«Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...»
95 лет со дня рождения русского писателя-фронтовика Владимира Осиповича Богомолова
Владимир Осипович Богомолов (настоящее имя – Владимир Иосифович Войтинский) родился 3 июля 1926 года в деревне Кирилловка Московской области.
Отец Иосиф Войтинский был юристом.
В детстве воспитывался у бабушки и дедушки, участника Русско-японской и Первой мировой войны, полного георгиевского кавалера. Дед оказал большое влияние на формирование личности внука.
Владимир ушёл из средней школы в 1938 году (позднее окончил экстерном), уехал в провинцию, где работал, чтобы помогать семье.
Когда началась Великая Отечественная война, он прибавил себе годы, чтобы попасть на фронт. Позже он писал о своём уходе на фронт добровольцем: «...для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение».
Служил в армии до 1952 года. В разведке, затем в контрразведке (СМЕРШе). Участвовал в борьбе с бандеровцами и бандами на Дальнем Востоке. Есть версии, что биография будущего писателя военных лет частично скрыта.
Был комиссован по состоянию здоровья в звании лейтенанта.
В 1952 году экстерном окончил среднюю школу рабочей молодёжи.
Учился в МГУ по специальности «Русская литература», не окончил.
По его собственным словам, занялся литературным творчеством, чтобы рассказать правду о войне. В своих воспоминаниях он пишет: «Я очень много читал, в том числе и о войне, меня коробило от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе, полагаю, именно это побудило меня написать повесть «Иван». С одной стороны, это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой – профессионально точное описание «зелёной тропы», переброски через линию фронта разведчика, в данном случае – юного героя повести».
Первая повесть «Иван» (1957) опубликована в 1962 году. Писатель посмотрел на войну по-новому, свободно от идеологии. Рассказал о трагической судьбе юного разведчика – мальчишки, который жаждет мести фашистам и ходит в тыл врага для сбора секретных данных. Повесть многократно переиздавалась и была переведена на 40 языков.
В 1962 году Андрей Тарковский снял по повести «Иван» фильм «Иваново детство», получивший широкое признание и престижные награды.
Псевдоним Богомолов произошёл от фамилии матери – Богомолец.
Владимир Богомолов писал в разных жанрах. Среди его рассказов – «Первая любовь» (1958), «Второй сорт», «Кладбище под Белостоком», «Сосед по палате», «Сердца моего боль» (все – 1963).
Чаще писал повести. Известная повесть В. Богомолова «Зося» (1965) – история трагической любви между юным русским офицером и польской девушкой. Фильм по этой повести снял режиссёр Михаил Богин.
В 1967 году был награждён орденом «Знак почёта» за сценарии к фильмам «Зося» и «Иваново детство». От награды отказался.
Вообще Владимир Богомолов вошёл в историю советской и российской литературы как человек с несгибаемой принципиальной позицией и трудным конфликтным характером.
Свой военный опыт писатель использовал в остросюжетном детективном романе о деятельности советской военной контрразведки «Момент истины» («В августе сорок четвертого...»).
В основу истории положены реальные события. Поблизости к фронту нужно обнаружить и обезвредить немецкую группу разведчиков. Скоро предстоит наступление, и если разведчики предупредят противника, то советские войска понесут огромные потери.
В повествование включены письма героев домой, внутренние монологи персонажей, а также исторические документы времен войны (рапорты, донесения, телеграммы правительства) – стилизованные автором, но сделано это было настолько удачно, что Богомолов был вызван в КГБ – там хотели узнать, откуда у него доступ к секретным архивам.
Известно, что у Владимира Богомолова действительно был документ допуска «три К» – доступ к секретной части любых архивов. Также писатель как бывший офицер ГРУ Генерального штаба получал необходимые консультации по всему документальному материалу, использованному в романе.
Роман впервые был опубликован в 1974 году в журнале «Новый мир», затем переиздавался более 130 раз. Переведён на множество языков.
В 2000 году вышел фильм «В августе 44-го...» (режиссёр – Михаил Пташук). Владимир Богомолов отказался признать фильм, отсюда – другое название (их у романа Богомолова было несколько). Известно, что во время работы над фильмом у Богомолова была личная встреча с исполнителем главной роли – Евгением Мироновым. Они подробно поговорили о книге и о сценарии. Разговором писатель был удовлетворён, высоко оценил профессионализм Миронова. «...Но фильм-то снят о другом!» – закончил свой рассказ о встрече с актером Богомолов.
Ранее, в 1975 году, работа над экранизацией романа Богомолова «Момент истины» и вовсе была приостановлена. Тогда режиссёром-постановщиком фильма выступил Витаутас Жалакявичус, главную роль должен был сыграть Сергей Шакуров.
В обоих случаях сценарий экранизации писал сам Владимир Богомолов.
Он категорически отказывался вступать в Союз писателей СССР и России, отказался от множества наград.
В 2003 году был награждён медалью и дипломом ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» с формулировкой за «гуманизацию жестокого военного ремесла».
В последние годы писатель работал над книгой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...». Было опубликовано две главы. В ней писатель предложил новый взгляд на послевоенную жизнь в СССР. После ухода Богомолова из жизни удалось восстановить и издать роман целиком.
В 2013 году были опубликованы ранняя повесть «Академик Челышев», а также автобиографическая книга «Десять лет спустя» – об аресте и смерти отца и о жизни советского общества в тот период.
Выпущена книга публицистики В. Богомолова «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия...» Вот – известная цитата из этой книги: «Я далек от идеализации войны на любом уровне и в любой период, победа досталась поистине чудовищной ценой, огромной, небывалой кровью, однако, когда мне говорят, что мы воевали не так и делали совсем не то, я никогда не оправдываюсь и объясняю: «Мы были такими, какими были, но других не было». Когда пишешь или даже упоминаешь о цене победы, о десятках миллионов погибших, ни на секунду не следует забывать, что все они утратили свои жизни не по желанию, не по пьянке, не в криминальных разборках или при разделе собственности и не в смертельных схватках за амдоллары и драгметаллы, – они утратили свои жизни, защищая Отечество, и называть их «пушечным мясом», «овечьим стадом», «быдлом» или «сталинскими зомби» непотребно, кощунственно».
Роман В. Богомолова «Момент истины», фрагмент:
«90. АЛЕХИН ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Алкоголь только в случаях необходимости – это хорошо!.. А трепанги с жареным луком – просто великолепно!.. Ценнейшая примета!
Все, что ты знаешь о Мищенко, сейчас в любом случае без пользы... Может, это и он... А может, всего навсего Елатомцев... Алексей Павлович... Капитан Красной Армии... Фронтовик... Дважды орденоносец... Коммунист... В баню бы с ним сейчас. Спину бы его посмотреть, поясницу...
Не думай о Мищенко! Твоя задача – заставить этих троих проявить свою суть... Кто бы они ни были!.. И в положительном случае взять их живыми. Хотя бы двух... А еще лучше всех трех. И своих из группы при этом никого бы не потерять...
А помощник коменданта... Он что – все забыл?.. Почему молчит?.. Пассивно он себя ведет... некачественно... непонятно...
Предложи сам... Спокойнее... Так... Фиксируй лица!.. «На каком основании?! В чем дело?..» Не нравится!.. У лейтенанта дрогнул кадык... Фиксируй!.. Не хотят!.. Облизывает губы... Наконец-то!.. И у этого напряженность... Попадание!.. Это уже слабина!.. Дожимай!.. Теперь дожимай!..
Объясни причину... Доверительней... Пропала взрывчатка... Так... Хорошо возражает... толково... А ты – службист!.. Настаивай!.. Не хотят!.. Что же у них в вещмешках?.. Главное – чтобы они проявили свою суть!.. Не факт, что они – «Неман»... Не факт!.. Кто же они и почему не хотят?.. «Категорически!..» А в комендатуру?.. Теперь не тяни – сигнал!.. Не должны бы соглашаться... не должны... «Обыскивайте!..» Ах так... Ну что ж – тем лучше...
Помогает снять... Затянул узел!.. Ловко!.. Не подавай виду... Освободи руки, верни документы...
Посмотрим, что у них в вещмешках... Так... Сверху – буханка черного хлеба... А что под ней – вот вопрос! И этот тоже затянул! Ловкачи!.. Милые, это фокус для фраеров, а мы его уже не раз видели... Ну и узел!.. Пробуй ногтями... Ниже голову... Они тебя действительно считают придурком. И отлично!
Обступили с боков!.. Спокойно!.. Повтори сигнал – не повредит! Как они откровенны в своих действиях, как бесцеремонны!.. А кого им стесняться?.. Нас?.. Да мы для них уже трупы!.. И все же не факт, что они – «Неман», не факт!..
Поставь их на место... И обозли... Спокойнее... Повтори еще раз... Простака играй, дубоватого службиста... Больше упрямства... Обостряй! Повысь голос... Возмущение... Челюсти!.. На «ты» его, на «ты»!.. Вот наглая рожа!.. Спокойнее... Больше упрямства!.. Пистолет... Ах так... Отлично!.. А капитан молодец!.. Как владеет собой!.. Неужели это – Мищенко?.. Неужели они – «Неман»?
Лижет суставы и кусает сердце... И ничего ты не поделаешь!.. Затянул намертво... Ногтями не возьмешь... Как бы то ни было, а от Таманцева они не уйдут... А если кто и уйдет, то не дальше опушки... Через полчаса лес уже будет в кольце и начнется прочесывание... Конечно, это нежелательно... Весьма!.. Войсковые операции чаще всего дают трупы... А нам нужен момент истины! Сегодня же! И не обычный, а по делу, взятому на контроль Ставкой!.. От трупов его не получишь... Главное – чтобы они раскрылись... проявили свою суть!.. Тогда и момент истины мы получим... Если, конечно, они те, кого мы разыскиваем... Ну и узел!.. Зубами его ухватить, что ли?.. Неужели это Мищенко?.. Не думай о Мищенко!.. Кто бы он ни был, а от Таманцева ему не уйти... Если... Все!..».