Елена Крюкова о стихотворении (балладе) В. Кириллова «Заблудший бес»

22.12.2020 8 мин. чтения
Крюкова Елена
Рецензия Елены Крюковой - русского поэта, прозаика, искусствоведа. Члена Союза писателей России с 1991 г., члена Творческого Союза художников России, литературного критика на «Pechorin.net» - на стихотворение Кириллова Владимира.
Елена Крюкова о стихотворении (балладе) В. Кириллова «Заблудший бес»

Этот текст - по форме, по изложению сюжета - настоящая баллада, внутри которой всегда развивается сюжет. Он подан здесь по канонам музыкальной сонатной формы:

главная партия - лирический герой
побочная партия - бес
разработка - встреча беса и лирического героя:
рассказ беса
ответы лирического героя (диалог)

и, наконец, реприза - лирический герой, несмотря на просьбу бесенка оставить его в мире людей, прогоняет его.

Есть и кода - это необходимая в финале баллады мораль, резюме, заключение, когда лирический герой задает себе печальный вопрос: а может, нужно было бы помочь несчастному бесенку, сжалиться над ним и оставить его жить среди людей?

1. Разберем балладу поподробнее, пошагово.

Выбран удачный стиховой ритм - ритмика спокойного повествования, спокойной экспозиции происходящего - автор начинает издалека, с сопоставления мира бесов, адского мира, и примет человеческой земной жизни:

А вот увязшему
Пока еще в огрехах -
К греху тянуться
Будут помогать...
(мир чертей)

Что из того?
Слова...
Ты не в накладе.
Живешь себе -
Никто тебе не брат.
Всего-то надо
Жизни этой ради -
Забросить книжки,
Где про Рай и Ад.
(изображение жизни обычного человека)

Лексика рассказа простая, без вычурных и сложных речевых оборотов, вербальный ряд тоже не выходит из рамок почти обыденной речи. Возможно, так создается настрой на обычность, привычность, традиционность сосуществования двух миров - адского и человеческого. Ведь в границах христианской мифологии оба этих мира и образуют феномен борьбы добра и зла. И здесь эта теза - антитеза открыто заявлена.

Сначала идет изображение адского пространства и задач бесов не только внутри этого антуража, но и на Земле, в мире людей.

И тут появляется второй герой баллады - «бесенок полусытый». Уменьшительный суффикс тут указывает на то, что - да, это не взрослый хитрый черт, а некий адский мальчик на побегушках; он выполняет злые, черные приказы бесов-правителей, стоящих над ним, неких властных начальников. А он - всего лишь служка.

«Меня с собой желает увести», - замечает лирический герой. Но - куда? Прямиком в Ад - или же бесенок хочет оставить героя на Земле, но наделить его своими злобными мыслями и темными чувствами, чтобы герой, среди людей, стал творить адские коварные дела?

Судя по следующим строфам, задача бесенка (впрочем, как и всех жителей Ада) простая и страшная: довести выбранного человека до края нравственной пропасти, а потом дать ему в руки «соху или кинжал». Вот тут немного неясно, чуть размыты смыслы. Соха - ведь это орудие, которым пашут землю. А кинжал - оружие: он для убийства, для кровавой борьбы. Однако бес сам дает человеку в руки соху. А может быть, тут соха выступает тоже как орудие грядущего кровавого деяния?.. Это место в балладе, может быть, не помешает сюжетно прописать, прояснить.

Мир бесов своеобразно копирует, калькирует людской мир. Там, в Аду, оказывается, как у людей, тоже есть пенсия, рутинная работа, повышение ставок за хорошо сделанные дела. Хорошо это или плохо для текста? Вспоминается поэма Твардовского «Теркин на том свете», где знаменитый Вася Теркин попадает в потусторонний мир, а там все то же, что и на земле - столы, шкафы, официоз, подшивки бумаг, чиновники, учет и контроль... Видимо, наш быт и в целом наше земное бытие отражается, как в зеркале, в фантастических допущениях литературных сюжетов.

Пусть будет так - в этом есть и горький юмор, и печальная улыбка. Но наш, кирилловский бес внезапно поворачивается другой стороной: он уже не стремится соблазнить героя, довести его до греха, как приказано адовым начальством, но... жалобно просится к людям, в земную жизнь! Ибо не находит внутри иерархий Ада радости и удовольствий. Он - раб в Аду, и мнит, что среди людей обретет новую жизнь, новое дыхание, вожделенную свободу.

Завидую я
Ангелам пернатым.
Порхают
Между небом и землей.
А нам, рогатым,
Да еще хвостатым,
С дерьмом возиться
Брошено судьбой.

Он жалуется герою - и читатель ощущает, как бес ждет, напряженно ожидает согласия героя: да, добро пожаловать, мы возьмем тебя к себе, вытащим из Ада!

Однако герой не спешит откликнуться на жалобную просьбу бесенка. Он, по сути, сразу же ему отказывает. И причина одна: герой понимает, что существо, рожденное Адом, не переделать, не перелепить:

Ну, будешь ты безрогий
И бесхвостый,
Копыта стоптанные
В педикюре спрячешь...
А головой ты, бес,
Довольно взрослый.
Тебя уже и не
Переиначишь.

Бес на этот отказ человека пригреть его, приютить, сотворить ему новую судьбу - молчит. И автор показывает его читателю только со спины - в самой коде баллады:

Ушел... Побрел...
И кто кому судья?
Там, наверху,
С покоем рядом смута.

Вот этот точно изображенный жест, эти два глагола: «Ушел... Побрел...» - говорят о горе бесенка много больше, нежели говорило бы множество эпитетов и описательных штрихов. Не получилось у бесенка начать жизнь на Земле.

А вот автору именно здесь становится вдруг бесенка... жаль. Ну, если не жалость, то, по крайней мере, печаль стеснила его сердце:

А может быть,
Погорячился я,
Лишив его и этого приюта?..

Так заканчивается баллада о бесе и человеке, заканчивается на раздумье, на вопросе, на печали и сожалении, и это как раз точное изображение человеческого характера - мы и в наших взаимоотношениях с другими людьми, не только с фантастическими потусторонними существами (в нашем воображении), часто сожалеем о том, что сделано, и задумываемся о том, правильно ли мы поступили.

Итак, перед нами небольшая новелла в стихах, в форме баллады, ее содержание - разговор бесенка и человека.

2. Остановимся на словесном насыщении этого текста и на его композиционных особенностях.

Есть хорошие рифмы: в накладе - ради, брат - Ад.

Есть не слишком яркие - и даже банальные - и это, конечно, глагольные рифмы (они хороши только тогда, когда сама окраска текста требует их - например, в текстах, по колориту похожих на народные песни и заплачки, в текстах с сильным эмоциональным наполнением!): не поднять - помогать, повезет - приползет, прижмет - найдет.

Конечно, богатство рифмы — это, в первую очередь, ее смысловое и образное наполнение. Ларец - подлец - пример такой рифмы.

Понятно, что развитие сюжета требовало от автора не обращать внимания на такие (вроде бы!) мелочи. И совсем не обязательно в этой балладе бросаться переделывать рифмы. Это просто пожелание на будущее, и с рифмой надо так же работать, как и с другим вербальным рядом.

Мизансцены в балладе решены как раз удачно - бесенок разговорился, он, как ребенок, доверяет человеку свои беды, свою тоску и переживания. Непонимание — вот, пожалуй, главный предмет тотальной грусти бесенка. Выражено это простыми и емкими словами. Под ними, кстати, мог бы подписаться любой земной человек, переживавший подобные ситуации и эмоции.

И здесь нечасто
Нахожу поддержку...
А впрочем,
Понимания и там.

Среди земных людей - мы это понимаем из контекста - находятся такие, что поддерживают бесов, берут их себе в помощь, а может, даже призывают - одним словом, «работают» с ними. Однако найти таких людей трудно. Да и в Аду нет милости и снисхождения. Здесь найдены точные слова.

Очень живая речь лирического героя, человека, что запросто, как к подвыпившему приятелю, обращается к жителю Ада:

- Что ты за черт такой,
Такой нескладный?
Ты, видно,
Задержался среди нас?
Здесь тоже жить,
Скажу тебе, накладно,
Если, по совести,
Как и живу сейчас.

Тяжело жить везде. И в волшебном Раю, и в мифическом Аду, и на реальной Земле. Это выражено просто и скупо. Это удача автора внутри композиции баллады.

Композиция живая, понятная, почти фольклорная, возникает сюжетная интрига, когда появляется маленький неопытный бесенок. Вместо того, чтобы соблазнять героя, он выходит с ним на откровенный разговор. Возникает жалость к бесенку. Вспомним, что черт, бес, бесенок — это герой множества русских народных сказок (и, конечно, сказок других христианских народов). Ближе к финалу баллада затягивает, ее композиционные фрагменты становятся все более рельефными, даже сценическими, театральными.

И сам финал, текстовая кода, подкупает своим лаконизмом, почти сказочным моралите.

Автору можно и должно пробовать себя в искусстве поэзии.

И, конечно, не бояться искать новые формы, опираясь на традиционные достижения русского стиха.

Удачи!


Елена Крюкова: личная страница.

Кириллов Владимир Васильевич родился 13 декабря 1947 года в г. Орджоникидзе СОАССР (ныне г. Владикавказ). После школы учился в ГПТУ по специальности «токарь по металлу», а затем в Саратовском Индустриально-Педагогическом Техникуме. Работал в системе профтехобразования в Саратовской и Псковской областях. Проходил срочную военную службу в Забайкалье корреспондентом дивизионной газеты. Работал на ряде предприятий Ставропольского края, Астраханской области. Живет в Астрахани.


В. Кириллов

«Заблудший бес»

Блуждая в поисках
Бесовской пищи,
Остановились бесы
В головах.
Кровь не нужна им,
Что из раны свищет.
И нет нужды
В изрубленных телах.
Им ни к чему
Пускаться на убийства
Ради убийства.
В том не видят прок.
А высший смысл
«Бесовского витийства»:
- Пускай живут,
А с ними и порок...
Не меч тяжелый
Числится в доспехах
Бесовской братии -
Меча ей не поднять.
А вот увязшему
Пока еще в огрехах -
К греху тянуться
Будут помогать.
Споткнется на пути -
Плечо подставят,
Пыль отряхнут,
Смахнут репей с калош.
Неловкость ту
Случайностью представят,
А про себя:
«И ты пойдешь за грош».
И вслух:
- За грошиком
Потом рублишко...
А там, глядишь,
И золотой ларец.
Ну, бросят вслед
Убогие: «Глядишь-ка...»
И - тише:
«Ну, какой же он подлец!»
Что из того?
Слова...
Ты не в накладе.
Живешь себе -
Никто тебе не брат.
Всего-то надо
Жизни этой ради -
Забросить книжки,
Где про Рай и Ад.
Вот мечется бесенок
Полусытый,
Не зная, как себя вести,
И так и этак,
Изгаляясь в прыти,
Меня с собой
Желает увести.
Его, несчастного,
Ко мне послали
В надежде,
Что бесенку повезет.
Вы или рано,
Или опоздали...
Он без меня
К вертепу приползет.
Ругать его не надо -
Извернется.
Копытца в «лодочки» обует,
Хвост прижмет,
Красиво в реверансе
Улыбнется
И обязательно
Кого-нибудь найдет.
Не в кандалах,
Не на удавке.
И не тычками
В спину и под зад,
А с каждым шагом
Повышая ставки,
За ним идущего
Покорно на заклад,
Он доведет.
А там пускай решают:
Что в руки дать -
Соху или кинжал...
Чего уж там ему
Наобещают -
Бесенку все равно -
Он побежал.
Такая вот
Рутинная работа
До пенсии досталась
От небес.
Ему хотелось бы
Другого бы чего-то,
Да что поделаешь -
Бесенком правит бес.
Пока искал,
Подглядывал,
Подслушивал,
Пока вязал тугие узелки,
Все думал,
Прав ли тот,
Кто все подзуживал:
- Иди и устанавливай силки.
Где взять, ты знаешь.
Души нам нужны.
Тела свои
Загонят сами в прах.
В капканах, петлях
Нет у нас нужды.
Они всегда
На адовых складах.
Бесенок впал
В глубокое сомненье.
Ко мне вернулся,
С виду сам не свой.
- Садись, вот сахар,
Вот варенье.
Ну, говори,
Случилось что с тобой?
Не сразу он нашелся,
Отогрелся,
Разговорился:
- Помнишь, прибегал,
Когда ты в палисаднике
Возился?
- Да, помню, как же,
Я тебя послал
Ко всем чертям.
Но, вижу, там не сладко...
Хотя тепло у адова огня.
И что ты напрямую,
Не украдкой,
Не скажешь -
Что случилось
У тебя?
- Что говорить?
Во всем свои издержки.
Куда ни ткнешься,
Всюду - по рогам.
И здесь нечасто
Нахожу поддержку...
А впрочем,
Понимания и там.
Завидую я
Ангелам пернатым.
Порхают
Между небом и землей.
А нам, рогатым,
Да еще хвостатым,
С дерьмом возиться
Брошено судьбой.
Ты думаешь,
Мне не обидно
Со стороны смотреть,
Пусть я и бес,
Когда одним
И продыху не видно,
Другим - как будто
Падает с небес.
- Что ты за черт такой,
Такой нескладный?
Ты, видно,
Задержался среди нас?
Здесь тоже жить,
Скажу тебе, накладно,
Если, по совести,
Как и живу сейчас.
Чего тебе?
- К себе меня возьмите.
Я бес неправильный,
Какой-то переродок.
Что волосатый -
Больно не глядите:
И среди вас
Не бреют подбородок.
Рога спилю,
И по утрам отважно
Начну под пенкой фирменной
Скрести.
Опилки с лысины
Смахну салфеткой влажной,
И за нормального
Смогу тогда сойти.
Хвост?.. Это да -
Проблема в этом есть.
Я к визажисту.
Он поможет мне.
Шампунем сбрызнет,
Чтоб тому облезть.
Или под панка -
Гривой по спине.
Смотри - и мода
Оголтелым снобам...
К пластическим хирургам
Побегут.
Те сладят быстро
VIP-овым особам.
Те, кто попроще,
Очередь займут.
- Опять ты за свое.
То ищешь крова.
А как за шиворот
Не каплет, ты опять
За старое свое
Берешься снова.
Готов уже
И модой управлять.
Ну, будешь ты безрогий
И бесхвостый,
Копыта стоптанные
В педикюре спрячешь...
А головой ты, бес,
Довольно взрослый.
Тебя уже и не
Переиначишь.
Ты лучше
Отправляйся-ка домой
И расскажи
Бесятам несмышленым,
Да чтобы
Не накрыл тебя старшой -
Я не один
Живу заговоренным.
Устраивайте там
Свой быт и лад.
В конце концов -
Вселенная большая.
Там, может, кто-то
Будет вам и рад.
Я ж и без вас
Не удостоюсь Рая.
Греха и так
Хватает на Земле.
Изрядно потрудились
Ваши предки.
Копни кострища,
И найдешь в золе
И воли искорки,
И тлеющие клетки.
..........................................
Ушел... Побрел...
И кто кому судья?
Там, наверху,
С покоем рядом смута.
А может быть,
Погорячился я,
Лишив его и этого приюта?..

1253
Автор статьи: Крюкова Елена.
Русский поэт, прозаик, искусствовед, член Союза писателей России, член Творческого Союза художников России, профессиональный музыкант (фортепиано, орган, Московская консерватория), литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9771
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8904
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7379
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5819

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала