Летописец несовершенства человеческой природы. 150 лет со дня рождения Леонида Андреева

20.08.2021 7 мин. чтения
Великанова Юлия
21 августа исполняется 150 лет со дня рождения русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871–1919).
Летописец несовершенства человеческой природы 

150 лет со дня рождения русского писателя Леонида Николаевича Андреева

Леонид Андреев родился 21 (9) августа 1871 года в Орле, в семье землемера.

Отец был незаконнорожденным сыном дворянина, мать происходила из обедневших дворян.

С раннего возраста Леонид много читал, хорошо рисовал.

Окончил орловскую гимназию, известно, что учился плохо, пропускал занятия, вместо которых изучал труды философов. Ярко проявлялся его талант художника.

С юных лет Л. Андреев был уверен, что станет знаменитым писателем (об этом сказано в его дневнике).

Неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством – однажды он лёг под поезд, пытаясь проверить философскую теорию; в другой раз решил рассчитаться с жизнью из-за несчастной любви; но всякий раз в состоянии глубокого отчаяния – от несовершенства мира и от осознания того, что все люди очень страдают.

Позднее писал о себе, что «отрицает» и «бунтует», поскольку «ответа нет, всякий ответ – ложь»: судорожно искал и не находил ответов на главные вопросы – «о цели и смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти».

Из Санкт-Петербургского университета Андреева отчислили за неуплату (после смерти отца семья стала бедствовать), но смог перевестись в Московский университет, где ему стали помогать друзья-студенты и орловское землячество. Учился на юридическом факультете.

Студенческие годы были бурными. В 1908 году в пьесе «Дни нашей жизни» Андреев опишет свои воспоминания, друзья, занятые в пьесе, даны под своими настоящими именами, что в те годы было редкостью.

В годы учёбы, чтобы помочь семье, Андреев зарабатывал написанием портретов. Занялся литературным творчеством также в надежде на гонорары за публикации. Однако первые рассказы Андреева автору вернули из нескольких редакций.

Первая публикация состоялась в 1892 году в журнале «Звезда» – рассказ «В холоде и золоте».

Окончил университет, но адвокатской практикой занимался не долго. Работал судебным репортёром и журналистом. В газетах «Курьер» и «Московский вестник» он на протяжении пяти лет публиковал статьи и «фельетоны из зала суда» – под псевдонимами Джеймс Линч и «Л.-ев».

Джеймс Линч фиц Стивен – реальное лицо, ирландец, живший в XV веке, мэр Голуэя в 1493-1494 годах, известен своей справедливостью. Легенда гласит, что он приговорил своего сына к смертной казни за убийство незнакомца.

Заведующий судебным отделом Исаак Новик вспоминал: «Судебные отчеты Андреева не были обычными репортерскими сообщениями о разбиравшихся в суде делах... Все его внимание сосредотачивалось на характеристике подсудимого и среды, в которой он вращался».

Материальное положение семьи по-прежнему было тяжёлым, необходимо было помогать матери и пяти младшим братьям и сёстрам. Ситуация осложнялась тем, что писатель страдал наследственным недугом – алкоголизмом.

О Леониде Андрееве заговорили как о писателе после выхода его рассказа «Бергамот и Гараська» (1898) – о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника Пасхи. Обращали на себя внимание своеобразие и яркая выразительность написанного.

Затем в 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-были». В том же году вышел дебютный сборник реалистических рассказов Леонида Андреева.

Поддерживают интерес читателей и критики к писателю его рассказы 1902 года – «Мысль» и «Призраки».

Рассказ «Бездна», впервые опубликованный в 1902 году в газете «Курьер», вызвал шок у большинства читателей и критиков. Андреев приобрёл скандальную известность.

Молодой писатель успел познакомиться с А. П. Чеховым (побывал у него в Ялте); подружился с М. Горьким и по его рекомендации вошёл в московское Литературное объединение «Среда».

Другие заметные рассказы Андреева тех лет – «Ангелочек» (1899), «Город» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Призраки» (1904).

Антивоенная повесть 1904 года «Красный смех» (по крайне тяжёлым впечатлениям писателя от русско-японской войны) – об ужасе и безумии войны, с элементами гротеска – принесла Андрееву известность за пределами России. Центральный образ произведения: в мире получил господство Красный (кровавый) смех: «Это красный смех. Koгдa земля сходит c ума, oнa нaчинaeт тaк cмeятьcя. Ты ведь знаешь, земля сошла c ума. Ha ней нeт ни цвeтoв, ни пeceн, oнa cтaлa кpyглaя, глaдкaя и кpacнaя, кaк гoлoвa, c кoтopoй coдpaли кoжy».

