Юрий Козлов о рассказах Вячеслава Нескоромных

04.07.2023 7 мин. чтения
Козлов Юрий Вильямович
Рецензия Юрия Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета» - на сборник рассказов Вячеслава Нескоромных «У студёной реки».

Сборник рассказов «У студёной реки» представляет собой однотомник вполне качественных и интересных произведений на разные темы. Здесь и приключенческая повесть, давшая название сборнику – «У студёной реки». И (в духе Ивана Ефремова) рассказы на «геологическую» тему: «Буль и Усала», «Федя-байкер», «У острова своя загадка». И – притчевые повествования на экзотическом этнографическом материале: «Ивакак Паналык – ищущий с копьём» – из жизни эскимосов и чукчей; «Катись монетка золотая» – из жизни пастухов-аратов; «Весёлая тувинская песня». Есть в сборнике фантастическая, опять-таки в духе Ивана Ефремова, повесть о путешествии во времени – «Гипербазиты», где путешествующий по Алтаю герой оказывается в далёком прошлом среди скифов и хунну.

Здесь же рассказы о сегодняшней жизни: «Симфония ре-минор», «Спешите жить», «Но у нас был навигатор», «Новый формат отношений», «Жизни кипение». Есть и «мистический» рассказ – «Сон». И – затрагивающий тему репрессий российских немцев – «Карл». В состав сборника также включён ряд небольших философских эссе и этюдов на разные темы. Интересна историческая проза автора – «Несостоявшаяся дуэль» – о сложных отношениях Пушкина и известного бретёра и дуэлянта Фёдора Толстого, прозванного современниками «американцем». В рассказе, правда, перепутана дата путешествия Толстого в составе русской дипломатической миссии, закончившейся для него высадкой на Камчатке – не 1703, а 1803 год. Скорее всего, это опечатка.

Вячеслав Нескоромных – вполне состоявшийся, талантливый литератор, свободно работающий в разных жанрах. В своём творчестве он опирается на многолетний профессиональный опыт (геолог, доктор наук, преподаватель ВУЗа, наставник студентов). Это придаёт его прозе достоверность. Писатель хорошо владеет жизненным материалом, уверенно (в большинстве произведений) работает со словом. И, что важно, является приверженцем классической русской литературной традиции: пишет о «малых сих» с симпатией, видит в героях, прежде всего, нормальные и объяснимые с точки зрения логики, характеры, отношение к жизни, побудительные мотивы тех или иных действий.

Поскольку речь идёт об опытном литераторе, видимо, имеет смысл внимательно рассмотреть состав разнопланового сборника, чтобы автор был представлен в нём наиболее интересными и удачными в литературном смысле произведениями. Составление сборника из написанных в разные годы рассказов – дело непростое. Сборник должен «играть», держать читателя в напряжении, постоянно открывать ему особенности дарования автора.

В этой связи повесть, давшая название сборнику «У студёной реки», представляется мне несколько ученической по своему сюжету и стилистике. Она, несмотря на детективную линию, напоминает не столько художественное произведение, сколько «изложение», когда действие определяется не столько внутренней логикой характеров, диалогами героев, то есть художественными средствами, сколько объяснениями самого автора. Например: «Михаил, после такого проявления своей человеческой сути, для Студента стал уже Михой – как-то сразу поубавилось уважения. Более близкое знакомство выявило некоторую несерьёзность, которую подчеркивал и достаточно нелепый внешний вид. Неказистый, нескладный, в очках с толстенными линзами Миха не производил впечатления серьезного человека, а выходка с револьвером проявила его душевную незрелость» (стр. 11). Или: «Григорий сник. Да, он отлично понимал, что допустил много нарушений и последний случай показал, что он был в шаге от серьёзных последствий из-за своих плохо исполненных обязанностей» (стр. 17). Не представляется удачным и описание пробуждающихся взаимных симпатий между Студентом и Наташей: «Если было время, то уходили вверх по течению реки и на берегу, на огромном удобном камне, просиживали часами и говорили, говорили и о том, и этом. Разговоры сменились робкими касаниями, затем объятиями, поцелуями. Голова летела по кругу, и мир вокруг казался добрым, правильным и очень понятным» (стр. 19). А вот как описывается подготовка к нападению на инкассаторов: «Утром, позавтракав, в партии приступили к работе, а когда все разошлись по местам, Виктор, сделав нужные распоряжения, ушел скрытно к зимовью нагруженный тяжелым и достаточно мощным инструментом готовящегося преступления» (стр. 31).

В стиле «изложения», когда внутренняя пружина сюжета подменяется авторскими описаниями, написан и рассказ о современных молодых людях «Симфония ре-минор». Он схематичен: есть «трудная», ищущая себя девушка, есть сугубо отрицательный персонаж – Павел, и «идеальный принц» – Игорь. Не без жестоких приключений, перейдя от Павла к Игорю, девушка обретает счастье и смысл жизни, а Игорь после нападения на него Павла проявляет милосердие, забирает из милиции заявление. В результате Павел отправляется не в тюрьму, а в военкомат.

Можно исключить из сборника малоформатные эссе, они хороши для отдельного чтения. Так, к примеру, публиковали свои «Мгновения» и «Камешки на ладони» Юрий Бондарев и Владимир Солоухин. Впрочем, некоторые эссе, к примеру, «Нашла коза на камень», больше напоминают этюды, заметки из записной книжки.

Несколько наивным представляется и рассказ «Чудоярви» – о том, как в туристической поездке в Карелию при посредничестве местной озерной призрачной сущности, типа русалки, помирились рассорившиеся, было, муж и жена. К недоработкам прозы Вячеслава Нескоромных можно отнести некоторую облегчённость концовок в ряде рассказов, когда читателю не вполне понятно, как, собственно, повлияли пережитые испытания на героев, как изменили их характеры, к каким выводам они в конечном итоге пришли.

Удачными мне показались рассказы о прошлом: «Скрепы жизни», «Подарочки», «Сердце подскажет, вовек не накажет». Автор умело погружает читателя в мир простых и ясных человеческих чувств и житейских истин, показывает доброту, внутреннюю цельность героев через их повседневный быт, труд, отношение к детям и внукам. Хорош рассказ о пожилом немце («Карл»), честном труженике, хлебнувшим горя в послевоенном СССР.

Автору удаётся притчевая, в стиле «магического реализма» проза: «Ивакак Паналык – ищущий с копьём», «Катись монетка золотая». Здесь видны и характеры, и суровая к героям правда жизни. Серьёзный философский смысл присутствует в рассказах «Спешите жить», «Карабола». В то же время рассказ «Жизни кипение» больше напоминает заготовку, набросок для будущего произведения.

Повесть «Гипербазиты», несмотря на не вполне удачное название, читается с интересом, также как и «мистические» рассказы «Сон», «У острова своя загадка», «Федя-байкер». Вячеслав Нескоромных со знанием дела пишет о животных – собаках, волках, медведях, сусликах, что также следует отнести к достоинствам его прозы.

Нет претензий к его «бытовым» рассказам: «Осоловёнок», «Старая прялка». Достойны включения в сборник и «Несостоявшаяся дуэль», «Буль и Усала» (название, правда, я бы порекомендовал изменить).

В принципе речь идёт о прозе состоявшегося писателя. Конечно, дело автора – какие произведения включать в сборник, но, думается, лучше ориентироваться на самые удачные вещи. Буду рад, если мои рекомендации пригодятся.

Рассказы «Карл», «Несостоявшаяся дуэль», «Осоловёнок», «Спешите жить», «Сон» вполне подходят для публикации в сборнике «Современный российский рассказ» журнала «Роман-газета». Но это как решит автор.


Pechorin.net поздравляет автора: рассказы Вячеслава Нескоромных будут опубликованы в очередном сборнике «Современный российский рассказ» журнала «Роман-газета».


Юрий Козлов: личная страница

Вячеслав Нескоромных. 1958 года рождения, профессор Сибирского федерального университета, доктор технических наук, заведующий кафедрой, ведущий специалист в области технологии и техники геологоразведки. Автор ряда учебников, монографий, изобретений и научных работ в области геологической разведки, лауреат Премий Главы города Красноярска и Правительства Красноярского края в области науки и образования, лауреат конкурсов на лучшую научную книгу, лауреат конкурса РИА имени Первопечатника И. Федорова, Почетный работник ВПО РФ. Родился на Алтае, на Камчатке закончил школу, учился и работал в Иркутске и Красноярске, знаком со многими местами Сибири, Дальнего Востока, Якутии. Автор художественных и публицистических работ, очерков, рассказов и книг «А путь и далек, и долог…», романов «Сны командора», «Завет Адмирала», «Алмазные грани», лауреат литературных конкурсов «Голос Севера», «Русский Гофман», «Триумф короткого сюжета», «Лебеди над челнами», «Петроглиф», «Добрых сердец» и др.

747
Автор статьи: Козлов Юрий Вильямович.
Прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий, литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9780
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8910
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7385
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6550

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала