"
Небыкова Алина 16.06.2020 21 мин. чтения

«Композиторы рождаются для того, чтобы оставить плоды своего труда потомкам, стране и цивилизации»

Интервью с Татьяной Алексеевной Чудовой - композитором, педагогом, профессором Кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Заслуженным деятелем искусств РФ, членом Союза композиторов РФ, лауреатом Премии Ленинского комсомола СССР (1984), автором более 500 сочинений, среди которых: 3 балета, 6 симфоний, 16 опер, 2 симфонические сюиты; 2 концерта для фортепиано с оркестром; сюиты для оркестра русских народных инструментов; хоровые и камерно-инструментальные сочинения; вокальные циклы; обработки народных песен; более 200 произведений для детей.

Интервью подготовила Алина Небыкова.

Татьяна Алексеевна, в 2019 году в Малом зале Московской консерватории прошёл большой юбилейный концерт, в котором прозвучали ваши сочинения разных лет. Я была на этом концерте. Полный зал. Великолепные исполнители. Невероятные слова и поздравления в ваш адрес. Какие чувства вы испытали в тот день?

Я испытала радость! Прежде всего, от того, что я 50 лет работаю в консерватории – лучшем ВУЗе мира, выпустила за это время более 250 студентов-композиторов. Мои бывшие ученики рассредоточены по разным странам, многие из них занимают ключевые посты в сфере образования и культуры: возглавляют музыкальные издательства, являются ректорами консерваторий и директорами филармоний, есть среди них и министры культуры. Получив фундаментальное образование в МГК им. П. И. Чайковского, они несут культуру в массы на местах, принося пользу нашей стране и планете. Многие присутствовали на моем юбилейном концерте и выразили свою благодарность лично.

Татьяна Чудова с Владимиром Спиваковым, Рахманиновский зал МГК.

Вы имеете непосредственное отношение к «преподавательскому древу», идущему от Н. А. Римского-Корсакова. Педагогическая династия выстраивается следующим образом: вы были ученицей Т. Н. Хренникова, Т. Н. Хренников учился в классе у В. Я. Шебалина, В. Я. Шебалин - у Н. Я. Мясковского (однокурсника и близкого друга С. С. Прокофьева), а Н. Я. Мясковский был учеником Н. А. Римского-Корсакова.

Какие традиции великих предшественников удалось сохранить?

Все они - очень крупные масштабные композиторы. У одного Н. Я. Мясковского написано 27 симфоний! Всех их объединяет то, что они очень русские по музыке и честные по отношению к творчеству. Работали независимо от того, будет ли их работа оплачена. Не могли жить, не сочиняя музыку. Писали партитуры руками, не давая себе поблажек. Когда ты видишь, как трудится твой профессор, ты невольно перенимаешь это. Вероятно, это и есть та традиция, которую мы, их воспитанники, унаследовали.

Татьяна Чудова с Тихоном Хренниковым. 1965 год, консерватория, класс N 26. Хор «Не бойтеся, куры-гуси».

По словам Софии Губайдулиной, «самое ценное для композитора - достигнуть своего собственного звучания». У вас это получилось. Манера вашего композиторского высказывания очень современна и, вместе с тем, узнаваема. Как бы вы сами ее охарактеризовали? И что, по вашему мнению, является самым ценным для композитора?

Я согласна с Соней Губайдулиной. Помимо этого, я считаю ценным для композитора опору на традиции и яркое новаторство – поиск новых интонаций, новых образов, гармоний, сочетаний диссонансов и консонансов. На этом я и основываюсь. Чтобы проявлять новаторство, необходимо хорошо знать возможности инструментов, обладать неуемной фантазией и классическим образованием. Музыкальные критики отмечают, что при всей сложности моего музыкального языка и музыкальной ткани везде прослушивается русская основа. А еще меня отличает желание разными методами развивать материал. Поэтому больше всего в своих сочинениях, где есть сонатная форма, я люблю разработку. Я приветствую разумный авангард - яркий, неожиданный, образный, непредсказуемый. Но меня не устраивает, когда авангард переходит из сфер художественных в неэстетические формы и становится неразумным.

Татьяна Чудова с композитором Георгием Свиридовым.

Текст открытки, написанной Георгием Васильевичем  Свиридовым:

«Милая Татьяна Алексеевна!
Слушал по TV (и смотрел) Вашу песню
в исполнении чудесного хора Мешко!
Это было до того хорошо, что проняло до слёз.
Как - просто, современно, свежо, красиво.
Продолжайте в этом же духе, здесь есть стиль и собственная манера.
Желаю Вам дальнейших успехов!
Г. Свиридов».

Как поменялась ваша жизнь на карантине?

Пришлось приспособиться к технике, занимаясь со студентами дистанционно. Тем не менее, удалось сделать экзаменационную программу и подготовить дипломников. На карантине я успела написать Концерт для гобоя с оркестром, который исполнит мой старший сын Иван.

Ефрем Подгайц считает, что «масштаб композитора состоит в том, чтобы быть способным написать разнохарактерную, диаметрально противоположную музыку: как Моцарт - трагичный «Реквием» и радостную «Свадьбу Фигаро». Вы согласны с этим высказыванием?

Да, согласна. Настоящий композитор должен уметь написать детскую пьеску и взрослую лирико-романтическую песню, и тут же уметь поработать над оперой, балетом или симфонией.

Чудова Татьяна. Консерватория, студенческие годы.

Вам повезло учиться в классе по композиции у невероятно масштабных и обладающих разными композиционными методами и мышлением мастеров - Юрия Александровича Шапорина и Тихона Николаевича Хренникова. Что вы взяли как композитор и как человек от каждой из этих личностей?

В классе Ю. А. Шапорина я проучилась полтора года. Это был потрясающий по достоинству и благородству человек, потомственный дворянин. Называл своих студентов исключительно на «Вы» и по имени отчеству, воодушевлял нас. Ученик всегда чувствовал интерес преподавателя к его личности, доверие, искреннее уважение, веру в талант.

Незадолго до смерти Шапорин писал сонату для фортепиано. Ему было больше 80-ти лет, но он фанатично и темпераментно играл отрывки из этой сонаты, показывая нам, своим студентам, как преданно нужно относиться к своему делу и творчеству. Юрий Александрович воспитал целую плеяду заметных профессионалов высочайшего уровня: Родиона Щедрина, Андрея Волконского, Олега Янченко. В Шапорине меня поражали его масштаб и невероятно вдумчивая скрупулёзная длительная работа над произведением, с вытачиваем деталей. Например, над оперой «Декабристы», которая много лет шла в Большом театре, он работал 25 лет!

После кончины Шапорина меня распределили в класс Т. Н. Хренникова. Тихон Николаевич сыграл огромную роль как человек и как музыкальный наставник в моей судьбе. Сначала я была его студенткой, потом аспиранткой и более 30 лет - ассистенткой. Для меня это профессиональный отец. Полное согласие и слияние музыкальных вкусов. Помню нашу первую встречу. Я постучалась в класс. Профессор за роялем, вокруг него студенты. Он пригласил меня войти и спросил, могу ли я сыграть своё произведение, которое нравится мне больше всего. Я сыграла на рояле и спела хор на народные стихи в русском стиле «На речке на озере», написанный после приезда из фольклорной экспедиции. Это был очень хороший педагогический ход, чтобы узнать мой вкус и понять, в какую сторону со мной идти. Тихон Николаевич очень любил и оберегал своих учеников. Всегда стоял за повышенные оценки в качестве поощрения. Почти не делал мне замечания, а если и делал, то в очень тактичной форме, дабы не разрушить эту тонкую связь между учеником и учителем. Хренников уделял большое внимание мелодической линии, работал быстро, легко. От нас требовал, чтобы мы писали яркие запоминающиеся мелодии.

На посту председателя Союза композиторов СССР Т. Н. Хренников сделал очень много добрых и полезных дел: помогал своим сотрудникам получать квартиры, издавать ноты, обеспечивал работой, способствовал созданию оркестров, организации залов, получению именных стипендий, пенсий, премий. Тихон Николаевич создал «Музфонд» СССР, издательство «Советский композитор», при нем было создано радио, транслирующее произведения молодых композиторов, работала специальная репертуарно-редакционная комиссия Министерства культуры, которая приобретала новые сочинения композиторов, обеспечивая тем самым заработок всем членам Союза. Союз композиторов СССР при Тихоне Николаевиче стал настолько авторитетной организацией, что по ее примеру были созданы аналогичные организации в 15 союзных республиках, а затем и в других соцстранах: Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Югославии, ГДР и др.

Татьяна Чудова с деканом композиторского факультета МГК им. П.И. Чайковского Кобляковым А. А.

Музыка и литература неразрывно связаны. Какие литературные сюжеты вам уже удалось воплотить в музыке, и что ещё в планах?

Моя дипломная работа – опера-балет по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», где реальные герои – оперные певцы, а нереальные герои (Чернавка, месяц-дружок, солнце, буйный ветер) – танцоры балета. Еще одно сочинение из ранних, – одноактная опера «На деревню дедушке» по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Есть опера «Русские женщины», написанная на стихи Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина и поэтов-декабристов.

За последние три года мною написано 12 опер, почти все из них - на литературные сюжеты: «Чацкий» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; «Откровения недоросля» по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»; «Аэлита» на марсианском языке (для меццо-сопрано, гобоя, вибрафона и электроники) по одноименному фантастическому роману А. Н. Толстого, «Бедная Лиза» (для сопрано, флейты, скрипки, арфы и фортепиано) - по сентиментальной повести Н. М. Карамзина, «Голова профессора Доуэля» (для бас-баритона и фортепиано на струнах) по научно-фантастическому роману А. Р. Беляева. Самая свежая работа – опера «Сон Татьяны» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - еще не была исполнена, и только ждет своего концертного часа.

Эпистолярный жанр, воплощённый в музыке, - довольно редкое явление. Ваша одноактная опера «Фон Мекк - Чайковский», основанная на переписке великого композитора и русской меценатки, покровительствующей ему, - сложное историко-биографическое произведение, описывающее личные переживания и отношения двух главных героев. Чем обусловлен выбор этой темы? И как вы пришли к такой потрясающей композиторской находке, дав самостоятельные роли внутренним голосам - альтер эго П. И. Чайковского и Н. Ф. Фон Мекк?

За год до 150-летия МГК им. П. И. Чайковского ректорат консерватории вывесил объявление о том, что композиторскому факультету было бы хорошо отметить эту дату сочинениями, связанными с именем Петра Ильича Чайковского. Идея написания оперы по письмам возникла тут же, поскольку я была знакома с перепиской Чайковского и Фон Мекк с детства (в возрасте 12 лет моя мама читала мне эти письма). Я снова перечитала все эти восемьсот двенадцать писем и прочувствовала, что это - диалог двух глубоко несчастных людей с трагической судьбой, даже, несмотря на то, что у Петра Ильича творческая судьба сложилась очень благополучно. А еще я поняла, что они писали друг другу письма об одном, а думали о другом. Поэтому родилась идея написать партии двух Чайковских и двух Фон Мекк. Таким образом, первая пара (сопрано и тенор) – это реальные герои - Петр Ильич и Надежда Филаретовна, а вторая пара (меццо-сопрано и бас-баритон) – их мысли, чувства, поступки. Либретто я делала сама с расчетом на четверых исполнителей.

Татьяна Алексеевна Чудова после классного вечера, зал имени Н. Я. Мясковского.

2019 год в России был объявлен годом Ивана Крылова - великого русского писателя, поэта, баснописца. 250 лет со дня рождения! Расскажите о своих операх на сюжеты его басен. Сложно ли было работать с этими текстами?

Все мои самые любимые с детства басни Крылова - «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица» - стали операми. Я специально написала их для моей семьи, главные партии исполняют Юлия Макарьянц – невестка (партия меццо-сопрано), Иван Паисов – старший сын (партия гобоя), Анна Шкуровская – дочь (партия арфы и ударные), Алексей Воронков – друг семьи (партия фортепиано). В этих операх я тщательно разрабатываю каждую фразу в музыке. Текст получает большое музыкальное раскрытие. Важно, что эту музыку надо не только слушать, но и смотреть, поскольку все это представляет собой вокально-инструментальный театр, детально срежиссированный мной.

Татьяна Чудова после классного вечера с дочерью Анной Шкуровской и студенткой Алиной Небыковой. Консерватория, Зал имени Н. Я. Мясковского, 4 марта 2017 г.

Должно ли поле творчества композитора оставаться неприкасаемым?

Начинающему композитору важно советоваться с либреттистами, балетмейстерами, старшими коллегами. Я считаю, что опытному композитору с большим стажем не нужны внедрения. Я могу учесть пожелания исполнителя, чтобы ему было удобнее играть или петь. За каждую ноту я не держусь и легко могу пойти на изменения и исправить неудобный пассаж. Стараюсь не писать того, что невозможно исполнить.

Известно, что Михаил Глинка не уважал взгляд на искусство, принятый в светском обществе. Восхищаясь искусством, великосветские любители презирали в нем самое главное, – труд, как признак жалкого ремесла, недостойного истинного художника. Отсюда возникло и ложное понимание вдохновения, как творчества без труда. Повинуясь понятиям, принятым в свете, Глинка и сам нередко разыгрывал из себя вдохновенного музыканта и стыдливо прятал свой труд от других. В гостиных он появлялся как беззаботный художник, а дома работал, как труженик. Отсюда его знаменитая цитата: «Труд художника должен оставаться незаметным для публики». Наверняка вы тоже сталкивались с тем, что не все способны оценить композиторский труд. Расскажите об этом. И согласны ли вы с М. И. Глинкой?

До конца чаяния и труд композитора не могут понять даже очень близкие и родные люди. И оценить наши переживания по поводу того, что на практике наши замыслы часто бывают далеки от воплощения. С таким я, конечно, сталкивалась. Досадно и то, что в государственном реестре-перечне профессий нет профессии композитора. Хотя все консерватории мира учат и выпускают композиторов. Все это, безусловно, сказывается и на уважении к данному виду деятельности и вознаграждении за наш труд.

Концертный зал имени Н. Я. Мясковского. После концерта к 115-летию со дня рождения В. Я. Шебалина с вокальным ансамблем «Arielle» под управлением Эльмиры Дадашевой. 10 июня, 2017 год.

Вы стали лауреатом Премии Ленинского комсомола в 1984 году за трилогию симфоний «Советской молодежи посвящается». Хочется узнать подробнее об этом сочинении.

Эта трилогия – три симфонии-столпа для юношества. Первая симфония по повести «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара - для младшего возраста, вторая симфония по роману «Как закалялась сталь» Николая Островского - для среднего возраста и третья симфония по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия» – для взрослых ребят. Мне всегда очень нравились образы главных героев этих книг. Расчет был на то, что младшее поколение, послушав первую симфонию, написанную простым музыкальным языком, в более старшем возрасте захочет послушать две другие части трилогии, - то есть, постепенно перейти к более сложной музыке.

Альфред Шнитке говорил о некоторых своих сочинениях так: «Песни войны и мира» - самое неудачное сочинение. «Поэма о космосе» - наказание (сочинение исполнено не было). Септет не имеет право жить». Есть ли среди ваших сочинений такие, которыми вы недовольны?

Я довольна всеми своими сочинениями. Все мои работы были исполнены, и я в них абсолютно уверена.

Татьяна Чудова, 2019 г.

Какие музыкальные произведения великих композиторов на известные литературные сюжеты вы считаете самыми сильными?

Я считаю совершенно гениальными оперы «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» М. И. Глинки, оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама», оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам», оперы Д. Д. Шостаковича «Нос» и «Катерина Измайлова», балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица», оперу Р. К. Щедрина «Мертвые души». Из произведений зарубежных композиторов это - оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Енуфа» Леоша Яначека и оперы-буфф В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». А среди сочинений наших современников хочется отметить работы Владимира Тарнопольского - оперу «Три сестры», написанную в 1999 году (в мюнхенской постановке ее название «Когда время выходит из берегов»), мультимедиа-оперу «По ту сторону тени» (2015), «Маятник Фуко» для большого ансамбля (2004), оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» (2009) и «Ермак» (2019), опера Мечислава Вайнберга «Пассажирка» (1968), оперу ушедшего в этом году Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита» (1972).

Великие композиторы - это те композиторы, которые выводят свою национальную музыку на международный уровень. Среди русских композиторов первому это удалось сделать Михаилу Глинке. По сей день музыка Глинки и других русских композиторов, среди которых - П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, является самой исполняемой в мире. Удалось ли кому-то из современных авторов вновь придать русской музыке мировое значение?

Это удалось моим современникам Родиону Щедрину, Альфреду Шнитке, Софии Губайдулиной, Эдисону Денисову, Владимиру Тарнопольскому, Георгию Свиридову, Владимиру Рубину, Николаю Корндорфу. А, несомненно, предстоит Юрию Воронцову, Андрею Миките, Сергею Жукову, Екатерине Кожевниковой, Валерии Бесединой, Владимиру Горлинскому, Николаю Хрусту, Ольге Раевой, Ольге Бачихиной.

Татьяна Чудова с профессором Владимиром Тарнопольским, 2019 г.

Композитор - носитель культуры. Он создаёт настроение аудитории и ведёт ее. Однако сегодня все сложнее не быть ведомым публикой. Как не позволить культурному уровню публики влиять на то, что ты создаёшь?

Композитор должен вести просветительскую деятельность, основываясь на своём творчестве. Необходимо проводить свою линию окультуривания публики, стремиться пропагандировать хороший вкус. Это не значит, что нужно всем советовать слушать только серьезную, академическую музыку. Я считаю, в музыке нет плохих жанров, но есть плохое воплощение: примитивизм, пошлость, ходульность, вторичность. В «легкой» музыке можно обнаружить прекрасные воплощения, равно как можно столкнуться с плохой, вторичной симфонией. Публике нужно учиться находить настоящее искусство в любых жанрах.

Татьяна Алексеевна со своей ученицей Алиной Небыковой. Консерватория, 35 класс, 2017 г.

Эдисон Денисов считал, что «музыка проникает туда, куда даже слово не может проникнуть. Это тот вид искусства, который глубже всего затрагивает душу». Согласны ли вы с этим утверждением?

Согласна. Звук – это поток частиц, энергетический поток. Когда слушаешь в зале симфонию, колоссальный поток этой энергии, идущий от каждого инструмента, улавливается тонкими материями нашего организма и устремляется к нашей душе, которая в этот момент выступает антенной в этом физическом процессе. Когда поток соответствует красоте и наполненности, человек испытывает счастье, и такая музыка является созидающей, она исцеляет. Есть музыка, вызывающая негативные вибрации, она действует разрушающе.

В своих мемуарах Игорь Стравинский пишет, что хореограф Михаил Фокин называл его балет «Жар-Птица» «его музыкальным сопровождением» к «моей хореографической поэме». Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным?

Такого у меня не было. Всегда было единство с хореографами, режиссерами, балетмейстерами, поэтами, исполнителями. Были случаи заимствования моих сюжетов.

Вы родились в семье музыкантов. Трое ваших детей также являются продолжателями династии - все они профессиональные музыканты. Был ли период, когда вы учили своих детей сочинять музыку? И имеет ли кто-то из них опыт написания собственных произведений?

Мой отец Алексей Акимович Чудов окончил МГК им. П. И. Чайковского как скрипач и трубач. Отец сочинял эстрадную музыку, которую играли в кинотеатрах перед началом сеанса. Мама была домристкой, окончила музыкальное училище им. Октябрьской революции (ныне МГИМ им. А. Г. Шнитке). У нас в доме всегда звучала музыка. Когда у меня родились дети, все они обнаружили музыкальные способности и абсолютный слух. Старший сын Иван играет на гобое, средняя дочь Анна - на арфе, младший сын Антон – на флейте. Все окончили Московскую консерваторию и Российскую академию музыки им. Гнесиных. Иван работает в Большом театре, Театре Наталии Сац и преподает в Академии им. Гнесиных. Аня работает в консерватории и ведет активную концертную деятельность. Антон играет на всех видах флейт, имеет консерваторский диплом дирижера, является основателем камерного оркестра «Antonio-orchestra» и много концертирует.

Все мои дети с детства писали музыку. Иван взял первое место на детском конкурсе за свою сюиту для фортепиано «День индейской деревни». Аня в детстве написала сочинение для арфы «Шествие царицы Нефертити» и сама его исполняла. У Антона есть несколько сонат. Младший сын написал больше всего музыки. Впоследствии сольная инструментальная жизнь поглотила их, времени на сочинительство не осталось. Но все они одарены в плане композиции. Шестеро моих внуков тоже учатся музыке. И это уже пятое поколение музыкантов в моей семье.

Алексей Акимович Чудов.

Что бы вы посоветовали молодым композиторам? Есть ли то, от чего вы хотели бы их предостеречь?

Совет такой: раз уж Господь Бог, жизнь и родители наделили вас способностью писать музыку, вы должны сделать все, чтобы реализовать свой талант! Композиторы рождаются для того, чтобы оставить плоды своего труда потомкам, стране и цивилизации. Перед Богом нужно будет за это отчитаться. Бог спросит: я дал тебе талант. Ты должен был написать мне 9 симфоний. Не написал? Тогда полезай в ад!

Предостеречь же могу молодых композиторов только от подчинения своего творчества материальному. Труд и энергия творца, вложенные в сочинения, не пропадут никогда. Сочинять нужно ради того, чтобы сочинять. Придет время, и все будет исполнено.

#интервью #эксклюзив
Автор статьи:
Небыкова Алина. Российский композитор, кандидат наук, продюсер, основатель и идеолог музыкального проекта Sattva Project, глава продюсерского центра «АВА Медиа Групп».
комментариев
24.06.2020
Спасибо за отзыв)) приятно приносить пользу))
20.06.2020
Спасибо большое за качественную и профессиональную работу. Было очень интересно узнать о трудностях и успехах творческого одаренного человека, внёсшего большой вклад в развитее музыкального искусства и воспитание и образование молодых музыкантов. Интервью содержит много интересных фактов из музыкальной жизни нашей страны. Рекомендую к прочтению молодым , увлекающимся и творческим людей. Спасибо

Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы оставлять комментарии.

Вам также может быть интересно
  • Пролиткульт. Радиопрограмма «Аватар автора». Интервью с Павловым Олегом Николаевичем

  • «Я очень этого боюсь — превратиться однажды в монстра». Интервью с писательницей Юлией Линде

  • Мастерская русского слова и русских смыслов Захара Прилепина

  • Пролиткульт. Радиопрограмма «Аватар автора». Интервью с Евгением Петровичем Касимовым

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?
Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале. Тексты принимаются по адресу: [email protected]. Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Хочу быть в курсе последних интересных новостей и событий!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных, согласно политике конфиденциальности.