«Любовь по переписке»
(Юрий Козлов о романе Софии Осман «Записки графа Гулявина»)
Эпистолярный жанр был весьма популярен в Средние века, эпоху Просвещения, да и в девятнадцатом веке. Многие произведения Руссо, Вольтера, Монтескье, Монтеня, других известных писателей и философов написаны в виде назидательных писем, или (если речь шла о «воспитании чувств») переписки между переживающими вынужденную разлуку влюблёнными. К эпистолярному роману можно отнести «Страдания молодого Вертера» Гёте. Не обошла эта мода стороной и Россию. Пётр Чаадаев, например, сформулировал целую историческую концепцию в знаменитых «Философических письмах», а Фёдор Достоевский – неразрешимую социальную проблему «униженных и оскорблённых» в повести «Бедные люди».
Шедевром эпистолярного жанра по праву считается роман в письмах «Опасные связи» Шодерло де Лакло.
Используют эмоциональные и психологические возможности «почтовых» вариантов развития сюжета современные российские популярные авторы: Виктор Пелевин, Борис Акунин, Дмитрий Быков.
Только на первый взгляд кажется, что «письмо» - это романтический, философский, или социально-общественный «конспект» того или иного явления. Письмо – это, прежде всего, информация и мысль, словесное выражение намерения и воли повернуть события в желаемую участникам переписки сторону. Переписка, таким образом, превращается в увлекательную интеллектуально-психологическую дуэль. Скучать читателю не приходится.
«Записки графа Гулявина» (честно говоря, я бы посоветовал автору придумать другое, более выразительное название) – интересное и живое произведение о Российской империи последних десятилетий девятнадцатого века. В переписке молодого «мажора» Родиона Гулявина и загадочной графини Александры Добронравовой довольно убедительно и талантливо отражён дух той эпохи с её социальным расслоением, политическими интригами, разложением тогдашней элиты, проявляющимся в цинизме, необузданном желании платить за наслаждения любую цену, включая обман, растление, игру на низменных человеческих страстях.
София Осман соблюла все каноны жанра. Начинается эпистолярный роман, как любовная переписка, развивается, как мистико-политическая интрига, заканчивается, как водевиль. Автору удалось достаточно точно, хотя и не без излишеств, выдержать стилистику времени, ненавязчиво затронуть ряд «вечных» российских вопросов, на которые нет ответа, грамотно выстроить сюжет.
«Записки графа Гулявина» читаются на одном дыхании. Жанр не позволяет автору давать прямые описания героев. Образы и характеры героев рождаются из словесной вязи, оборотов письменной речи, главное же, из высказываемых в письмах суждений и мыслей героев. В этом плане и Родион Гулявин, и графиня Александра Добронравова получились живыми и достоверными персонажами. Софии Осман удалось избежать фальши и многословия. Она сразу берёт сюжет «за рога», мистифицирует читателя, водит его по «ложным» тропам, усердно скрывая в любовной на первый взгляд переписке некую тайну, а затем постепенно, небольшими штрихами её приоткрывая. В переписке оказывается не одно и не два дна, а целая их череда.
Автору удалось соединить сюжетную занимательность с историческими реалиями эпохи, создать живые и интересные характеры, показать духовную слабость и порочность тогдашнего «высшего света».
К (легко исправимым) недостаткам произведения я бы отнёс некоторую небрежность в работе со словом. «— У меня особая, внутренняя восприимчивость, доктор!» — шампанская салфетка «прошлась» по мятежному от погодного перепада выпуклому краю белого Ангелининого тела, возвышавшегося над узким лифом» (стр.7). Или: «Ваша физиологичность напоминает гримасу мудрости...» (стр.10). В первом письме графа Гулявина, на мой взгляд, присутствует избыточный и не очень точно соответствующий образу того времени натурализм. Речь не о том, что тогда он был более целомудренным. Это не так. Вспомним Арцыбашева, Сологуба, поэта Игоря Северянина, даже и Блока. Просто он был другим, в духе «расплывчатой» живописи Сомова, Лансере, Бенуа.
София Осман – талантливый автор, сумевший в сложном и редком для современной литературы жанре создать лёгкое по стилю, серьёзное по мыслям и увлекательное по сюжету произведение.
Юрий Козлов: личная страница.
София Осман. Родилась в июле на севере России. Проживает в Москве. По материнской линии имеет румынские корни. В 2005 году окончила Московскую Государственную Юридическую Академию. Свои силы в литературе начала пробовать всего несколько лет назад. Первые рассказы – «Комиссаров» и «Таня Танк» - были размещены на писательском ресурсе Proza.ru. В 2019 году издательством «Эксмо» был напечатан дебютный роман «История Мишеля Боннара», действие которого происходит в настоящее время во Франции. В нем автор рассказывает историю правнука великого французского писателя Мишеля Боннара, который попав в таинственную переделку, обретает возможность жить после смерти. Роман имел хвалебные отзывы и распродан тиражом 3 000 экземпляров. Спустя полгода, вышло продолжение романа под названием «Куранго», права на произведение были тоже приобретены издательством «Эксмо». В 2020 году был издан сборник современных рассказов «Варфия». В настоящее время София в сотрудничестве с издательством «1000 бестселлеров» готовит к выходу роман детективного жанра в серии: «Приключения Фредерика Робьера - Лунные наместники».