Иван Родионов о произведениях Юрия Тубольцева

03.08.2022 4 мин. чтения
Родионов Иван
Рецензия Ивана Родионова - поэта, литературного критика, учителя русского языка и литературы, колумниста литературных журналов «Отчий край», «Перископ», «Бюро Постышева», интернет-портала «ГодЛитературы.РФ» - на поэзию Юрия Тубольцева.

В поэзии (да и в прозе, чего уж там) наиболее сложны жанры и приёмы неочевидные и, казалось бы, простые и даже пустяшные. Хороший рассказ написать часто сложнее, чем роман. А удачное юмористическое и оптимистическое встречается реже хорошего трагического и депрессивного.

Много ли вы знаете современных признанных мастеров стихотворных малых форм – тем более форм игровых, юмористических? Можно ли сейчас впрячь в одну телегу, условно говоря, Омара Хайяма и Фаину Раневскую?

В первую очередь в голову приходит имя Игоря Губермана с его едкими и часто мизантропическими зарисовками. У Ольги Арефьевой была книга «Одностишийя» – попытка околоабсурдистских одностиший. Из сетевых авторов вспоминается Егор Труфанов и его «егорики» – почти гарики, но более хулиганские и злые. Есть ещё полуанонимные мастера «пирожков», «порошков» и тому подобного с вполне себе остроумными текстами – хоть и не всегда. Навскидку, это всё. Концептуалистов и сопутствующих поэтов мы здесь не берём – слишком другие у них цели высказывания.

Почему так мало? Всё банально. Во-первых, при минимуме объёма увеличивается значимость каждого слова. Проходных и необязательных слов быть не должно, техническая составляющая таких текстов должна быть на высочайшем уровне – всё видно. Во-вторых, юмор не должен быть плоским, а игра слов обязана быть неожиданной и свежей. Наконец, у автора должен быть свой запоминающийся почерк, то самое «лица необщее выраженье», по которому читатель всегда мог бы его опознать.

Очень сложная задача, не правда ли?

Юрий Тубольцев по всем этим параметрам – в самом начале творческого пути, удачи в его текстах соседствуют с неровностями, и качнётся ли этот маятник в сторону узнаваемого и сколько-нибудь значимого явления – предсказать сложно.

А теперь по порядку.

Вот удачный пример компактности – ничего лишнего. Даже убрано из последнего предложения дополнительное «я». Звучит!

Я сунул в нос звезду
И обжёгся.

С тех пор прикрываю нос от звёзд.

Так и дальше. Когда автор предельно минималистичен (в текстах про пробел, про завявшее – вместо засохшего, что кажется очень удачным – дерево), стихи звучат. Иногда как-то даже по-обэриутски.

А вот не очень хороший пример:

Я разбитый на много осколков
Не земной, не возможной любви.
В плотских ласках, ты знай, нету толку.
Ты желание умертви!

И космическим чувством живи.

Почему это плохо?

Бог с ними, с орфографическими и пунктуационными неурядицами. Здесь в предпоследней строке неожиданно и как-то неоправданно ломается анапест – а в третьей строке, создаётся ощущение, «нету» вместо «нет» вставлено для того, чтобы в этот самый анапест попасть. Выглядит очень небрежно. Рифмы самые проходные и не удивляют, а образы и словарь... «Осколки» стали поэтическим моветоном, кажется, сто лет назад. Но самое грустное – нет ни одного неожиданного слова, оборота, приёма.

То же и с игровым словотворчеством. Очень неровно. Есть удачи (выражения вроде «кривопутия» или «лыка в строку») , а есть «лжеотраженья квазилиц» – т.е. предсказуемость.

Интересно ещё вот что. Юмористические и абсурдистские строки выглядят у автора более удачными, чем попытки в сложность или трагизм.

Ну и главное. Всех этих «творцов», www (игры с адресами доменов были популярны, кажется, лишь на заре интернета), тем более все эти осколки, кривые зеркала, прямые тропы, мечты, которыми откроешь дверь – надо вычищать. Эти выражения настолько истрепались, что не значат почти ничего. А если поэзия не даёт читателю ничего нового, неожиданного и свежего – зачем она?

Ну и, конечно, с техническими моментами (когда «слезы капают с ресницы» вместо «ресниц» – ради рифмы и размера) тоже нужно быть аккуратнее.

Как писал Маяковский, поэзия – та же добыча радия: в грамм добыча, в год труды. И если от подборки останется «Я открыла тик-ток, недоразвит ты, браток» и ещё три-четыре остроумных текста, это нормально и правильно. А проходное и необязательное... лучше без него.


Иван Родионов: личная страница

Юрий Тубольцев, современный поэт-неврифмист и минькатурист, афористик и эклектик, философ, амбасcадор минимализма, культуртрегер, мастер абсурдной миниатюры и парадоксальных сценариев, постфутурист, авангардист, писатель и публицист. Закончил Государственный Университет Управления по специальности менеджмент, Высшую Школу Европейских Культур по специальности культурология.

872
Автор статьи: Родионов Иван.
Родился 03.03.1986 в г. Котово Волгоградской области. Живет в г. Камышине Волгоградской области. Учитель русского языка и литературы, поэт, критик. Колумнист литературных журналов «Отчий край», «Перископ», «Бюро Постышева», интернет-портала «ГодЛитературы.РФ». Публикации в журнале «Новый мир». Автор книги «сЧётчик. Путеводитель по литературе для продолжающих». Победитель, лауреат, финалист множества различных российских и международных литературных премий. Среди них: Международный литературный Волошинский конкурс (лонг-лист, 2017), премия «_Литблог» от «Большой книги», ВШЭ и Creative writing school (финалист, 2019), премия «Лицей» (лонг-лист, 2020) и др.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9779
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8910
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7383
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6420

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала