который может перемежаться и фантазиями, и предположениями, и ложной памятью, потому что к концу книги возникает чувство, что сам читатель был наблюдателем или участником этой короткой, но очень плотной эпопеи».
Сергей Мельников
А дальше С. Мельников представил развернутое построение произведения с ёмкими и конкретными примерами из текста. Непрямое говорение, несобственно прямая речь, гиперсписок, контрасты, поток сознания, инверсия, символизм и метафоры, — приемы в палитре художника. А для слушателей это не только путеводитель по лабиринтам одного романа, но и писательская школа.
Поэт и прозаик Юлия Пучкова проанализировала формирование характера одного из действующих лиц романа «Дом на набережной», а мы услышали тревогу за тех молодых людей, которые подрастают сегодня рядом с нами, кому предстоит продолжить наш путь.
«Это произведение надо читать в школе, — считает Ю. Пучкова. — В романе поднято море мировоззренческих вопросов, все этапы взросления, которые проходят подростки, особенно мальчишки. Тут и травля, и стадное чувство, которое может завести чёрт знает куда и даже привести к гибели. Ни у кого из нас не хватило бы на это терпения: и деление мира на своих и чужих, и трудные отношения отцов и детей, и наличие или отсутствие принципов, и предательство вольное или невольное. А человеком оставаться надо! Это всё нужно обсуждать с ребятами 9-10, а может даже 10-11 классов. Это книга жизни — мы видим, как три мощные силы, а затем и обстоятельства медленно гнут человека в сторону от нравственных принципов, а дальше он гнёт себя сам, движимый стремлением к безопасной, комфортной жизни. Показан процесс превращения обычного мальчишки в беспринципного урода, ищущего для себя выгоду в любой ситуации. Ориентиры добра и зла нужны подрастающему поколению. Нам, состоявшимся людям, не меньше. Убедительно, веско и непрямолинейно говорит о совести писатель Трифонов».
Юлия Пучкова
О совести и чести радеет русская литература из века в век. И здесь так уместно прозвучали параллели и духовные связи в творчестве Ю.В. Трифонова и А.П. Чехова, которым посвятила своё выступление писатель Елена Яблонская. Её лекции о Чехове и других русских писателях хорошо знакомы слушателям лаборатории «Красная строка», но сегодняшнее сближение двух писателей прозвучало по-особенному.
«Советский писатель Ю.В. Трифонов обращался к наследию Антона Павловича Чехова постоянно, — сказала Елена Яблонская. — Достаточно вспомнить такие его статьи разных лет как «Правда и красота» (1959), «Нескончаемое начало» (1972), «Книги, которые выбирают нас» (1976). В предисловии к двухтомнику Трифонова 1978 года говорится о том, что его тяготение «к объективной манере повествования, представляющей читателю бесконечный простор для работы мысли» — от Чехова, а в том, как Трифонов тончайше даёт почувствовать, сказывается мастерство и такт художника, не даром бравшего уроки у Чехова». Трифонов «следует за Чеховым, впуская в произведение «поток жизни» во всей его полноте».
Елена Яблонская
И пусть определение «бытовая проза» не охладит интереса к творчеству Ю. Трифонова, ведь мы знаем, что в самые трудные минуты жизни будущий писатель, а тогда одиннадцатилетний мальчик написал в своем дневнике: «Жизнь — страшная вещь, и в то же время — лучшая школа». Исторические события, через которые прошли поколения советских людей, безусловно, определяли становление характера под духовным влиянием родных. А они были людьми творческими и мужественными, способными осознавать свое участие в происходящем. Вот здесь-то и таится тот самый «ген писательства», который мы встречаем в дневниках совсем юного человека. А его дисциплина перед страницей тетради, постоянная потребность записывать самое интересное лягут в копилку впечатлений, накапливаемых художником на протяжении всей жизни. Читая «Дневник Юры Трифонова», который был начат девятилетним мальчиком в 1934 году, вспоминаешь слова уже состоявшегося писателя о том, что ничего придумывать не надо, надо только копить сюжеты, характеры, судьбы в поисках своего голоса, нужна точная передача «бытовых подробностей». При этом точность Факта побеждает самую яркую фантазийность сюжета и добавляет убедительности портрету литературного героя, этому следовал сам и учил своих студентов Ю.В. Трифонов.
Также в рамках встречи свое приветствие писателю через время отправили Анна Сатжи, Алена Кубарева, Александр Горохов, Сергей Крюков и другие. Строки из романа «Дом на набережной» прозвучали в исполнении актёра театра «Голос» Евгения Касаткина. И кажется, мы почувствовали дыхание времени.
Евгений Касаткин
Ответом на вопрос об актуальности литературного слова Ю. Трифонова стала состоявшаяся встреча с произведениями писателя, которые и сегодня помогают глубже понимать историю не только нашей страны, но и каждого из нас.
Все мы ещё не раз откроем книги Юрия Трифонова, станем переживать о его судьбе и судьбе его героев и скажем спасибо за твёрдость духа и трогательную любовь. Ведь только так нам дано рассказать о других и что-то понять о себе, — на крыле отведённого таланта проникая «в горизонтали и вертикали прозы».
Литературная лаборатория «Красная строка» создана в ноябре 2019 года прозаиками, членами СП России Еленой Яблонской и Ниной Кроминой на базе ЛИТО «Точки» при Совете по прозе СП России. В рамках деятельности проходят лекции, встречи с известными писателями, обсуждения произведений участников, лучшие из которых публикуются в журналах и сборниках. Основное направление деятельности — проза.
Сайт.

