.png)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 (3) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, его отец был председателем земской управы.
По семейной легенде в роду отца были шотландские или скандинавские моряки, перебравшиеся в Россию.
Детство будущего поэта прошло в родовой усадьбе. Об этом Бальмонт позднее напишет в автобиографическом романе «Под новым серпом» (Берлин, 1923). Учился в Шуйской гимназии, но в 1884 году его исключили, поскольку он состоял в революционном кружке. Окончил Владимирскую гимназию в 1886 году.
В Московском университете (на юридическом факультете) проучился недолго – участвовал в студенческих беспорядках. Некоторое время проучился в Ярославле, в Демидовском юридическом лицее. Затем отказался продолжать «казенное образование».
В 1885 году Бальмонт познакомился с писателем В.Г. Короленко, оказавшим большое влияние на будущего поэта. В том же году состоялась первая публикация Бальмонта в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.
В Ярославле в 1890 году Бальмонт издал свой дебютный «Сборник стихотворений», оригинальные стихи и переводы. Книга не вызывала интереса, позднее автор уничтожил весь тираж.
Брак с Л.М. Горелиной оказался неудачным. В результате бытовых и семейных проблем у Бальмонта случилось нервное расстройство, вызвавшее попытку самоубийства. Выбросившись из окна, поэт повредил себе ногу (хромота сохранилась на всю жизнь). После инцидента потребовался год на восстановление. В 1923 году Бальмонт так написал об этом периоде: «И когда наконец я встал, душа моя стала волной, как ветер в поле, никто уже не был над ней властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом» («Воздушный путь», Берлин).
Начало творческого пути литератора было напряжённым: он занимался переводами, писал публицистику, сотрудничал в газетах и журналах.
В 1894 году вышел сборник «Под северным небом» (считается его первой книгой). Критики написали об изяществе формы, музыкальности, особом поэтическом даре Бальмонта. Через год вышел сборник «В безбрежности», в 1898 – «Тишина».
В своих ранних книгах поэт серьёзно увлечен техникой стиха, его музыкальностью, звучанием. В поэзии Бальмонта много романтических переживаний, изменчивого настроения, мимолётности бытия.
В 1896 году женился на переводчице Е.А. Андреевой. Вместе они провели два года в Европе, путешествуя по разным странам. Впечатления от путешествия 1886–1887 годов – в стихах из книги «Тишина».
После возвращения в Россию выходят его новые книги «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1905), он становится известным и модным поэтом. Это – время его творческого подъема. Н.А. Тэффи писала: «Россия именно была влюблена в Бальмонта. Все от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилевской губернии знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дама, гимназистки переписывали в тетрадки…».
Размышляя о новой поэзии, Бальмонт считал, что нужно искать «новых сочетаний мыслей, красок и звуков». Поэт стремился создать лирику «современной души», многоликой.
После публичного выступления со стихотворением «Маленький султан» Бальмонт был выслан из Петербурга. Некоторое время проводит в своей усадьбе в провинции, затем вновь отправляется за границу. В 1903 году вернулся в Москву.
Издательство «Скорпион» в 1904–1905 годы выпустило двухтомник сочинений Бальмонта. В 1905 году последовал сборник «Литургия красоты. Стихийные гимны». В том же году вышла книга, посвящённая дочери Нине (Нинике) – «Фейные сказки».
Новое путешествие – в США и Мексику. В путевых заметках и очерках отражены его впечатления. Также Бальмонт сделал переводы мифов племен ацтеков и майя.
В 1905 году создавал произведения антимонархического толка (сборники «Стихотворения» (1906), «Песни мстителя» (1907)). Писал для большевистской газеты «Новая жизнь» и для парижского издания «Красное знамя».
В революционном движении Бальмонт ощущал возможность свободы. И политика, и власть как таковая были ему скорее ненавистны, как он сам признавал.
Книги его были запрещены к распространению в стране, сам он уехал на 7 лет из России, этот отъезд он считал политической эмиграцией, сильно тосковал по Родине.
Там увлекся изучением русской и славянской старины – Перелагал былины и сказания на «декадентский» лад. Такие произведения вошли в книги «Злые чары» (1906), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» (1909). Также были изданы сборники «Птицы в воздухе» (1908) и «Хоровод времен» (1909).
Все эти книги критики признали рассудочными, стилизация воспринималась как избыточная и утомительная. Поэт грешил однообразием, самоповторами и недостатком вкуса и меры.
В 1912 году Бальмонт совершил кругосветное путешествие. В 1913 году ему удалось вернуться в Россию по политической амнистии. Неофилологическое общество устроило поэту торжественную встречу, приуроченную к 25-летию его творческой деятельности.
Ездил по стране с лекциями, бывал в Грузии, где изучил грузинский язык. Бальмонт владел множеством языков, они давались ему с лёгкостью. По свидетельству М. Цветаевой – «изучив 16 (пожалуй) языков, говорил и писал он на особом, 17 языке, на бальмонтовском».
Теоретический труд Бальмонта о поэзии – книга «Поэзия как волшебство» – вышел в 1915 году.
Писал литературно-критическое статьи и эссе о творчестве русских и западноевропейских поэтов.
Занимался сонетом, в 1917 году вышел сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны».
Свержение самодержавия Бальмонт принял с восторгом, революцию – резко негативно. Диктатуры пролетариата он – свободный человек – принять не мог. В 1918 году выпустил книгу «Революционер я или нет?» В ней он выразил свой протест против октябрьских событий 1917 года.
Вплоть до 1920 года жил в Москве, сотрудничал с советскими журналами, выступал с лекциями, пережил трудные голодные годы. В 1920 году с женой Е.К. Цветковской и дочерью Миррой Бальмонт навсегда уехал из России, отъезд спас поэта от невыносимых нищенских условий жизни.
За границей жил в Париже, а также в небольших городах на побережье Атлантического океана. В 20-е–30-е годы плодотворно работал. Писал для парижских и прибалтийских газет. Читал лекции, в том числе в Сорбонне. Материально жилось очень трудно.
Книга Бальмонта «Где мой дом» – собрание «очерков о порабощённой России», написанных в 1920–1923 годы.
Продолжал писать стихи. Выпустил сборники «Марево» (1922), «Моё – ей» (1924), «В раздвинутой дали» (1929).
Интересовался славянской культурой, много переводил национальных поэтов Польши, Болгарии, Чехословакии, Хорватии и Сербии, где ему удалось побывать в начале 30-х годов. «Северное сияние» – «стихи о Литве и Руси» (1931) и «Голубая подкова» (1935) – «стихи о Сибири».
Книга «Светослужение» (1936–1937) стала итоговой в творчестве поэта.
Писал много, но, по признанию исследователей, в поэзии развивался мало.
Тяжело переживал разлуку с Родиной. В одном из писем бывшей жене признавался: «В Москву мне хочется всегда, а днями бывает, что лежу угрюмый целый день, молча курю, думаю о тебе, о Нинике, о великой радости слушать везде русский язык, о том, что я русский, а не гражданин вселенной и уж меньше всего гражданин старенькой, скучненькой, серенькой Европы».
С 1932 года страдал душевным расстройством. Последние годы провёл в клинике. Скончался в 1942 году. На памятнике в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем написано четыре слова: «Константин Бальмонт – русский поэт».
В историю литературы Бальмонт вошел как видный представитель старшего поколения русских символистов. В лучших произведениях Бальмонта звучат наслаждение и восторг бытия, пробуждения, весны, любви и красоты, высокий дух. Они необыкновенно музыкальны. Его любовные строки удивительно лиричны; пейзажная лирика глубока и философична.
Как переводчик Бальмонт подарил русскому читателю английскую, французскую, испанскую поэзию, стихи славянских поэтов Европы, грузинские и армянские стихотворения и поэмы.
В статье «О лирике» (1907) Александр Блок писал: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе»…».