Расцвет творчества Андреева – годы революции 1905 года. Он принял её с восторгом: «Вы поверите: ни одной мысли в голове не осталось, кроме революции, революции, революции», – записал он в 1905 году. Помогал революционерам, за что подвергся преследованиям со стороны правительства.

Довольно быстро Андреев меняет взгляды на революцию. Уже в 1907 году он выпускает рассказы, где говорит о бесчестности, предательстве в революционных кругах: повесть «Иуда Искариот» (1907), рассказ «Тьма», в котором революционер предстаёт в «противном и злом освещении». После «Тьмы» Горький перестал общаться с Андреевым.

Пьеса «Жизнь человека» (1907) – философско-аллегорическая трагедия Андреева.

В «Рассказе о семи повешенных» (1908) Андреев показывает, что в результате бунта, в хаосе страдают многие люди, приносятся страшные жертвы.

С 1908 года Андреев подолгу живёт и работает в Финляндии, в собственном доме в деревне Ваммельсу.

Постепенно писатель принял сторону реакции. В 1914-1918 годы редактировал реакционную политическую газету «Русская воля».

В произведениях Андреева всё отчётливее звучат разочарование и скептицизм.

Остался незавершённым философско-этический роман Андреева «Дневник Сатаны», (опубликован в 1921). В глазах писателя современный человек ведёт себя хуже самого дьявола, поскольку и злее, и хитрее нечистой силы.

Отмечают роман 1911 года «Сашка Жегулёв», герой которого, интеллигент-одиночка не в состоянии противостоять жестокости и несправедливости мира.

Писал литературно-критические статьи.

Умер в 1919 году в Финляндии, куда окончательно эмигрировал сразу после октябрьской революции, открыто заявив о своем неприятии советской власти. Был похоронен в Ваммельсу, перезахоронен в 1956 в Ленинграде.

Главной темой его творчества стали осуждение социальной несправедливости и неравенства. Андреев серьёзно анализировал человеческую жизнь с точки зрения морали и философских учений.

Андреев – художник-психолог. Нередко он чрезмерен и беспощаден в своих оценках человека и жизни. Один из самых обсуждаемых писателей в русской литературе, чьё творчество сложно воспринять и оценить однозначно. Но точно можно назвать его летописцем несовершенства человеческой природы. Это «несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.» – одна из основных тем творчества Леонида Андреева.

В силу человеческого разума писатель-скептик не верит. Один из главных вопросов, которые его волнуют и даже мучают, – вера, духовность. Творчество Андреева считают во многом богоборческим, он развивает идею богооставленности.

Критик и историк театра Николай Эфрос писал: «Жадными, пылающими глазами впился Андреев в роковые, мучительные загадки жизни; лишь их следил, лишь их видел во всей сложности и многообразии бытия. И, не умея смириться перед ними, проклял. Проклял самые истоки жизни, потому что они – отравленные, от века сочат в мир человека яд высшей непобедимой неправды, опутали нерасторжимым злом».

В воспоминаниях писателя Николая Телешова, основателя Литобъединения «Среда», приводятся слова Андреева: «Горька бывает порой, очень горька участь русского писателя. Но великое счастье – им быть!»

Действует сайт, посвящённый творчеству писателя.

Л. Андреев, «Жизнь Василия Фивейского» (фрагмент, начало):

«I

Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок. Точно проклятый неведомым проклятием, он с юности нёс тяжёлое бремя печали, болезней и горя, и никогда не заживали на сердце его кровоточащие раны. Среди людей он был одинок, словно планета среди планет, и особенный, казалось, воздух, губительный и тлетворный, окружал его, как невидимое прозрачное облако. Сын покорного и терпеливого отца, захолустного священника, он сам был терпелив и покорён и долго не замечал той зловещей и таинственной преднамеренности, с какою стекались бедствия на его некрасивую, вихрастую голову. Быстро падал и медленно поднимался; снова падал и снова медленно поднимался, – и хворостинка за хворостинкой, песчинка за песчинкой трудолюбиво восстановлял он свой непрочный муравейник при большой дороге жизни. И когда он сделался священником, женился на хорошей девушке и родил от неё сына и дочь, то подумал, что все у него стало хорошо и прочно, как у людей, и пребудет таким навсегда. И благословил бога, так как верил в него торжественно и просто: как иерей и как человек с незлобивой душою.

И случилось это на седьмой год его благополучия, в знойный июльский полдень: пошли деревенские ребята купаться, и с ними сын о. Василия, тоже Василий и такой же, как он, черненький и тихонький. И утонул Василий. Молодая попадья, прибежавшая на берег с народом, навсегда запомнила простую и страшную картину человеческой смерти: и тягучие, глухие стуки своего сердца, как будто каждый удар его был последним; и необыкновенную прозрачность воздуха, в котором двигались знакомые, простые, но теперь обособленные и точно отодранные от земли фигуры людей; и оборванность смутных речей, когда каждое сказанное слово круглится в воздухе и медленно тает среди новых нарождающихся слов. И на всю жизнь почувствовала она страх к ярким солнечным дням. Ей чудятся тогда широкие спины, залитые солнцем, босые ноги, твёрдо стоящие среди поломанных кочанов капусты, и равномерные взмахи чего-то белого, яркого, на дне которого округло перекатывается лёгонькое тельце, страшно близкое, страшно далёкое и навеки чужое. И много времени спустя, когда Васю похоронили и трава выросла на его могиле, попадья все ещё твердила молитву всех несчастных матерей: «Господи, возьми мою жизнь, но отдай моё дитя!»

Скоро и все в доме о. Василия стали бояться ярких летних дней, когда слишком светло горит солнце и нестерпимо блестит зажжённая им обманчивая река. В такие дни, когда кругом радовались люди, животные и поля, все домочадцы о. Василия со страхом глядели на попадью, умышленно громко разговаривали и смеялись, а она вставала, ленивая и тусклая, смотрела в глаза пристально и странно, так что от взгляда её отворачивались, и вяло бродила по дому, отыскивая какие-нибудь вещи: ключи, или ложку, или стакан. Все вещи, какие нужно, старались класть на виду, но она продолжала искать и искала все упорнее, все тревожнее, по мере того как все выше поднималось на небе весёлое, яркое солнце. Она подходила к мужу, клала холодную руку на его плечо и вопросительно твердила:

– Вася! А Вася?

– Что, милая? – покорно и безнадёжно отвечал о. Василий и дрожащими загорелыми пальцами с грязными от земли нестрижеными ногтями оправлял её сбившиеся волосы. Была она ещё молода и красива, и на плохонькой домашней ряске мужа рука её лежала как мраморная: белая и тяжёлая. – Что, милая? Может быть, чайку бы выпила – ты ещё не пила?

– Вася, а Вася? – повторяла она вопросительно, снимала с плеча словно лишнюю и ненужную руку и снова искала все нетерпеливее, все беспокойнее.

Из дома, обойдя все его неприбранные комнаты, она шла в сад, из сада во двор, потом опять в дом, а солнце поднималось все выше, и видно было сквозь деревья, как блестит тихая и тёплая река. И шаг за шагом, цепко держась рукой за платье, угрюмо таскалась за попадьёй дочь Настя, серьёзная и мрачная, как будто и на её шестилетнее сердце уже легла чёрная тень грядущего. Она старательно подгоняла свои маленькие шажки к крупным, рассеянным шагам матери, исподлобья, с тоскою оглядывала сад, знакомый, но вечно таинственный и манящий, – и свободная рука её угрюмо тянулась к кислому крыжовнику и незаметно рвала, царапаясь об острые колючки. И от этих острых, как иглы, колючек и от кислого хрустящего крыжовника становилось ещё скучнее и хотелось скулить, как заброшенному щенку...».

1363
Автор статьи: Великанова Юлия.
Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ТОП НОВОСТИ

Великанова Юлия
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». 130 лет со дня рождения королевы детектива Агаты Кристи
15 сентября отмечается 130 лет со дня рождения английской писательницы, автора всемирно известных детективных романов, рассказов и пьес, создательницы знаменитых сыщиков Эркюля Пуаро и мисс Марпл - Агаты Кристи (1890–1976).
8062
Великанова Юлия
230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова
25 сентября 1790 года родился русский прозаик, один из создателей русского исторического романа, «русский Вальтер Скотт» - Иван Иванович Лажечников (1790-1869). А. С. Пушкин в письме И. И. Лажечникову писал о главном его романе «Ледяной дом»: «Поэзия всегда останется поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».
7144
Pechorin.net
«Короткая, романтическая, бесшабашная жизнь...». 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина
3 октября 1895 года родился русский поэт, «певец русской деревни», «национальный голос Руси», «волшебник русского пейзажа», «поэт с чувством родины» Сергей Александрович Есенин (1895-1925).
6503
Pechorin.net
«Русский академический журнал» - новый проект портала Pechorin.net
Литературный портал «Pechorin.net» объявляет о запуске нового просветительского проекта «Русский академический журнал», в рамках которого критики портала будут на постоянной основе обозревать толстожурнальную периодику, создавая мастерством собственного слова дискуссию вокруг литературных журналов - уникального явления русской культуры.
6098

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала