.png)
Я знать хочу, что Изумрудный город есть...
О спектакле по роману «Убить Бобрыкина»
Спектакль Сахалинского театра кукол «Убить Бобрыкина» – по одноимённому роману Александры Николаенко (премия «Русский Букер» 2017 года).
Гастроли в Москве, 26 и 27 мая 2021 года, Московский театр кукол.
Автор инсценировки и режиссёр-постановщик – Антонина Добролюбова, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры Сахалинской области.
Идея спектакля родилась во время читки пьесы российского драматурга Ольги Погодиной-Кузминой «Убить Бобрыкина» по мотивам романа Александры Николаенко. Читка проходила в рамках IV театрального фестиваля «Сахалинская рампа».
Художник-постановщик – Дарья Здитовецкая; художник по свету – Елена Древалёва;
Музыка и звукооформление спектакля: группа «Ребята с нашего двора» – Евгения Тодика, Семен Добролюбов.
Артисты:
Саша Шишин – Даниэль Черемных,
Таня – Лолита Котова,
Бобрыкин – Владислав Рябцев,
Мама – Ксения Земская,
Свидетель – Юлия Тронина,
Маринеско – Александр Маковецкий.
Кукольный театр многие не любят. Наверное, потому, что куклы – это тоже люди, но – как бы не совсем и не во всём. А лучше бы – про настоящих людей.
Спектакль Антонины Добролюбовой по книге Саши Николаенко «Убить Бобрыкина» – совсем немного кукольный, а на самом деле – полноценный драматический спектакль, музыкальный спектакль, световой и цветовой.
И очень цветной. В нем – детские рисунки, в нем – свет, много света. Много волшебных бутылочных стёклышек для «секретиков» – разного цвета, как было в книге – подвешенных под потолком.
И – белый сугроб посреди сцены. И снег сыплется-сыплется, как единственное напоминание о том, что в книге действие происходит от Рождества до Пасхи, зимой.
Спектакль – очень музыкальный и звуковой. В нём звучит много песен, хороших и разных. Много музыки в исполнении дуэта «Ребята с нашего двора». И звуковая партитура целая – звонилки, шумелки, отстукивание ритма по телу гитары. Колокольчики с разными голосами. Раскручивающаяся пружина заводной куклы...
Хорошо, что события разворачиваются почти в линейном порядке. Нет ещё у Тани семьи с Бобрыкиным. У них только свадьба в конце. Должна быть. Вот-вот. Если бы не...
Всё происходит в хронологическом порядке почти, начиная с детства героев, - когда Мама выводит на сцену куклу маленького Саши Шишина, и девочка Таня со своей куклой выходит во двор, в песочницу. Куклы героев немного подвигаются в актёрских руках – неловко, непослушными своими ногами. А потом их посадят аккуратно на сцене, к коробке прислонят, и – пусть сидят, на зрителей смотрят. А актёры пусть играют.
Саша и Таня – два мечтателя, два глядетеля сквозь зелёное стёклышко. Их город – Изумрудный? Им место – в волшебных, дивных письмах, в их трогательном и забавном, любовном мире, которым герои делятся с теми, кто поймёт, а вернее, – сможет почувствовать и вспомнить своё детство.
Происходит момент, когда Таня делает выбор. Не в пользу Саши.
Так должно было случиться, и так случилось.
Потому что Бобрыкин – человек для реальной взрослой жизни.
Саша Шишин – для дивных воспоминаний, которым – отчего бы не предаваться время от времени, иногда? Как достала Таня с книжной полки альбом с фотками: «Они все чёрно-белые, а кажется, что цветные». Ведь стёклышки же для этого есть!..
Многие из нас не хотят вспоминать свое детство. Там много травм и боли. Или просто нечего вспомнить – хорошего. А плохое забывается, вытесняется. Не нужно.
У Саши Шишина было счастливое детство, и школьные годы. Потому что – Таня.
И он не хочет куда-то взрослеть, чего-то менять.
Ему и так не мало.
Не хочется погружаться в те сложные области, где нормальное поведение переходит в ненормальное. Адекватен герой или нет – это и важно, и неважно.
Он, Саша Шишин, счастлив – там, в прошлом, с письмами, воспоминаниями и цветными стеклышками. И пусть там даже Бобрыкин – был-есть. Бог с ним. Пусть там живет.
Это сейчас, в сегодня Бобрыкина обязательно нужно убить. Навязчивая идея, угроза.
Надежда на избавление. От чего же?
Да от себя, конечно. Только от самого себя. Но от себя, как известно, не убежишь.
Бобрыкин – это образ взрослой жизни. Такой, какая есть. Саша Шишин не хочет, не может взрослеть.
Значит, он должен убить взрослое – в себе и в мире.
Он должен убить Бобрыкина.
Если это и помешательство у Саши, то только тем вызванное, что он не хочет отказываться от счастья. А счастье было в прошлом. Всё осталось там.
Если бы завтра никогда не наступало! А сегодня – сесть и написать Тане очередное письмо.
А потом – ответ, от имени Тани. Самому себе. Так хорошо, так светло от этого! Ничего больше не нужно, ничего...
Изумрудный город? Как все мы помним, город этот оказался совсем не тем, что ожидали найти в нем герои Волкова. Начать с того, что город и становится изумрудным, только если надеть зелёные очки...
Саша Шишин – это символ детства Тани. Выходя замуж, она умирает для детства. Пусть так будет истолкован этот нож в руках Саши. Иначе – ну невозможно же!..
Ведь в случае реального убийства Саша убивает весь смысл своего существования, всё в себе. Себя.
Лучше бы уж Бобрыкина пырнул, ей Богу! Но – убивать лучше вообще никого не надо.
Умирает прошлый человек, чтобы родиться в новом качестве, в новом пространстве, для нового этапа жизни.
Саша Шишин в отчаянии. Да.
И зрители некоторые в конце плакали. По-настоящему.
По Изумрудному ли городу плакали? По детству своему? По счастью, которое в детстве – такое простое и лёгкое, а у взрослых – так всё не просто...
В одном из писем Тани написано так: «Куда уходит детство... в нём хочу остаться... Я знать хочу, что Изумрудный город есть...».
Спектакль получился о том, что детство уходит. Что остаться в нём навсегда не получится. Но – можно вспомнить детство, оживить, воскресить, прочувствовать снова.
Спектакль получился.



