Идеи хюгге в детских повестях скандинавских писателей

12.05.2020 7 мин. чтения
Турбина Надежда
Cкандинавы пишут самые добрые и уютные книжки на свете. Такие как «Мы на острове Сальткрока» знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен, истории о муми-троллях финской сказочницы Туве Янссон и новые, но уже многими любимые книги о Простодурсене, которые написал норвежский автор Руне Белсвик. Все эти сказки, созданные в разное время и в разных странах, объединяет то, что у каждой из них страницы на ощупь как мягкий шерстяной плед и пахнут выпечкой с корицей.

Идеи хюгге в детских повестях скандинавских писателей.

В тридцать лет человек будет размножать дождевых червей методом деления с гораздо меньшей вероятностью (или, как минимум, с меньшим удовольствием), чем в четыре года. Таким образом, любой из нас, взрослея, наглядно демонстрирует развитие всего человечества в целом: нравы смягчаются, а душевная организация истончается до толщины книжной страницы. Из вариантов «почитать Толстого» и «испить вина из черепа вождя соседнего племени» вы, хочется верить, выберете первое. В отличие от древних варваров, которые выбрали бы второе.

В средние века народы средиземноморья, в числе прочих, называли варварами и скандинавов. Тех самых скандинавов, чей древний герой Сигурд расправляется со своими врагами самым жесточайшим образом, что очень подробно описывается в «Старшей Эдде», страницы которой буквально залиты кровью. Тех самых скандинавов, чьи потомки сейчас пишут самые добрые и уютные книжки на свете.

Да-да, самые уютные книжки, такие как «Мы на острове Сальткрока» знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен, истории о муми-троллях финской сказочницы Туве Янссон и новые, но уже многими любимые книги о Простодурсене, которые написал норвежский автор Руне Белсвик. Все эти сказки (а их хочется называть именно сказками, вне зависимости от действительной их жанровой принадлежности), созданные в разное время и в разных странах, объединяет то, что у каждой из них страницы на ощупь как мягкий шерстяной плед и пахнут выпечкой с корицей.

Проще говоря, их все объединяет общая атмосфера, атмосфера хюгге. Это датское слово, которое означает «умение наслаждаться моментом и получать удовольствие от скромных радостей жизни, умение видеть волшебство в самых обыкновенных вещах».

Понятие «хюгге» проще всего перевести на русский как «уют». И это - не конкретная ситуация или вещь, это ощущение. Ощущение спокойствия и неги. Семьи и дома - как двух незыблемых опор вселенной. Пример: Столярова усадьба на Сальткроке, которая сама по себе является живой героиней истории и членом семьи Мелькерсонов. Всё вращается вокруг старого дома с весьма непредсказуемым характером, он – сюжетообразующий элемент, он задаёт истории мотивацию. Не будь его – и семья не поехала бы на каникулы на затерянный во фьордах островок, а Малин не написала бы в своём дневнике: «Год назад я еще не видела Столяровой усадьбы, а сейчас мне кажется, будто это мой родной дом».

Таким же убежищем от всех бед становится и долина Муми-троллей. Не важно, что творится вокруг:летит ли на Землю комета, пересыхает ли море, извергается ли вулкан или, откуда ни возьмись, появляется устрашающего вида волшебник на чёрной пантере, – ты можешь быть уверен, что голубой дом с остроконечной крышей незыблем, и мама всё так же преспокойно варит кофе и раскладывает на клумбах разноцветные ракушки.

Герои «Простодурсена» вообще живут в своей маленькой, обособленной стране, которая состоит буквально из пяти домов и речки, и внешнего мира у них не существует. Конечно, есть Сдобсен, который только и делает, что рассказывает о некой прекрасной загранице, в которой всё иначе и несравненно лучше, но эта заграница весьма абстрактна, это своего рода легенда о недосягаемом рае. Все самые великие события (а в приречной стране все события великие: и марципановый пир, и летний поход, и похищение реки) происходят в двух шагах от дома. Нужно всего лишь научиться их замечать и наслаждаться ими. Не бывает незначительных радостей, и это - тоже про хюгге.

Надо обратить внимание на то, что особое место во всех этих книгах уделяется теме живого огня и приготовления пищи. Живой огонь – это костер или печка, в которых обязательно весело потрескивают поленья. Еда – горячая и свежая, на Сальткроке это жареная рыба, в приречной стране – исключительно выпечка с соком из кудыки, почти как у муми-троллей, где предпочтение всегда отдаётся кофе, оладьям и торту, - словом, тому, что, минуя желудок, идёт прямиком в сердце. И таким простым вещам, как завтрак, обед и ужин, придаётся особое значение. И не потому, что удовлетворение физических потребностей ценится превыше всего, а потому что если ежедневный приём пищи расценивать как приятное занятие, а не как безвкусную необходимость, то жизнь будет гораздо счастливее.

По этой же причине любое дело, даже выкапывание канавы около дома, превращается в творчество, и история про Простодурсена с его лопатой становится чуть не интереснее истории про того же Сигурда. Что уж говорить про настоящие приключения - про побег из тюрьмы хемулей или про блуждание во фьордах в тумане!

Удивительно, но ни в одной из этих историй нет отрицательных героев. Никого, кто являлся бы с головы до пят воплощением зла. Постойте, а как же ужасная Морра, которая гасит свет и пронзает холодом всё, к чему прикасается, спросите вы? Но Морра – персонаж трагический, её беда в том, что она бесконечно одинока. Одинока от того, что холодна, и холодна от того, что одинока. Всё, что ей движет, - это желание согреться. И не её вина, что это приносит кому-то разрушение. Её боятся, потому что не понимают. Такая же история с непониманием происходит и в приречной стране, где самым отрицательным героем кажется Пронырсен, ставящий себя выше других и однажды чуть не убивший утку. Раз нет главного героя, так нет и антагониста. А Пронырсен – он просто другой.

Конечно, бороться приходится, но не с кем-то, а с обстоятельствами. С точки зрения приверженцев хюгге, мир, твой малый мир, по крайней мере, всегда спокоен, безопасен, дружелюбен и стабилен. Именно поэтому в ужасный шторм и ливень, когда семья Мелькерсонов только приезжает в старый, промозглый и дырявый дом, чудесным образом появляются соседи с дымящимся ужином, а печка починяется. А когда на землю вот-вот рухнет комета, достаточно просто завесить вход в пещеру одеялом и зажечь керосиновую лампу внутри. Из неудачного похода можно всегда вернуться назад – благо он происходит прямо за домом Октавы. Жизнь – это не смертельный бой с чудовищем, а увлекательное приключение, и ты - не Сигурд, у которого две дюжины врагов, а маленький утёнок, который любит мир, и вполне взаимно.

Ни в одной из этих книг мы не видим, чтобы кто-либо занимался работой. Работой в том смысле, в каком привыкли её воспринимать мы: тяжким ненавистным и утомляющим трудом. И это не лень, потому что в мире хюгге работа – это великое благо, это шанс стать счастливее. Доказательством этому служит то, что Норвегия, Швеция и Финляндия, а также Дания, родина хюгге, входят в пятерку стран, которые лидируют по уровню процветания и благосостояния в мировом рейтинге. Удивительно, а, может быть, и закономерно, что самые северные люди на планете оказались уютнее других и умеют писать самые тёплые книги.

1275
Автор статьи: Турбина Надежда.
Родилась в Москве в 2000 году и с этого момента произрастала одной ногой в библиотеке дедушки, преподававшего на филфаке МГУ, другой - в лесу. Кончилось это тем, что теперь Надя с одной стороны студентка журфака Московского университета, с другой - кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию. Есть ещё третья, затылочная сторона, и она с детства крепко связана с театром, и именно на неё приходятся две руки, которые последние несколько лет постоянно пишут, пишут, пишут...
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41581
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17141
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9537
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8827

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала