«Картинные девушки. Музы и художники. От Рафаэля до Пикассо»
Станислав Секретов о новой книге Анны Матвеевой (Москва, АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020 г.)
Одним из самых массовых онлайн - флешмобов прошедшей весны стала «Изоизоляция». Вынужденно сидя дома, люди пытались повторить образы, представленные на полотнах живописцев разной степени известности. Чем популярнее шедевр, тем больше желающих его воспроизвести. К примеру, по хештегу #изоизоляция в социальных сетях можно было увидеть десятки вариаций на тему «Девушки с жемчужной серёжкой» Вермеера. Но кем была в реальности та девушка с оригинала знаменитой картины?
Модная интернет-акция позволила не только развлечься, но и заняться самообразованием. Многие интересовались историей создания полотен, обращались к биографиям художников и, конечно, пытались выяснить, кто же конкретно на них изображён.
Если оценивать происходящее именно с этих позиций, то книге Анны Матвеевой «Картинные девушки» несказанно повезло с датой выхода, – появилась она аккурат перед всеобщим уходом на самоизоляцию. В новой работе писательницы представлены «музы и художники от Рафаэля до Пикассо». Лучшее чтение в то время, когда главные музеи и галереи мира закрыты на карантин.
Готов биться об заклад, что впервые идея создания «Картинных девушек» посетила Анну Матвееву, когда она работала над романом «Завидное чувство Веры Стениной» или сразу после его выхода. Эта книга, увидевшая свет пять лет назад, буквально дышит живописью – произведениями художников разных культур и эпох. Героиня романа великолепно разбирается в искусстве, вся её жизнь – череда бесконечных пейзажей и портретов. Всё, что творится вокруг, Вера Стенина воспринимает исключительно через призму сюжетов картин.
После появления этого романа поклонники стали предлагать писательнице создать альбом Веры, в котором можно было бы собрать упомянутые в нём репродукции шедевров мировой живописи с комментариями автора и соответствующими цитатами из «Завидного чувства...». И Матвеева прекрасный замысел реализовала, правда, совсем иначе. «Картинные девушки» – увлекательные жизнеописания великих живописцев и их натурщиц. «Стать музой для гения, запечатлеться в веках, оставив свой след (весьма изящный), в литературе, музыке и живописи – многие женщины о таком лишь мечтают». Но кое-кому это отлично удалось.
В каждом эссе автор сводит две биографии. К слову, похожий принцип Матвеева уже использовала в сборнике «Горожане», где попарно сближала судьбы известных екатеринбуржцев. «Картинные девушки» – отнюдь не энциклопедия, а живая история искусств, сама жизнь, представление тех, чьи лица и фигуры прошли сквозь столетия, и тех, благодаря кому это непосредственно произошло. О ком-то за минувшие века уже было немало написано – выходили биографические исследования, труды искусствоведов и обширные мемуары. Но сведений о некоторых – крупицы, к тому же, разбросаны они по множеству источников. Матвеева эту информацию бережно собирает и перерабатывает, снабжая её массой любопытных фактов.
Скажем, из книги можно узнать, какие узы связывали музу Сандро Боттичелли и человека, чьё имя получили сразу два континента. Прекрасная Симонетта в шестнадцатилетнем возрасте вышла замуж за своего ровесника Марко. Спустя три десятка лет его двоюродный брат Америго отправится в большое путешествие и докажет, что Колумб в 1492 году открыл не новый морской путь в Индию, а новый континент. И Новый свет в итоге будет назван Америкой - в честь Америго Веспуччи. Его двоюродной невестки к тому моменту уже давно не будет в живых, -в двадцать три года Симонетта Веспуччи умрёт от чахотки. Но её образ сохранится в памяти Боттичелли: художник изобразит Симонетту на нескольких своих полотнах.
Представляя «главных» муз великих живописцев, Матвеева пишет и о тех картинных девушках, которые оставили в их биографии, быть может, и не самый яркий след, однако вошли в мировую историю как-то иначе. Например, девяносто лет назад имя Анны Ахматовой почти никому ни о чём не говорило – её слава на тот момент была ещё впереди. Но именно тогда случилось важное знакомство с Амедео Модильяни. Для гениального итальянского художника судьбоносным оно не стало, хоть и сохранился один из его рисунков, на котором изображена Ахматова. Сама поэтесса, точнее – поэт, ведь слово «поэтесса» Ахматова не признавала, – «сожалела о том, что Модильяни в пору их знакомства еще не рисовал обнаженную натуру». Так и хочется порассуждать о прошлом в сослагательном наклонении…
Матвеева рассказывает о том, почему первую известную в мировой истории натурщицу прозвали «жабой», какие капризы были у «картинных девушек» и каким образом некоторые художники и их музы «воссоединялись» после смерти. Но не будем раскрывать всех секретов. В каждом из восемнадцати очерков, составивших книгу, читателей ждут интереснейшие находки, и совершить свои открытия лучше самостоятельно. Да и погрузиться можно в любую культуру и любую эпоху, – хоть в древние времена, хоть в завершившийся не так уж давно ХХ век.
Автор знакомит нас с теми, кто вдохновлял Праксителя, Рубенса, Модильяни, Ренуара и Врубеля, – виновницами слома традиций в искусстве, чьи образы сегодня украшают коробки конфет и даже коврики для мышек. Матвеева посвятила свою книгу памяти ушедшего два года назад российского художника Виталия Воловича, с которым она дружила и к советам которого всегда внимательно прислушивалась.
Интересно проследить, как в разные эпохи менялись идеалы женской красоты. Отдельных натурщиц и сегодня можно назвать красавицами и восхищаться ими так же, как столетия назад. Но другие картинные девушки по нынешним меркам обладали весьма заурядной внешностью. Если читатель вдруг позабыл упомянутые картины, то можно рассмотреть репродукции на цветной вкладке в книге.
Что же заставило великих живописцев обратить внимание именно на этих девушек? Матвеева задается подобным вопросом в каждом эссе, пытаясь, с одной стороны, разгадать секреты притягательности натурщиц, ответить, что наполняло их жизнь, были ли они счастливы или несчастны, о чем грустили и переживали, а с другой, - разобраться в темпераменте гениев искусства, чтобы понять глубинные причины их выбора.
Так, портреты Мизии Серт писали Тулуз-Лотрек, Ренуар, Боннар и еще несколько художников. Французский писатель Поль Моран назвал Мизию «пожирательницей влюбленных в нее гениев». Конечно, о вкусах не спорят, но красоткой ее назвать сложно, да и характером мадам Серт, по воспоминаниям современников, отличалась весьма непростым, при этом, поклонялись ей многие. Видимо, дело в большей степени все же во внутренней силе, бьющей ключом энергии, привлекавшей к яркой личности многих поклонников.
Волей-неволей напрашиваются сравнения с сегодняшними королевами Инстаграма – лидерами по числу подписчиков, просмотров и лайков. Кажется, история повторяется, и все же есть сомнения в том, что их имена и образы сохранятся в веках. Впрочем, кто знает? «Потом все умрут, их забудут – а ты будешь смотреть из рамы на потомков, загадочно улыбаться и всё так же крепко сжимать в руке этот треклятый кувшин...» (А. Матвеева, От автора.)