"
Великанова Юлия 28.11.2021 7 мин. чтения
Исследователь русской культуры мирового масштаба

115 лет со дня рождения русского литературоведа, культуролога Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье инженера.

Большое влияние на формирование будущего учёного-гуманитария оказали его учителя и наставники, в том числе педагоги по словесности и философии.

Когда отец Лихачёва занял должность заведующего электростанцией Первой государственной типографии, семья переехала на казённую квартиру при типографии, и Дмитрий сумел познакомиться с издательским и типографским делом.

Также в квартире Лихачёвых несколько лет хранилась уникальная библиотека директора ОГИЗа (Объединения государственных издательств) Ионова, в которой были редкие рукописи, издания XVIII-XIX веков и уникальные экземпляры с автографами авторов. Уже тогда Лихачёв смог прикоснуться к книжным раритетам и древностям.

В 1923 году Лихачёв поступил на факультет общественных наук Петроградского университета, этнолого-лингвистическое отделение, романо-германская и славяно-русская секции. Учился у В.М. Жирмунского (английская поэзия), Д.И. Абрамовича (древнерусская литература), Н.С. Державина (славяноведение) и у многих других блестящих профессоров. Слушал дополнительные лекции, посещал семинары, на которых изучалось творчество Шекспира, Пушкина, Достоевского.

Д.С. Лихачёв позднее вспоминал, что особенно пригодились ему в дальнейшем курс по «методу медленного чтения» (в рамках пушкинского семинара Л.В. Щербы), контекстуальный анализ поэзии, проводимый Жирмунским, а также обучение работе в рукописных хранилищах под руководством В.Е. Евгеньева-Максимова.

Учась на старших курсах университета, работал в Книжном фонде на Фонтанке – составлял библиотеку для Фонетического института иностранных языков. И здесь снова произошла встреча с редкими книгами из частных собраний.

В 1928 году Лихачёв написал две дипломных работы: официальную – «Шекспир в России конца XVIII – начала XIX веков», «неофициальную» – исследование повестей о патриархе Никоне (1605-1681).

Культурная среда, в которой вращался Лихачёв, способствовала духовным и творческим поискам, самостоятельности мысли, назревала «культурная оппозиция». Студенты ленинградских ВУЗов, в том числе Лихачёв, организовали кружок, «Космическую Академию наук» – объединение, действующее по принципу «весёлой науки»; знание подавалось в облегчённой, шутливой форме, с озорством, по принципу парадокса. Так молодая интеллигенция протестовала против главенствующей идеологии, против зачатков тоталитаризма и уравниловки, попыток свести всё к неким нормам в области культуры.

Вскоре членов кружка стали арестовывать.

23-летний Лихачёв в числе прочих был обвинён в создании «контрреволюционной организации», а также – в обнародовании в 1928 году доклада, в котором в полушутливой форме критиковалась реформа русской орфографии, проведенная сразу после революции 1917 года.

Почти год просидев в Доме предварительного заключения на Шпалерной, Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь особо назначения – СЛОН. В 1931 году был переведён на строительство Беломорско-Балтийского канала.

В лагерях Лихачёв занимался организацией Трудколонии для беспризорных подростков (что спасло жизнь множеству беспризорников); изучал и фиксировал русскую криминальную культуру и язык; участвовал в судьбе многих интеллигентов-заключённых.

Окончательно сфокусировал свой научный интерес на отдалённом прошлом русской культуры (на Древней Руси) как наименее подверженном политико-идеологическому искажению, бездуховности атеизма: «Чем шире развивались гонения на Церковь и чем многочисленнее становились расстрелы (...) тем острее и острее ощущалась всеми нами жалось к погибающей России. И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 года древней русской литературой и древнерусским искусством».

Вернулся в Ленинград в 1932 году, после досрочного освобождения. Судимость была снята с Лихачёва только в 1936 году.

Сумел устроиться на работу литературным редактором в Соцэкгиз, затем – корректором по иностранным языкам в типографию «Коминтерн». Тяжело болел.

Преодолев болезнь (как пишут биографы – «чудом выжив во второй раз»), продолжил активно интересоваться историей культуры.

В 1934 году Лихачёва перевели в Ленинградское отделение издательства Академии наук СССР, работал ученым корректором, затем – литературным редактором отдела общественных наук.

Редактируя труд А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI веков», Лихачёв досконально изучил проблематику летописания.

Получил работу в Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1939 года Лихачёв стал специалистом – «древником» в области истории русской литературы.

В 1941 году Лихачёв защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века», в 1947 – докторскую: «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI веков».

Великую отечественную войну Лихачёв пережил в Ленинграде. В блокаду, несмотря на дистрофию, продолжал заниматься наукой, оберегал Пушкинский Дом от разграбления, поддерживал дух коллег. Создал ряд специальных работ – книгу «Оборона древнерусских городов» (совместно с искусствоведом М.А.Тихановой, 1942), статьи «Военное искусство Древней Руси» (1943), «Национально-героические идеи в архитектуре Ленинграда» (1944) и др.

В 1954 году возглавил Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома.

Культуролог, автор книг по множеству вопросов культуры и искусства, Лихачёв, прежде всего, известен как исследователь древнерусской литературы.

Он первым стал изучать источники не с исторической, а в первую очередь – с художественной точки зрения. Он вывел определённую систему древнерусской словесности, её уникальный художественный мир в контексте развития мировой литературы и искусства.

Лихачёв – крупнейший исследователь «Слова о полку Игореве» и литературных памятников Древней Руси, связанных с ним. Во множестве монографий, очерков, статей Лихачёва поднимаются и исследуются вопросы происхождения, авторства, жанра, композиции, содержания, языка и стиля, перевода произведения.

Д.С. Лихачёв – дважды лауреат Государственной премии СССР: в 1952 году – за участие в коллективном научном труде «История культуры Древней Руси» и в 1969 году – за монографию «Поэтика древнерусской литературы».

С 1952 года Лихачёв – член-корреспондент Академии наук СССР, а с 1970-х – ее действительный член (академик).

Профессор Ленинградского университета (1946-1953). Почётный иностранный член многих академий наук и почетный доктор множества университетов.

Герой Социалистического труда (1986).

С 1987 года Лихачёв – Председатель Советского фонда культуры (после распада СССР – Международный Российский фонд культуры); награжден многими отечественными и иностранными наградами.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв – человек глубоких, энциклопедических знаний и глубокой интеллигентности. Его многолетняя активная научная, культурная и общественная деятельность внесла огромный вклад в развитие культуры России и мира.

Литературный секретарь Д.С. Лихачева Ирина Юрьевна Юрьева, выступая в столичной гимназии № 1503 на открытии VIII Открытой городской научно-практической конференции в 2015 году, подчеркнула, что Дмитрий Сергеевич Лихачёв – «наш современник... Он родился в самом начале XX века и пережил весь этот удивительный, страшный и полный событиями век. Он пронёс в своей памяти не только события века, но и сохранил культуру, которая подвергалась большим гонениям (...) религиозная культура, разные направления искусства (...) Лихачёв всё это хранил в себе и так стал своеобразным мостиком между русской культурой XIX века и моим поколением. А сейчас он является культурным мостиком между веком XIX и современностью...»

Главной заботой Лихачёва была культура. Культурное наследие – не как нечто устаревшее и теперь имеющее только музейную ценность. Нет. Это – абсолютно живое, актуальное понятие, живая система. Нет человека, человечества без истории. Нет человека без культуры.

Ещё один почётный гость гимназической Конференции 2015 года, главный редактор журнала «Русская словесность», издатель А.И. Княжицкий так ответил на вопрос о значении деятельности Д.С. Лихачёва: «Общая направленность деятельности Лихачёва – это утверждение единства русской культуры. Нет древнерусской культуры и культуры, которая начинается с Петра I. И что нет отдельной культуры страны, а есть мировая культура, одну из главных частей которой составляет русская культура».

В Сети действует сайт «Площадь Д.С. Лихачёва».

Д. С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном», фрагмент (начало)

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни. Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи 3 сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Письмо четвертое САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“. Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все 4 мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

 Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

#новость #юбилей #писатель
Автор статьи:
Великанова Юлия. Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
комментариев
Вам также может быть интересно
  • Новости литературы

  • Творческое бессмертие благодаря маленькому медвежонку с опилками в голове... 140 лет со дня рождения Алана Александра Милна

  • Первая литературная премия им. А.И. Казинцева объявила короткий список

  • Величайший комедиограф Франции и новой Европы. 400 лет со дня рождения Жана-Батиста Мольера

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?
Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале. Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net. Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Хочу быть в курсе последних интересных новостей и событий!

Подписываясь на рассылку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных, согласно политике конфиденциальности.