Вечер открыл двумя вокальными композициями Карло Визентини. Фотограф, музыкант, писатель, который очень любит Россию и написал книгу о нашей стране, а сейчас готовит фотографии для иллюстраций к ней.
С.Ф. Дмитренко как куратор издательского отдела, рассказал об издательской деятельности Литературного института. Начал с благодарности Евгению Анатольевичу Попову, который всего лишь пятый год работает в Лите, и сразу стал мэтром. Только начав работать, очень быстро предложил издать сборник «Святочных рассказов». Книга была издана. После этого решили учредить библиотечку «Тверской бульвар, 25». Одноимённый альманах (с многолетней традицией) выходит в институте примерно раз в год. Но существуют проблемы с авторами. С трудом собирается материал для него.
Более мобильный формат – библиотечка: так можно издавать сборники по результатам творческой деятельности студентов. Выработали единый дизайн. Уже вышли пять книжек.
Также вне серии вышел сборник «Поезд идёт на Восток», и тоже на семинаре Попова. Отдельной авторской книгой был издан сборник Сергея Калашникова.
В прошлом году приняли решение издавать хорошие дипломные работы. После того, как работу одобрил мастер, она должна получить две положительные рецензии и утверждение кафедрой Литмастерства, затем должна быть утверждена на ученом совете. Немалая бюрократия, но и справедливость. Эти издания должны быть высокого художественного уровня.
Планируется издавать дипломные работы так, чтобы в день защиты на столе у Государственной комиссии уже лежала готовая книжка.
Финансовые возможности у института есть.
«Всё зависит от вашего таланта, трудовых усилий и от удачи!» – закончил своё выступление С.Ф. Дмитренко.
Все три книги были доступны для приобретения на презентации.
Е.А. Попов рассказал, что, как только начал преподавать в Лите, быстро понял, что «одна беда»: студенты мало пишут.
Собралась его первая группа, он спросил:
– Ребята, вы зачем сюда пришли?
– Учиться.
– А на кого вы тут собрались учиться?
– На писателя.
– А вы знаете, что на писателя невозможно выучиться? Вот меня в ваш институт дважды не приняли. Но я закончил геолого-разведывательный институт, и как геолог, вам скажу: вот идёт по тайге человек, под ногами камень валяется. Можно его пнуть-обойти, а можно взять с собой и попытаться расколоть его. А внутри, глядишь, – минерал. Так вот надейтесь, что в каждом из вас есть минерал! Это очень вдохновляет.
Также Е.А. Попов отметил, что Литинститут сейчас совсем другой. В то время, когда он бывал на семинарах (несмотря на то, что его не приняли), всех учили писать разрешённые книжки. Были прекрасные мастера. И задача была такая: «Кукиш в кармане есть, но написать надо так, чтобы тебя напечатали, – обмануть цензуру». Случались различные неприятности. Например, сильно ограничивался круг тем. Доносы писались за недозволенные темы. Сейчас этого нет.
Литературный институт – уникальное учебное заведение. Здесь замечательное и филологическое образование, и творческое. Чего почти нет нигде. Сейчас открылось огромное количество курсов. Но не всегда есть уверенность даже в достаточном писательском уровне самого руководителя школы.
А покойный Александр Кабаков некогда хотел сделать настоящую школу. Например, драматургию по плану у него должен был вести А. Гельман. А записалось два человека. Почему? Его спросили, будет ли он проталкивать их в печать? Он честно ответил: нет. «А, нет, ну тогда нам тут делать нечего!».
Е.А. Попов студентам своим пояснил в начале учёбы: на курсе учится человек 20, хорошо, если 2-3 человека из них станут известными писателями. Но всем ведь выдают диплом литературного работника. А общий уровень культуры настолько сейчас упал, ниже плинтуса. Не хватает редакторов грамотных, корректоров. Редактор в издательстве – редкость. Нарасхват настоящие редакторы.
«Настоящий редактор – это не второй цензор при советской власти. А тот, кто мой текст знал лучше, чем я. И вот если он давал мне 40 замечаний, и я 38 отвергал, за два я ему говорю спасибо».
Поэтому выпускнику в любом случае будет чем заняться после института.
И вот что ещё важно. Пока человек, который учится в Литинституте, не издан, пока нет его сочинения и его фамилии в печатном виде, он не существует для литературы. Не стоит дожидаться, пока он умрёт, и его вознесут. Прошли те времена. В театральных институтах постоянно ставят и играют студенческие спектакли. А здесь должна быть печатная продукция.
Причем (и из экономических соображений в том числе) разумнее печатать всё-таки не отдельные дипломные работы, но сборники рассказов разных авторов-студентов.
Все рассказы, которые попадают в сборник, активно обсуждаются на семинарах. Даётся очень серьёзная редактура. То злобная, то конструктивная (по большей части). За качество всех рассказов в трех книжках можно отвечать спокойно.
Надо печатать всех, кто учится. «Покажи свой товар как на рынке, что ты умеешь делать!».
Первый сборник «Русскими глазами» был составлен по договорённости со Стефано Гардзонио, филологом-русистом, профессором Пизанского университета. Было решено, что студенты Лита составят сборник, а итальянские студенты переведут рассказы на итальянский. Три четверти сборника переведено. Составитель этого сборника – Анастасия Отинова.
Второй сборник, «Техника молодёжи». В него так же, как и в первую книгу, вошли рассказы выпускников, которые уже защитили дипломы ВЛК. «Такие и рассказы как название, – со страннотцой». Был в советские годы знаменитейший журнал «Техника – молодёжи». Хорошо, что авторы обоих сборников, уже выпускники, печатаются в разных журналах.
Третью книжку собрали слушатели ВЛК, еще не получившие диплом. В этом году окончат. Называется она «Весна Анфисы» (по одному из рассказов). Этим авторам ещё больше повезло – двое из них уже напечатаны в журнале «Звезда».
«Сегодня очень важный день. Надеюсь, что это не последний раз, когда издают книжки. Только следить надо за всем, что происходит. И писать нужно как можно больше», – уверен мастер.
Попов уверен, что настоящий писатель пишет всегда, сюжет может и во сне прийти. «Писателем никого сделать нельзя. Но если он не написал ничего, то какой же он писатель? Он – мечтатель. Я таких мечтателей много видел: «Вот как только от дел освобожусь, денег заработаю»… знакомо звучит… Работать надо! У вас должно быть много написано.
Если вы даже считаете текст неудачным, не жгите, не уничтожайте, как Гоголь «Мертвые души». Откладывайте в сторону. Писатель – это кулак. А кулак идёт по улице, пока его не раскулачили, веревочку нашел – и в карман, пригодится. В любой момент Вам может пригодиться старый сюжет…».
Сборник нынешних слушателей ВЛК «Весна Анфисы» представила Ольга Сичкарь. Ольга запомнила навсегда, как на одном из семинаров Е.А. Попов сказал: «Писатель должен писать. Если человек плохо пишет, он плохой писатель. Если хорошо пишет, он хороший писатель, а если человек ничего не пишет, то он никакой не писатель».
В сборнике 13 авторов. Учатся на ВЛК второй год. Делали сборник в прошлом году. В него вошли тексты на тему весны. Очень разные в остальном – по стилю, по сюжету.
Авторы живут на территории от Калининграда до Нижнего Новгорода, от Москвы до острова Бали в Индонезии, авторам от 22 до 70 лет.
Среди них два выпускника ВГИКа, два журналиста, два бывших работника правоохранительных органов, один кандидат юридических наук, доктор экономических наук, художник-иконописец, переводчик, владеющий 4 иностранными языками, и другие.
Этот сборник интересно читать, поскольку у авторов самые разнообразные взгляды.
Спасибо мастеру Е.А. Попову, он со своими мудростью, мастерством и мужеством помог этому проекту состояться. Работа шла больше года. Е.А. Попов заметил, что сборник «Русскими глазами» делался больше трех лет. О. Сичкарь подытожила, что медленно, но верно все три сборника доехали до финиша. Что мы все сегодня и празднуем.
Юрий Никитин представил сборник «Техника молодёжи». Да, название сборника – калька с известного научно-популярного журнала, издававшегося в СССР. Но в оригинальном названии есть тире. Авторы решили несколько изменить название, придав иной смысл. В него вошли 8 рассказов 8 авторов. Некоторые авторы уже прежде печатались и издавались в Интернете. Для других это первая публикация. Так или иначе, все они в начале творческого пути. И по сути являются молодёжью. Период литературного детства – обучение на ВЛК – пройден. Авторы набрались некоторого мастерства, освоили технику, которую и собираются продемонстрировать читателю на страницах сборника.
Несколько текстов писались для перевода и показа западным читателям. В них присутствует сатирический колорит: рассказ Всеволода Алипова «Жизнь в России», написанный как письмо западному другу. Студенческая разбитная российская повседневность. Рассказ Натальи Александровой «Ночь Варфоломея», мистика. История житейская. Написана в традициях Гоголя, которые автору удалось осовременить. «Русские бабки» – яркий рассказ Ирины Яновской с неожиданным поворотом в конце.
Темы разные. Виртуальная переписка в период изоляции и ковида, сейф для колбасы и сыра, поездка в Африку, солдат, вернувшийся с войны в новый мир… Ю. Никитин поблагодарил всех авторов за труд, мастеров за помощь.
Анастасия Отиева представила сборник «Русскими глазами». Составляли книгу в годы учёбы, 2-3 года с тех пор прошло. Уже и не верилось, что это произойдёт. Здорово, что произошло.
Анастасия хочет подтвердить слова Е.А. Попова, что многие рассказы в годы учёбы получили на семинарах такую редактуру, которой авторы точно не получали во все предыдущие года.
Название возникло такое, потому что сборник создавался для сотрудничества с Пизанским университетом. Подбирали истории с русским колоритом.
Особенно выделяется рассказ Никиты Овчинникова «Поле чудес». Он работал священником и часто использует этот опыт в своих рассказах. Рассказ Виктора Маркина «Челябинский Болид» – о событиях 2013 года. Рассказ самой А. Отиевой «Рыбалка» выражает любовь автора к своей малой родине. Мария Иванова, «Заведомая ложь» – о дружбе подростков, в нём фактурно прописано всё. Размещены три интересных рассказа Марии Заболотской.
Сборник получился про очень ярких, запоминающихся русских людей. Глубинка. Подростки с особенностями, творческие взрослые, – все живые, настоящие. Хочется про них читать, узнавать больше.
На вечера прозвучали рассказы в исполнении авторов: Сергей Бойко «Троллейбус», Ирина Яновская «Русские бабки», Виктор Маркин «Кости».
Е.А. Попов подытожил презентацию, сказав, что это сборники о жизни. «У нас великая страна для писателей. Ничего придумывать не нужно. Любую великую вещь или удивительную вещь придумаешь, а уже она есть».
От редакции: рады сообщить, что Евгений Анатольевич Попов начал сотрудничать с порталом, и теперь любой автор может направить свои произведения для получения рецензии от мастера. Больше информации о профессиональной деятельности Е.А. Попова можно найти на его странице.