Историк и сказочник. Грани творчества Вильгельма Гауфа

18.12.2020 4 мин. чтения
Леднева Дарья
Вильгельма Гауфа знают как автора волшебных сказок, где тесно переплетены реальность и чудеса. Но только ли сказки писал Гауф? И так ли просты его сказки?
Историк и сказочник. Грани творчества Вильгельма Гауфа

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарде. Когда мальчику было семь лет, умер его отец, и тогда мать Гауфа вернулась в родительский дом в Тюбингене.

Гауф много времени проводил в дедушкиной библиотеке за чтением романов Вальтера Скотта и сказок братьев Гримм. Позже под влиянием шотландского романиста он напишет роман «Лихтенштайн», а чтение сказок  подтолкнёт его к созданию собственных.

Гауф учился в монастырской школе, затем в университете Тюбингена (кстати, в Тюбингене учился и встретил свою возлюбленную Георг, герой романа «Лихтенштайн»).

Гауф окончил университет со степенью доктора богословских наук. Однако становиться священником он не собирался и поступил репетитором к детям барона Эрнста фон Хюгеля.

Для своих воспитанников Гауф сочинял сказки, которые затем были напечатаны в «Альманахе сказок для сыновей и дочерей знатных сословий» (за 1926, 1927 и 1928 годы).

Сказки Гауфа составляют три сборника: «Караван», «Александрийский шейх и его невольники», «Харчевня в Шпессарте».

В «Караване» к путешествующим купцам присоединяется таинственный всадник; путники, чтобы развлечься на привалах, рассказывают удивительные истории и сказки, и, что самое интересное, одна из историй раскрывает тайну и судьбу таинственного всадника, который, оказывается, сыграл роковую роль в судьбе одного из купцов!

В сборнике «Александрийский шейх и его невольники» каждый год в день исчезновения своего сына и наследника шейх отпускает на волю несколько рабов в надежде, что кто-то будет так же щедр и великодушен к его пропавшему сыну. На прощание невольники рассказывают сказки.

Тут надо заметить, что некоторые сказки – это скорее реальные истории, в которых нет ни фей, ни волшебных предметов, но где обстоятельства сложились настолько чудесным или странным образом, что можно заподозрить влияние неких высших сил. В сборнике затронута и тема Наполеоновских войн, которая глубоко волновала Гауфа... Но вернётся ли сын шейха? Ведь было предсказано, что день скорби станет днём великой радости.

Гауф, будучи философом, рассуждает на страницах книги о природе сказки. Эти рассуждения автор отдаёт старику-мудрецу из сборника «Александрийский шейх»:

«Внимая... вымыслу, придуманному другим, вы сами творили вместе с ним. Вы не задерживались на окружающих предметах, на обычных своих мыслях – нет, вы все сопереживали: это с вами самими случались чудеса все, – такое участие принимали вы в том, о ком шёл рассказ. Так ваш дух витал вольней и свободнее в неведомых горних сферах...»

Герой сказки «Холодное сердце» Петер Мунк сваливает все свои несчастья на Стеклянного Человечка. У него совершенно нет чувства ответственности. Во всём он винит других, но себя – никогда. Петер убеждён, что достичь успеха можно только с помощью сверхъестественных сил. И, хотя Стеклянный Человечек пытается вразумить Петера, герой ищет лёгкого пути и думает, что только богатство принесёт ему счастье, но оно приносит одни несчастья.

Ведь сказка не только рассказывает о чудесах, но и напоминает человеку о доброте в его сердце, учит сочувствию и позволяет пережить нечто поистине прекрасное. Сказка – это учение о жизни, герою сказки предстоит пройти испытания, чтобы познать самого себя и стать лучше.

Гауф не только сказочник. В 1824 году он анонимно опубликовал поэтический сборник под названием «Военные и народные песни», куда, помимо фольклорных произведений немецких романтиков, включил и два собственных стихотворения.

Дальше Гауф спародировал литературную манеру двух современных немецких писателей. «Отрывки из мемуаров сатаны» (подражание Гофману) внимания публики не привлекли, а вот история с длинным названием «Человек с Луны, или сердечные порывы есть глас судьбы» спровоцировала скандал, и дело даже дошло до судебного разбирательства. Гауф зло высмеял витиеватый слог Генриха Клаурена (одного из самых известных сказочников), а книгу выпустил под его именем. За подобное оскорбление Гауф был вынужден уплатить штраф – пятьдесят талеров.

Зато Гауф прославился. Теперь пришло время отложить в сторону сатиру и заняться историческим романом «Лихтенштайн».

Большое влияние на Гауфа оказало творчество Вальтера Скотта. Гауф замечает, что его сограждане столь увлечены и очарованы Шотландией, что мало интересуются историей собственной страны. Почему же романы Вальтера Скотта так захватывают читателя?

«А быть может, горы Шотландии зеленее немецкого Харца и вершин Шварцвальда или волны Твида голубей волн Неккара и Дуная, а его берега живописнее берегов Рейна? Или, возможно, шотландцы - более интересная человеческая порода, нежели выходцы из нашей страны, и у их отцов кровь была краснее, чем у швабов и саксонцев в старину, либо их женщины много любезнее, а девушки красивее, чем дочери Германии?»

Но, конечно, секрет в другом:

«…великий романист опирается на историю своей страны и исходит из ее общественных предпосылок, мы же в течение столетий привыкли к тому, что ищем под чужими небесами то, что цветет и под нашим небом. Так поражаемся мы всему чужому, иностранному, полагая, что оно великое и возвышенное, потому что выросло не в родных пенатах».

Но и у родины Гауфа было славное прошлое, поэтому он и разворачивает своё историческое полотно. Гауф рассказывает читателю о войне Швабского союза против герцога Ульриха Вюртембергского в начале XVI века.

Гауф подчеркивает неоднозначность образа герцога. Официальная история запомнила герцога жестоким и эгоистичным правителем, который из ревности убил лучшего друга, и от которого в ужасе бежала жена. Ульриха называли чудовищем и позором швабов. Но Гауф предлагает вспомнить и другие свидетельства, голоса, заглушённые шумом времени. У герцога было много любивших его друзей и сторонников, для которых он, несмотря ни на что, оставался истинным правителем. В романе Гауфа герцог предстает изгнанником, благородным рыцарем, которого предали, но который намерен вернуть своё. К тому же герцога поддерживает знаменитый Волынщик из Хардта, народный герой, который когда-то поднял восстание против герцога, но теперь сражается за него. Впрочем, Гауф не делает из герцога идеального и безупречного правителя, оставляя на его образе несколько тёмных пятен.

Познакомив нас с некоторыми историческими моментами, Гауф переходит к любовной линии. Перед нами прекрасная Мария фон Лихтенштайн и её тайный возлюбленный Георг фон Штурмфедер.

Идут приготовления к военному походу. Георг – пылкий юноша, он ещё не имел достаточного жизненного опыта и не знал, «что подвигло его в поход, хотя и не был чужд военному делу». Он горячо бережёт честь и страстно влюблён в Марию. Но Георг беден, и вся его слава – это слава его великого отца. Словом, жених благородный, но бедный и пока безвестный. Поэтому Георгу нужно прославиться и хорошо себя зарекомендовать прежде, чем просить у рыцаря Лихтенштайна руки его дочери.

Георг ещё не особо разбирается в политике, но ему кажется, что правда в этой войне на стороне Швабского союза. К тому же он ошибочно полагает, что отец Марии поддерживает союз. Но как же ошибается юноша! Ведь отец Марии всецело предан герцогу. И, конечно, ни за что не отдаст дочь за человека, который выступит на стороне Швабского союза.

Георг оказывается перед тяжёлым выбором: как, не уронив чести, отказаться от участия в войне на стороне союза, к которому он почти примкнул, но, к счастью, ещё не успел дать присяги? А ведь у союзников особые планы на Георга, ему хотят отвести роль шпиона. «К чему теперь веселый блеск оружия, надежды на славу, когда придется осуществлять корыстные устремления алчных господ?». Но если покинуть союз в решающий момент, то что о нём подумают? «С каким лицом он появится перед благородным Фрондсбергом, бок о бок с которым сражался его отец и, наконец, пал, завещая малолетнему сыну единственное достояние — блестящую славу своего имени? Это перед Фрондсбергом, только что оказавшим ему знаки внимания, он должен предстать в двусмысленном свете!»

Кстати, Мария в отличие от своего возлюбленного, с самого начала имеет чёткую политическую позицию. «Ты полагаешь, что сердце девушки не может болеть за отечество?» Она не просто возлюбленная романтического героя, она – человек с убеждениями и сильным характером.

Это история о том, как благородство, честность, верность себе и своей любви всё побеждают. Как и сказки Гауфа, роман «Лихтенштайн» напоминает читателю о том, что за все испытания, выдержанные с честью, человек будет вознаграждён.

Есть в романе и весьма точные наблюдения за чувствами. Например:

«Говорят, что самые прекрасные мгновения любви — это ожидание. Душа трепещет от предчувствий, сердце радостно бьётся в предвкушении счастья». Или другое наблюдение: «Обычная ошибка юношей в возрасте Георга та, что они переоценивают свою персону. Зрелый мужчина легче перенесёт ущемление собственного достоинства или, по крайней мере, сдержит свое недовольство, в то время как юноша, особенно чувствительный к вопросам чести, тут же вспыхнет».

В конце книги Гауф размышляет над жанром и особенностями романа, точно так же, как в сборниках сказок он рассуждал о природе сказки и новеллы. Так он отмечает, что для знаменитых романистов, как правило, конечная цель – это свадьба героев. Гауф же считает необходимым продолжить историю и после счастливого торжества:

«…стремление к правде и интерес к героям этой истории вынуждает попросить уважаемых читателей сопровождать нас еще некоторое время, чтобы проследить повороты судьбы, поначалу несчастливой, затем благоприятной и, наконец, вновь погруженной в бездну горя».

В самом деле, ведь предстоит ещё рассказать, чем закончилась война герцога и Швабского союза.

Читателю, впрочем, и роман, и образ Георга фон Штурмфедера могут показаться несколько наивными или односторонними, но тут стоит ещё раз напомнить, что герой молод и только начинает познавать жизнь. И, конечно, это произведение – дань традициям романтизма и рыцарского романа. На страницах романа автор предстаёт чутким историком, мыслителем, и, пожалуй, можно утверждать, что Гауф двигался от романтизма к реализму.

Интересна и судьба замка Лихтенштайн. Старая крепость была разрушена в конце XIV века. В 1837 году владельцем земли стал герцог Вильгельм Урахский. Большой поклонник творчества Гауфа, герцог отстроил замок согласно описанию в романе. Архитектором был Александр Хайделофф.

В 1827 году Гауф работал над романом «Андреас Хофер», где продолжал тему народного движения, начатую ещё в «Лихтенштайне». Теперь он намеревался писать о тирольском восстании. Андреас Хофер – реальное историческое лицо, он был руководителем партизанской войны против французских и баварских оккупантов в 1809 году.

За материалом для нового романа Гауф отправился в Альпы, но по дороге заболел и вернулся домой. Ненадолго писателю стало лучше, но болезнь, всё же, оказалась сильнее. Гауф совсем чуть-чуть не дожил до своего двадцать пятого дня рождения.

1968
Автор статьи: Леднева Дарья.
Прозаик. Живёт в Москве. Пишет мистику, сказочную фантастику и лирическую прозу. Изучает русскую литературу XX века в аспирантуре Литературного института им. А. М. Горького.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41320
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17021
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9477
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8766

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала