.png)
Не беспокойся, Козлодоев... бить буду аккуратно, но сильно.
Лёлик из к/ф «Бриллиантовая рука»
Статус кво
Классик однажды сказал, что критика религии есть косвенно критика «того мира, духовной усладой которого является религия»[1]. В наше время религия сдала свои позиции массовой культуре. Но фраза философа не потеряла актуальности, просто сегодня её надо понимать так: критика массовой культуры есть косвенно познание современного мира и проникновение в сознание обывателя, человека толпы.
К сожалению, современная критика отказалась от своих славных традиций и уронила своё имя. С одной стороны, она выродилась в узкопрофессиональные штудии, в нагромождение невразумительных псевдонаучных терминов. Такого рода «научные исследования» не дают науке ничего нового, не служат для приращения знания. Под лозунгом борьбы с «догматизмом, идеологической зашоренностью и мрачной помпезностью» в сущности был осуществлён отказ от идеалов, но при этом не от идеологии. Идеология такой критики — превознесение собственной цеховой избранности.
Такого рода критика убивает читательский интерес. Более того, она ему активно противостоит, ибо истинные тексты с её точки зрения должны быть понятны лишь избранным. Поэтому и читают их лишь узкие специалисты в столичном конгломерате «Москва-Петербург» да день ото дня истончающаяся прослойка преподавателей провинциальных вузов.
С другой стороны, мы имеем так называемую рекомендательную критику — разновидность (полу-)скрытой рекламы того или иного культурного продукта. Эта критика убивает в читателе доверие.
В результате широкие читательские массы всё более отходят от критики и серьёзной культуры вообще, выталкиваются в разряд потребителей масскульта.
Задача
И тем не менее задача познания действительности посредством культуры не теряет своей актуальности со времён Белинского, Герцена, Добролюбова и Чернышевского — разгрызать золочёную скорлупу произведений массовой культуры, чтобы вынести на всеобщее обозрение их идеологическую суть. Из этой предпосылки мы и выводим необходимость нового журнала.
Почему именно сейчас? По-хорошему, «Культурная критика» была нужна и прежде, но, похоже, именно сейчас интеллектуально-культурное поле достигло такой степени упадка, что пустота начинает зиять. И одновременно по мере углубления перемен в нашем обществе среди граждан усиливается запрос на познание окружающего мира, овладение им. Мы предлагаем лишь один из методов такого познания.
Однажды Герцен сказал о литературной критике: «Литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни. Появление замечательной книги составляло событие; критики и антикритики читались и перечитывались с тем вниманием, с которым, бывало, в Англии или во Франции следили за парламентскими прениями»[2]. В наше время появление новой книги уже не составляет общезначимого события, но критика даже ничтожного произведения может принести немало пользы и массу ценных знаний.
Чему там учат нас магнаты заокеанской «фабрики грёз» и их отечественные эпигоны? Какой лапшой наделяют они развесистые уши наших сограждан?
Впрочем, не стоит относиться к массовой культуре как к чистой пропаганде. Просто художественные произведения создаются живыми людьми, нашими современниками, со своими убеждениями, заблуждениями и страхами. Все их тайные помыслы находят выражение в их творчестве, будь то литература, кино или даже музыка и танцы.
Наконец, само понятие культуры следует понимать расширительно: культура не исчерпывается искусством. К ней следует отнести широкий спектр гуманитарных наук и концепций, культуру повседневного общения, культуру наших праздников, образы прошлого, настоящего и будущего и т. д.
Для кого
На кого ориентируется «Культурная критика»? Не «на только лишь тех» (как сказал другой «классик»), кто профессионально занимается литературоведением или культурологией. Наш читатель примерно тот же, для которого творили Писарев и Салтыков-Щедрин — это образованный человек, неравнодушный к вопросам культуры и общества, стало быть, мы ориентируемся на более широкую, прежде всего провинциальную, аудиторию. Это преподаватели школ и вузов, студенты, писатели, библиотекари, художники, культурологи, историки, писатели, даже врачи, если угодно.
Нашего читателя искусство интересует не само по себе, а в качестве инструмента познания. В конечном счёте его интересует сама действительность, в которой необходимо ориентироваться и действовать. С этой точки зрения позволим себе назвать нашего читателя даже не интеллектуалом, а интеллигентом. Ибо интеллектуал — это работник умственного труда, клерк, а интеллигент — это просветитель, гуманист, человек с убеждениями и принципами.
Так что писать будем ясно и понятно, но с достаточной степенью обоснованности и доказательности.
Конечно, «партийный» читатель задаст нам резонный вопрос: «А сами вы чьих будете? Вы за нас или за них?» Ответим: мы не «патриоты» и не «либералы». Мы — диалектики, то есть мы понимаем, что даже в самом серьёзном заблуждении имеется крупица правды, и на основе этой правды мы готовы строить диалог с представителями разных школ, направлений мысли, разных поколений.
При этом мы отдаём себе отчёт, что в современном обществе, наполненном противоречиями, «на всех друзей не угодишь — себе лишь только навредишь». Если наш подход отпугнёт чуждую нам часть аудитории, но позволит теснее сблизиться с нашим читателем — это более чем достойная плата.
Увидеть себя
Что мы имеем предложить своей аудитории? Мы убеждены, что истинное знание — это сила, значит, мы хотим помочь нашему читателю стать сильнее, независимее по отношению к различного рода идеологиям, защитить свой мозг от давления масскульта за счёт анализа и разоблачения последнего, даже просто почувствовать, что он не один противостоит миру «попсы».
Но главное, мы претендуем на то, чтобы разглядеть и выявить связь между культурой и жизнью. Если уж многие вопросы становятся для нас «невозможными» или слишком запутанными, то культура — это зеркальный щит, с помощью которого Персей смог приблизиться к горгоне Медузе.
Нам предстоит понять наших современников, постичь себя, увидеть отражёнными в зеркале культуры. Что дальше делать с этим ценным и не всегда приятным для нашего самолюбия знанием — это уже зависит от вас, уважаемые читатели. Редакция и авторы «Культурной критики» не претендуют давать рекомендации в этом отношении.
Впрочем, тут уместно ещё раз процитировать классика: «Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы – не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком»[3].
Так и мы не намерены покинуть читателя наедине с ужасающими ликами современного масскульта, ибо задачи нашего издания не исчерпываются анализом и критикой современной культуры.
Направления работы
Что мы понимаем под «живым цветком»? Истинно достойные произведения наших современников, а также классику. Мы намерены заняться популяризацией первых и актуализацией второй и не только в форме отдельных рецензий, но и в форме составления обзоров и библиографий дабы помочь читателю сохранить разум в эпоху информационного шума.
Ведь именно о нашей классике сказал Горький: «Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников»[4].
Наконец, последний, но не менее важный раздел «Культурной критики» будет посвящён теме литературной учёбы. Те читатели, которые сами пробуют или планируют попробовать себя на поприще художественной словесности, получат ценные советы от современных мастеров слова с педагогическим опытом. Тот, кто желает бросить вызов корифеям массовой культуры, должен заметно превосходить их мастерством, ибо не может состязаться с ними ни в материальной подпитке, ни в технических средствах.
Мы приглашаем всех неравнодушных и мыслящих людей различных возрастов к сотрудничеству. Страницы «Культурной критики» открыты для мэтров и дебютантов, отдельная рубрика будет зарезервирована для критических опытов школьников.
Вместе будем будить живых. А мёртвые пусть хоронят своих мертвецов.
И, наконец, пара слов о названии. При внешней простоте в нём заложен дополнительный посыл: «критика», но «культурная», «культурная», но всё же «критика». Как и заявлено в эпиграфе, бить будем «аккуратно, но сильно».
[1] К критике гегелевской философии права. М.: РИЦ Литература, 2007. С. 44.
[2] Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т 2, С. 227.
[3] К критике гегелевской философии права. М.: РИЦ Литература, 2007. С. 44.
[4] Горький М. Разрушение личности.
Сайт проекта: kulturkritik.ru
Присылать письма и материалы можно по адресу kulturkritik.ru@yandex.ru.
Но прежде рекомендуем ознакомиться с нашим манифестом. Если вам близки наши взгляды — добро пожаловать в команду!

