.png)
Концепция «отрицательной способности» Джона Китса – или пребывание в неопределенности – сейчас нужна как никогда
(Ульяна Зайцева, перевод с английского: Richard Gunderman, The Conversation, Feb. 22, 2021)
Концепция «отрицательной способности» Джона Китса – или пребывание в неопределенности – сейчас нужна как никогда.
Ричард Гундерман неспроста напоминает нам о наследии величайшего классика Джона Китса – о его концепции «отрицательной способности». В наш век глобальной поляризации всего и вся легко впасть в заблуждение, будто всё в мире можно разбить всего лишь на 2 полюса. Стоит только определить, чью сторону занимает человек, как тут же можно сделать о нём всеобъемлющий вывод, быстро и без усилий. «Отрицательная способность», напротив, предполагает умение пребывать в неопределённости, неведении, замешательстве и, несмотря на дискомфорт, продолжать изучать неизвестное, не делая о нём никаких поспешных выводов.
Джон Китс умер 200 лет назад, 23 февраля 1821 года, когда ему было всего 25 лет. Несмотря на столь короткую жизнь, он по-прежнему считается одним из лучших поэтов, писавших на английском языке.
Тем не менее, помимо таких шедевров, как «Ода соловью» и «Осени», наследие Китса включает в себя замечательную концепцию – то, что он назвал «отрицательной способностью».
Идея заключается в том, чтобы не спешить выносить суждение о том, что ещё недостаточно познано. Эта концепция сегодня столь же важна, как и тогда, когда он впервые её сформулировал.
Китс потерял почти всю свою семью из-за инфекционной болезни, туберкулеза, которая позже унесёт и его жизнь. Как и многие люди в наши дни, чей мир пандемия COVID-19 перевернула с ног на голову, поэт познал пронзительное чувство неопределённости жизни.
Китс родился в Лондоне в 1795 году. Его отец разбился, упав с лошади, когда Китсу было всего 8 лет, а мать умерла от туберкулёза, когда ему было 14. Он начал изучать медицину, будучи ещё подростком, сначала в качестве подмастерья у одного местного хирурга, а позже – студента-медика в больнице Гая, где он ассистировал на операциях и помогал самым разным людям.
Однако, завершив учёбу, Китс решил заняться поэзией. В 1819 году он написал многие из своих величайших стихотворений, не получивших, впрочем, широкого признания при жизни поэта. К 1820 году он заразился туберкулёзом и перебрался в Рим, где надеялся излечиться благодаря более тёплому климату. Однако спустя год он умер.
Китс изобрёл термин «отрицательная способность» в письме к своим братьям Джорджу и Тому в 1817 году. Вдохновлённый работами Шекспира, он описывает это состояние как «умение пребывать в неопределенности, незнании, сомнениях, при этом не бросаясь судорожно на поиски фактов и причин».
Слово «отрицательная» здесь не несёт уничижительного подтекста. Напротив, оно подразумевает способность сопротивляться желанию немедленно найти объяснение тому, чего мы не понимаем.
Вместо того чтобы сделать немедленное заключение о событии, идее или человеке, Китс советует оставаться в сомнениях и продолжать внимательное исследование, чтобы во всей полноте понять то, с чем мы столкнулись. В этом он предвосхищает работу нобелевского лауреата, экономиста Даниэля Канемана, который предостерегает от наивного убеждения, будто «то, что ты видишь – есть всё, чем оно является».
Неплохо также потратить некоторое время на то, чтобы рассмотреть явление с разных сторон. В комедиях Шекспира есть множество персонажей, которые выдают себя за других людей, то и дело выносятся ложные суждения, в том числе и по поводу пола действующего лица. Китс напоминает нам, что мы скорее получим новые знания, если перестанем считать, будто знаем всё, что нам нужно знать о людях, и перестанем предвзято распределять их по заранее заготовленным ящичкам.
Отрицательная способность – это и о важности смирения. Это то, что Китс описывал как «способность к позволению». Ещё Сократ в «Апологии» Платона полагал, что менее всего способны к узнаванию нового те люди, которые думают, будто и так всё знают. И, наоборот, те, кто охотно подвергают сомнению свои предположения и меняют взгляды, наиболее близки к новым озарениям.
Китс считал, что мы никогда не сможем до конца понять этот мир, не говоря уже о том, чтобы его контролировать. По его мнению, нам следует любой ценой избегать гордости и высокомерия, – что особенно актуально теперь, когда мир столкнулся с такими проблемами, как изменение климата и COVID-19.
В то же время информационные технологии дают каждому желающему мгновенный доступ ко всему массиву человеческих знаний. Безусловно, Интернет – это путь к знаниям. Но в то же самое время в нем беспорядочно распространяются дезинформация и пропаганда, часто исходящие от тех, кому выгодно разобщать людей.
Необоснованная самоуверенность, разумеется, мешает чёткому пониманию действительности.
Наш век часто называют веком поляризации всего и вся: женщин и мужчин, черных и белых, либералов и консерваторов, религии и науки. Поэтому очень легко автоматически поддаться поверхностному предположению, будто бы всех людей можно разделить на два лагеря. Похоже, главенствует суждение о том, что, коль скоро можно определить, чью сторону занимает тот или иной человек, то и нет необходимости дальше вникать в суть вопроса.
В противовес этой тенденции Китс полагает, что люди всегда сложнее, чем их характеризует любая демографическая категория или партийная принадлежность. Он предвосхищает идеи ещё одного нобелевского лауреата, писателя и философа Александра Солженицына, который писал, что мир не делится на хороших и плохих парней. Напротив, он состоит из удивительно сложных и иногда даже внутренне противоречивых людей, каждый из которых способен как на хорошее, так и на плохое:
«Если бы всё было так просто! Если бы где-то обитали некие злодеи, коварно творящие злые дела, и достаточно было бы отделить их от всех нас и уничтожить. Но грань, разделяющая добро и зло, проходит через сердце каждого человека. А кто готов уничтожить частичку своего сердца?» (А. И. Солженицын).
Неопределенность вызывает дискомфорт. Часто возникает соблазн – перестать задумываться над сложными вопросами и поспешно перейти к выводам. Но Китс советует поступать иначе. Вместо того чтобы поддаться искушению отвергать и презирать других, можно открыть в себе способность находить в людях черты, достойные сочувствия или восхищения.
Со временем эти люди даже могут стать нашими друзьями.
Источник: The Conversation.
.jpg)
.jpg)