Кира Грозная о венке сонетов Олега Гаценко
Венок сонетов... Неужели и сегодня есть кто-то, умеющий создавать такие формы? Венок сонетов в наши дни ‒ такой же антиквариат, как консольный или ломберный столик, выполненный в стиле модерн. Зачем, кому он нужен, спросят читатели поколения зумеров. В качестве компьютерного стола использовать неудобно, да и в современный интерьер с мебелью из IKEA никак не впишешь.
Оказывается, есть поэт (а быть может, и поэты?), способный подарить читателю такой поток образов, что хватит на целый венок, и создать столько осязаемых картин, что потребуется по меньшей мере картинная галерея.
Олег Гаценко посвятил свой венок сонетов творчеству замечательного художника Ивана Айвазовского, в частности ‒ серии его «крымских» работ, находящихся в Феодосийской картинной галерее, носящей имя художника. И это необычно, по крайней мере, для меня. Нечасто все же встречаются такие тандемы поэтов с художниками, к тому же настолько органичные, как у Гаценко. И в основном авторы венков сонетов избирают иную тематику (например, любовную).
Так, Валерий Брюсов составил один из самых известных венков сонетов из посвящений любимым женщинам и их именам. А советский поэт и прозаик Владимир Солоухин написал свой знаменитый венок о жизни и о вечных ценностях, о том, как сохранить душу молодой и не предать свои идеалы, поддавшись бурям и невзгодам. Строки из его венка становились своего рода путеводителем для молодых, ищущих свой путь:
Себя другим в угоду не иначь.
Они умней тебя и совершенней,
Но для твоих вопросов и задач
Им не найти ответов и решений.
Призвав в «соавторы» выдающегося художника Айвазовского, раскрыв перед читателем свою душу, переполненную любовью к героическому и удивительно красивому Крыму, Олег Гаценко создал удивительно «художественный» и образный венок.
«Безвременность иллюзии конечна», «Оставь надежду, путник, без борьбы / Ты примешь смерть, душою воскресая», «Художник приоткрыл в былое ставни / На полотне блистательным мазком»... Поэта хочется цитировать ‒ это ли не признак настоящей поэзии?
У автора есть свои особенности. Так, магистрал (пятнадцатый сонет) он ставит первым. Впрочем, это не существенно, ‒ а может, так даже и лучше для восприятия. Помню, я всегда чувствовала удивление и даже оторопь, когда читала магистрал, завершающий любой мастеровитый венок сонетов. Да, чтобы сохранились и смысл, и форма, чтобы пятнадцатый сонет был квинтэссенцией всей структуры, нужно быть поистине Мастером. Наверное, Олег Гаценко больше бы удивил своих читателей, если бы магистрал завершал, а не открывал подборку. Впрочем, это лишь субъективное мнение.
Зрелые поэты всегда осознают, на чьем поле сажают свои цветы, растущие, конечно, вовсе не «из сора». (Ахматова писала о том, что прекрасным и достойным включения в поэтический контекст могут быть самые простые, даже неказистые вещи). Стихи, написанные нашими современниками-поэтами, произрастают из плодородной почвы, уже взлелеянной и возделанной великими. Сонеты Олега Гаценко отсылают к поэзии Брюсова и Бальмонта, и при этом чувствуется его огромная любовь к Пушкину. Автор венка сонетов ‒ приверженец высоких традиций отечественной словесности, человек начитанный, образованный и тонкий. Иными словами ‒ поэт не современный, не «трендовый».
Мне показались излишними исторические и литературоведческие примечания в конце. Хотя, может быть, если художественное произведение, помимо всего прочего, выполняет просветительскую функцию, если оно предназначено не только для обычных читателя, но и для литературоведов и искусствоведов, то в этом случае комментарии и ремарки нужны, даже необходимы.
По прочтении хочется заметить: большая работа проведена! Я понимаю, что подобный отзыв вряд ли способен обрадовать поэта, но в данном случае по-другому и не скажешь. Ведь сонеты Олега Гаценко ‒ это в первую очередь огромный труд, в котором прослеживаются личностные качества автора: скрупулезность, точность, ответственность литератора за каждое слово и каждый образ. А как педантично, с такой инженерной тщательностью выстроен венок! Молодым авторам, рифмующим зачастую случайные слова ‒ для звучности, и считающим свои «подмалевки» (термин Елены Литвинцевой) уже завершенными стихотворениями, безусловно, есть чему поучиться у такого мастера.
Прочитать стихи Олега можно по ссылке.
Грозная Кира: личная страница.
Олег Гаценко Юрьевич, родился в 1964 году в г. Уфе. В 1986 году закончил Военно-Космическую академию им. А.Ф. Можайского в г. Ленинграде. Проходил службу на различных должностях в Вооруженных силах, полковник. После увольнения перешёл на руководящую работу в Государственную корпорацию «Ростех». Известный ученый в области информационных технологий и защиты информации, доктор технических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств, автор более 200 научных работ.
Является активным участником творческого проекта «Высоким слогом о тебе, мой Крым», одним из основателей творческого проекта «Корона корон сонетов», посвященного 300-летию первого Русского сонета и 800-летию Мирового сонета.
Стихи опубликованы в различных альманахах и сборниках, автор книги стихов «Я сердце свое обнажаю стихами» - 2020г. Победитель, лауреат и финалист различных поэтических конкурсов, проводимых российскими и международными литературными объединениями и Литературной газетой.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.