Мастер «литературной игры в достоверность» и основоположник современного фэнтези
165 лет со дня рождения английского писателя Генри Райдера Хаггарда
Генри Райдер Хаггард родился в Брэнденхэме, штат Норфолк, в многодетной семье адвоката.
Мать Элла Доветон была поэтессой и прозаиком-любительницей. По линии отца предки были из России.
Будущий писатель плохо успевал в школе, и его отдали на индивидуальное обучение приходскому священнику.
Позже в Ипсвичской средней школе стали проявляться литературные способности Генри Райдера: он получил приз за школьное сочинение.
Далее он был отправлен в Лондон, к частному репетитору по французскому языку. Его готовили к службе в Британском министерстве иностранных дел. Хаггард читал классические романы. Выделял «Три мушкетера» Дюма, «повесть о двух городах» Диккенса и «Грядущую расу» Бульвера-Литтона.
Под влиянием любимых книг главными темами в творчестве Хаггарда станут экзотические миры, скрытые от цивилизации (в основном, это будет Африка) и трагическая любовь.
Хаггард первым предложил жанр «затерянного мира», экзотического мира из далёкого прошлого.
В Лондоне писатель увлёкся эзотерикой, общался со спиритами и медиумами.
В 1875 году отец помог ему получить место секретаря при английском губернаторе южноафриканской провинции Наталь. Райдер начинает увлечённо изучать быт и нравы современных жителей – зулусов. Путешествует по стране.
Карьера Хаггарда в Африке складывается удачно: он становится управителем и регистратором Верховного суда в Трансваале. Но отец запрещает Райдеру возвращаться в Лондон, где тот оставил невесту. Свадьба расстраивается.
Позже Райдер женился на другой, и его брак сложился удачно, но воспоминания о первой любви найдёт своё воплощение в ярких образах романтических героинь произведений Хаггарда: Клеопатре, Айше, прекрасной Маргарет, Отоми — дочери Монтесумы.
Африка, из которой вскоре пришлось уехать навсегда – началось освободительное движение – тем не менее, произвела на Райдера яркое неизгладимое впечатление.
В 1882 году Хаггард публикует свою первую книгу «Кечвайо и его белые соседи» – это была историко-этнографическая работа о Трансваале и зулусах. Книгу пришлось издать за свой счёт. Она вызвала очень скромный интерес.
Хаггард занимается сельским хозяйством (как специалист по агрономии и почвоведению) и продолжает верить в свой литературный успех. Сдаёт экзамен на адвоката, рассуждая, что «в сфере мысли его может занять литература, а в сфере действий – политика».
Английский писатель Джером К. Джером издавал иллюстрированный журнал «Досужий человек» (или «Лентяй»), среди прочих в нём начал печататься и Генри Райдер Хаггард. Он сочинял исторические, психологические и фантастические рассказы, которые пользовались успехом.
В 1884 году выходят два романа Хаггарда из современной жизни – «Рассвет» и «Голова ведьмы».
Определиться с жанром своего творчества ему помог спор с братом. Тот посчитал, что Райдер не сможет написать приключенческий роман в духе «Острова сокровищ» Р. Стивенсона.
Заключив не слишком всерьёз пари на 5 шиллингов, за 6 недель Райдер Хаггард написал роман «Копи царя Соломона». После его публикации Хаггард проснулся знаменитым.
Среди восторженных отзывов была и очень высокая оценка лично Роберта Стивенсона.
У романа «Копи царя Соломона» было продолжение под названием «Аллан Квотермейн». Популярный герой Хаггарда, белый охотник и джентльмен-искатель приключений Аллан Квотермейн является центральным персонажем многих книг.
Роман «Она. История одного приключения» – книга «о бессмертной женщине, вдохновлённой бессмертной любовью». Восхитительная и невероятная поэтичная история любви – так оценили роман читатели. В романе «Она» нашла воплощение особая фантазия писателя, его образованность и знания в области древних культур.
Биографы Хаггарда предполагают, что в образе Айши-героини Хаггард воплотил свою юношескую любовь к Лили Джексон.
Карл Юнг рассматривал Айшу Хаггарда как классический пример «Anima» (силы женственности в мужчине).
Айша – властительница племени канибаллов Центральной Африки, «проникшая в тайну жизни». В ней для писателя соединились идеал красоты, вечной юности, сверхмудрости и сверхвозможностей с силами зла.
В 1889 и 1890 году Хаггард публикует два своих известных романа – «Клеопатра» и «Мечта мира». «Клеопатра» – это впечатления о недавнем пребывании писателя в Египте. Второй роман – история скитаний Одиссея, соавтором Хаггарда выступил переводчик Гомера Эндрю Лэнг.
«Дочь Монтесумы» (1893) – роман, посвящённый Мексике и ацтекам, поиску загадочного клада Монтесумы. Историческая основа романа – завоевание Мексики испанцами в начале XVI века.
Редьярд Киплинг подал писателю идею еще одного увлекательного африканского романа с элементами мистики — «Короли-призраки» (1908). Киплинг высоко оценил получившееся произведение.
В произведениях позднего периода – «Перстень царицы Савской» (1910), «Дитя бури» (1913), «Священный цветок» (1915) – отчётливо прослеживаются элементы мистики, прославляется культ «сильнейшего» – белого человека и оправдываются идеи колониализма.
Хаггард также известен как энергичный и деятельный политический деятель и публицист. В 1912 году за многочисленные заслуги он был возведен в рыцари-командоры ордена Британской империи.
Скончался в 1925 году в Лондоне.
Несмотря на то, что Хаггард открыто не принял идей большевизма, его книги всегда много издавали и читали в СССР.
Творчество Хаггарда в целом прославляет экзотику и идеализирует далёкое прошлое.
География романов Хаггарда очень обширна: Южная Африка, Египет, Перу, Мексика, Нидерланды, Испания, Англия. Излюбленный мотив автора – поиски загадочных сокровищ.
Хаггард всегда предлагает увлекательный сюжет и познавательную канву. Вызывает огромный интерес читателей увлечённость автора руинами древних загадочных цивилизаций, архаическими культами бессмертия и перевоплощением души. Хаггард не ставил перед собой цель – точно соответствовать историческим событиям. Читатель и не ждёт этого от его произведений.
Так или иначе, тиражи книг Хаггарда превышали тиражи Р. Л. Стивенсона и А. Конан-Дойла. Хаггард так же, как Льюис Кэрролл и Эдгар По, считается основоположником жанра фэнтези.
Литературовед Д. М. Урнов считает, что своё начало приключенческий роман Г. Р. Хаггарда берёт в просветительском романе Д. Дефо. Другой источник – уже упомянутый выше Роберт Льюис Стивенсон с его простотой и достоверностью изображаемых событий: «Хаггард уловил его замысел. Следом за Р. Л. Стивенсоном Г. Р. Хаггард начал с читателем литературную игру в достоверность...» – писал Д. Урнов.
Р. Хаггард, «Она. История одного приключения». Фрагмент:
«Глава I. Ночной посетитель
Бывают в жизни события, каждым своим обстоятельством, каждой сопутствующей подробностью неизгладимо врезающиеся в память. Сцена, которую я собираюсь сейчас описать, может быть неплохой иллюстрацией к этой мысли. Она стоит у меня перед глазами с такой необычной ясностью, как будто произошла лишь накануне.
Двадцать лет назад, в этом же самом месяце, я, Людвиг Хорейс Холли, сидя у себя дома в Кембридже, корпел над – не помню какой – математической задачей. Через неделю я должен был держать экзамен, с тем чтобы занять место в учебном совете, и мой руководитель, как и весь колледж, ждал от меня блистательных результатов. Наконец, в полном изнеможении, я отшвырнул книгу, взял трубку с каминной доски и принялся набивать ее табаком. Тут же на камине стояло длинное узкое зеркало, и при свете свечи я увидел в нем свое отражение – и задумался. Спичка, догорая, обожгла мне пальцы, я выронил ее, но продолжал смотреть в зеркало, все еще в глубокой задумчивости.
– Ну что ж, – произнес я наконец вслух, – я никогда ничего не добьюсь с помощью своей внешности, остается только надеяться на голову.
Может быть, кому-то это замечание покажется не совсем понятным, но я имел в виду вполне определенные недостатки своей наружности. Большинство двадцатидвухлетних мужчин привлекательны хотя бы молодостью, но судьба не послала мне и этого утешения. Представьте себе низкорослого, коренастого мужчину с непомерно широкой грудью, длинными жилистыми руками, глубоко посаженными серыми глазами, низким лбом в густых черных волосах – этот лоб напоминает полузаглохшую лесную делянку, – такова была моя внешность около четверти века назад, такова она, с небольшими изменениями, и поныне. Природа отметила меня каиновой печатью невероятного уродства, и в то же время наградила меня невероятной физической силой и незаурядным умом. Я так чудовищно некрасив, что франтоватые молодые люди из колледжа, хотя и гордятся моей силой и выносливостью, избегают появляться в моем обществе. Удивительно ли, что я рос мрачным мизантропом? Удивительно ли, что я предавался размышлениям и работал в одиночестве, что у меня был один-единственный друг? Сама Природа осудила меня на одиночество, я обретаю утешение лишь на ее – ни на чьей больше – груди. Женщины сторонятся меня. Всего неделю назад одна из них, думая, что я ее не слышу, назвала меня «чудовищем» и добавила, что я убедил ее в верности теории о происхождении человека от обезьяны. Однажды я встретил женщину, которая притворилась, будто любит меня, я излил на нее свой неизрасходованный запас чувств. И что же? Когда я не получил значительной суммы денег, на которую рассчитывал, она дала мне отставку. Я умолял ее не покидать меня, как никогда не умолял ни одно живое существо, ибо очень дорожил ею, но она подвела меня к зеркалу.
– Меня можно назвать красавицей, – сказала она. – А вот как назвать тебя?
Мне было тогда двадцать лет...».